Конкурс Частушек

Здравствуйте, уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем вашему вниманию интервью, взятое у ведущей конкурса Частушек - Татьяны Виноградовой - на сайте Парнас. Приятного вам общения с Татьяной.

***********
Татьяна Виноградова:«… одно сделанное доброе дело лучше тысячи хороших сказанных слов!»

Здравствуйте, дорогие друзья! Рады приветствовать вас в нашей Жемчужной комнате! Сегодня у нас в гостях конкурс Частушек в лице ведущей конкурса - Татьяны Виноградовой.
Беседует с Татьяной наш интервьюер Марина Попова.

М.П.: Здравствуйте, Татьяна! Спасибо, что выбрали время заглянуть в нашу Жемчужную комнату. Рады вас приветствовать в канун дня рождения конкурса Частушек. 25 февраля вам исполняется три годика! Вроде бы и возраст крошечный, но как много за это время сделано!
Т.В.: Здравствуйте, Марина! Сразу хотела бы поблагодарить Вас за приглашение к беседе. Спасибо за интерес к Конкурсу частушек!
Здравствуйте, уважаемые Авторы Парнаса!

М.П.: Татьяна, предлагаю начать разговор с истории возникновения самой идеи конкурса Частушек.

Т.В.: Три года назад я была приглашена на Блиц по частушкам - часовую игру на написание частушек на время. Пришла, заинтересовалась, и даже умудрилась занять там какое-то место. Не скрою – понравилось. После этого ведущая пару раз попросила заменить ее, это было весной 2012-го, а затем и я возглавила Конкурс... Как и любое новое дело - он буквально захватил меня! И понеслось!

М.П.: Какую цель преследует конкурс Частушек?
Т.В.: Цель Конкурса, по большому-то счёту, одна, и она проста в своей сути — сделать жизни авторов хоть немного лучше. Громко звучит, правда? Тем не менее, очевидно и правдиво.
Деятельность любого позитивно настроенного человека, в конечном счёте, именно такова — сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. И это нормально. Это правильно.
 
Не больше съесть, простите за такие сравнения, а принести в жизнь некоторую осмысленность и душевность. Для чего человек, скажем, расписывает ложки, или же разрисовывает ставни?
 
Ведь чтобы сделать этот мир лучше, чтобы самому смотреть на эту красоту, чтобы дать возможность смотреть на неё другим.
 
Ещё классик сказал: «… одно сделанное доброе дело лучше тысячи хороших сказанных слов».
 
Позитивный настрой — это нормально. Это правильный путь.
 
И если этого не делать, жизнь превратится в ад, и «ты» не будешь рад, грубо говоря, никакой сладкой булке с маслом.

М.П.: Татьяна, смотришь на вас и думаешь, где вы черпаете свой заряд? Ведь сколько нужно иметь огня в душе, чтобы столько творить, и зажигать всех участников!
Т.В.: Вы спрашиваете - откуда я беру силы, Марина. Беру их из понимания того, что это важно и нужно для людей, для авторов. Ну, не за баллы же я делаю всё это, простите за такую шутку.

М.П.: Татьяна, частушки, мне кажется, еще более, чем лимерики, опасны в том смысле, что легко перейти грань настоящего здорового юмора и скатиться в пошлость и негатив.
Т.В.: Абсолютно согласна, что частушки сложнее лимериков в плане умения держаться в юморе, а не ниже.
 
И здесь необычайно важно и чувство такта, и воспитание, и чувство меры, чтобы написать хорошую частушку. Раньше люди в бытовом смысле больше общались, особенно на селе, и все это было на большей саморегуляции.
 
А сейчас, когда остались почти лишь одни производственные вопросы, то иные общечеловеческие сферы - они труднорегулируемы.
 
Казалось бы - огромное количество средств для общения. Но у взрослых людей, которых поглотил свой быт, на общечеловеческие темы уже действительно нет и времени общаться. Люди, в общем-то, уже и не говорят на эти темы.
 
Только на политические, да и то... Поразительно, но социализация людей объективно низкая. Порой пообщаешься с человеком в реальной жизни, а он как, простите, дикий. Порой пребываю просто в недоумении.
 
Все играют на работе свою некую роль и не выходят за ее рамки. А когда "ты" занимаешься самовыражением, пусть, даже, казалось бы, не таким сложным - пишешь частушку, то невольно задействуются навыки выражения мысли, и все прочие. То есть, работает то, что в иных случаях, по большому счету, и не востребовано.

М.П.: Татьяна, как вам удается самой не перейти грани и удерживать своих участников в рамках настоящего юмора?
Т.В.: Наверное, Марина, нет юмора настоящего и ненастоящего, если вы понимаете, о чем я. Ведь каждый понимает под этим слово что-то свое.
 
Скажу сейчас банально - но, что смешно одному - не смешно другому. Согласны? Все об этом знают, но, почему-то забывают... Впрочем, это относится не только к юмору.
 
Естественно, есть и у меня свое представление - что уже за некой гранью, а что, вроде как, еще нет. Вопрос сей, на самом деле, как и тема, поднимаемая вами - они далеко не праздные.
 
Ведь изначально сама по себе частушка, как народный жанр, подразумевает в себе некоторую провокационную направленность, но в отличие от салонных пикировок воспитанных барышень, которые имели место давным-давно, диапазон поднимаемых тем и простота описания тех и других, надо признать, сильно отличается.
 
Почему? Потому что в четырех строках частушки нужно выразить очень много - и свое отношение к событию, и с юмором подать результат, вывод.
 
Убеждена, что основная цель любой частушки - это не выставить кого-то, извините, дураком или обидеть, нет.
 
Цель ее - это развеселить окружающих.
 
Не унизить, не зло посмеяться, а именно развеселить. Обида или злая насмешка никогда не будет смешной. Люди в основной своей массе не поддержат этого.
 
 Согласитесь, наш народ, он все-таки, не злой. Я не говорю сейчас про другие народы, не сравниваю никого, я говорю про наших людей - они изначально не злые. Злости в частушке быть не должно. Такая частушка никому не нужна.

М.П.: У вас есть "цензура" или вы своим примером, своим авторитетом уводите участников конкурса Частушек вверх за собой?
Т.В.: Конечно, я пытаюсь задавать некоторый пример корректности в общении - в уважительном отношении к Авторам, в прилюдных ответах-комментариях.
 
У меня в конкурсе нет, как бы поточнее выразиться, панибратщины.
 
Это же только кажется, что если жанр народный - то все тут могут тыкать друг друга, Нет.
 
Я здесь, скорее, статист, арбитр и организатор, своими призывами шутить я именно убеждаю людей, ну, и немного слежу, чтобы они не мешали друг другу в своём самомнении, или в чем-то ещё.
 
Именно поэтому цензура текстов всегда должна быть. В присылаемых мне произведениях я веду себя, как некоторый фильтр, чтобы какие-то перегибы одних не мешали другим.
 
Я никогда не стану размещать то, что может испортить остальным участникам пребывание на сайте. В то же время каждое удачное произведение — это своего рода маяк, повышение общего уровня Конкурса.
 
Это повышает его престиж, подтягивает уровень, расширяет аудиторию.
 
Это и есть конечная цель всего моего дела. Когда я получила, прочла великолепную частушку, я сижу, смотрю на всё это на экране, и в голове одна мысль — всё не зря.

М.П.: Татьяна, по какому принципу вы строите работу?
Т.В.: В своей работе на сайте я стараюсь придерживаться неизменного принципа корректной доброжелательности.
 
 Убеждена, что нужно уважать себя и участников, и ни при каких обстоятельствах не выходить за рамки нормальной беседы.
 
Знаете, Марина, мне глубоко симпатично желание авторов генерировать юмор, и я всячески поддерживаю это всеми силами.
«Политика», направленная на поднятие настроения – вот верная траектория в работе любого ведущего.
 
Люди приходят сюда отдыхать, и наша задача - предоставить им все условия для этого.

М.П.: В основании конкурсов лежит тема, а тип частушки может быть любым?
Т.В.: Да, авторы пишут в основном лирическую частушку. Она и ругает, и хвалит, и дает оценку, она многогранна.
 
 В конкурсе идут рефреном уже полюбившиеся авторам темы - конечно же, это любовно-бытовые вопросы села, деревенские будни, темы «кум/кума», «теща/зять», «бабка/дед», и другие.
 
 Стараюсь проводить и тематические конкурсы - новый год, весенние праздники, школа.
 
Авторы с готовностью откликаются на те или иные темы, людям нравится разнообразие.

М.П.: Существует какие-то алгоритмы для создания частушек?
Т.В.: Основные правила создания частушки – краткость, ритмичность и обязательный юмор. Важно помнить, что в частушке основная суть ее приходится на 3ю и 4ю строки четверостишия.
 
В этом смысле частушки очень демократический жанр. Они не требуют какой-то специальной подготовки автора, особо сложных музыкальных инструментов. Тем не менее, дружить с ударениями и рифмой важно и здесь.

М.П.: Татьяна, какие частушки предпочитаете сочинять вы лично: лирические, плясовые, страдания, «Семеновские» или Матаня?
Т.В.: Поскольку авторы пишут лирику – я отвечаю им тем же.
 
М.П.: У вас есть любимые частушки?
Т.В.: Безусловно, запоминаются и удачные частушки постоянных участников -

Александр Саакян /Садовник/:
Навозили мы навоза
К дому нашего завхоза!
Это свадебный подарок
От обманутых доярок!

Людмила Самолюк:
Берегла бабуля честь
Для милого Ванечки,
Только он не оценил,
Стал седьмым у Манечки!

Юрий Ерыкалин:
Дед Макар коньки надел.
Весь каток офонарел -
Он тулуп овечий свой
Закрутил над головой!

Т.В.: Порой удивляюсь — сколько же в наших людях народности, сколько понимания вот именно того, деревенского юмора, традиций, знания жизни. Я, увы, не смогу перечислить всё, что, мне понравилось, но, поверьте, Марина – за эти годы таких частушек набралось очень и очень много.

М.П.: Татьяна, как много поэтов принимают участие в каждом конкурсе Частушек?
Т.В.: В среднем, в конкурсе участвует 30 - 35 авторов, в тематических конкурсах это количество всегда больше. Так, например, в Новогоднем конкурсе было 50 участников.

М.П.: Состав участников обновляется?
Т.В.: Время от времени приходят новые участники, кто-то становится постоянным, кто-то участвует по возможности.
 
 Но основной состав, как правило, традиционно постоянен - есть авторы, которые участвуют уже не один год, за что я говорю им всем громадное спасибо.

М.П.: Какую работу вы проводите по привлечению в ряды участников новых авторов?
Т.В.: Новые авторы приходят в конкурс по-разному, Марина. Кого-то приводят постоянные участники, кто-то приходит сам, а кого-то я приглашаю лично.
 
 Смотрю раздел «Юмористические стихи», - что пишут авторы, кому какой жанр ближе, и предлагаю принять участие.
 
Несколько участников пригласила с других литературных порталов, и они стали постоянными.

М.П.: Татьяна, с какими проблемами приходилось сталкиваться во время организации и проведения конкурсов?
Т.В.: Основная проблема — это, конечно же, инертность людей.
 
Кто-то способен даже на большее, чем он сам думает.
 
Кто-то пока учится, но имеет огромное желание пробовать и участвовать, кто-то уже давно стал постоянным участником, и приводит друзей.
 
Скажу так - там, где люди, там проблемы практически одни и те же — все люди разные. Из этого, думаю, и нужно и исходить.

М.П.: Первые конкурсы чем-то отличаются от последних?
Т.В.: Вспоминая конкурсы 2012 года, и нынешние, должна отметить, что повысился общий уровень написания частушек, авторы стали выдавать более качественный юмор, добавлять в частушки больше оригинальности, больше жизни, если так можно выразиться. Конечно же, это не может не радовать.

М.П.: Татьяна, какова система оценок на конкурсе? Голосование судейское или народное?
Т.В.: Голосование в конкурсе народное, анонимное, закрытое. Участники голосуют за произведения других участников, и считаю, что анонимность - единственно верный путь любого конкурса.

М.П.: Каков возраст участников конкурса?
Т.В.: Возраст участников различен, Марина. Например, есть участница Александрина Прокофьева, которой всего 9 лет, но в основном, конечно же, это люди среднего возраста и старше. Лишнее подтверждение того, что Юмор объединяет людей, не правда ли?

М.П.: Случались ли какие-нибудь забавные моменты во время проведения конкурсов?
Т.В.: Здесь я солидарна с ведущим Конкурса лимериков Александром Саакяном /Садовником/ - Наши авторы так любят юмористические жанры, что порой присылают ему частушки, а мне - лимерики.
 
Мы уже не делаем им замечаний, а просто пересылаем друг другу эти произведения, сопровождая доброй улыбкой. И, знаете, есть в этом даже что-то радостно-трогательное – люди так любят Парнас, что порой даже не замечают здесь «территориальных границ».

М.П.: Каковы ваши планы на будущее? Стоит ли ждать участникам нововведений в новом году?
Т.В.: Есть желание возродить Блицы, Марина - часовую игру в три тура по двадцать минут. Буду изыскивать возможность, находить время. Авторы очень любят эту форму.

Мои планы просты, в общем-то, и понятны в своей сути – продолжать и дальше организовывать досуг авторов, продолжать двигать весь этот процесс.
 
Из нововведений я уже пробовала озвучивать частушки, или предлагать для их написания лишь слово, а не строку, но авторы остались постоянными в своих предпочтениях, и мы снова вернулись к строкам заданиям.
 
 На сегодняшний момент сформирована оптимальная формула ведения Конкурса, которая устраивает людей. Это главное.

М.П.: Татьяна, что лично вам дает этот конкурс?
Т.В.: Сам по себе жанр мне очень нравится, и я, как могу, прикладываю усилия по его возрождению, пусть даже на отдельно взятом сайте.
 
Нет, нет, я сейчас не о том, какая я отважная и хорошая.
 
Пусть вам не покажется смешным, но я мечтаю о том, что когда-нибудь люди, вместо того, чтобы сутками сидеть у телевизора, а все-таки будут учиться играть на инструментах, причем, любых, а другие что-то веселое споют под эти мелодии.
 
Почему это интересно? Потому, что в хорошей частушке поется не вообще что-то веселое, а что-то веселое, непременно относящее к присутствующим, к ситуации, к мероприятию.
 
Если так действительно будет - то это будет ни чем иным, как возрождением народных традиций. И это замечательно.
 
Что говорить, ведь людям всегда приятно услышать упоминание о них, даже если это добрый повод посмеяться. Их видят, их замечают - кому это может не понравиться?
 
Это и есть общение - не сидеть, каждый в своем кусту, а знакомиться с выражением мысли друг друга, и общаться.
 
Вряд ли все это будет - это я уже, конечно, мечтаю, но мне очень бы этого хотелось.
 
Увы, сейчас люди все больше выражают свои личные качества только через потребление - грубо говоря, один покупает зеленые штаны, а другой красные.
 
Один болеет за «Спартак, другой за Динамо. Этого преступно мало, чтобы жить интересно.
 
А ведь возможности для самовыражения - море. Один только наш Парнас чего стоит!
/громко кричу и улыбаюсь/
 
Марина, думаю, вы со мной согласитесь - любой человек должен реализовываться, это понятно и без меня. Лично мне Конкурс дает творческое общение.
 
То есть, получается, что в моих силах ещё сделать ситуацию лучше, положительно влиять на процесс. Ощущать себя не только организатором процесса, но и непосредственно формировать его, проявлять себя.

М.П.: Лично вы принимаете участие в других конкурсах? Ваш любимый конкурс.
Т.В.: Конечно же, Лимерики!!! Не буду пускаться в долгие рассуждения, а просто скажу – это фантастический жанр.
 
Это не просто юмор, а особенный среди особенного. Не хочу показаться той кукушкой, которая хвалит петуха, но познакомил меня с Лимериками и научил азам сложения
 
Заслуженный Лимериканец Парнаса и Рунета, Саша Садовник – мой большой друг и замечательный Коллега. Лимерики - это огромная площадка для «танцев» всех Парнасовких Лимериканцев. И, я бы сказала – еще и этакий бесплатный тир для любителей пострелять Юмором!

М.П.: Ваше заключительное слово-пожелание авторам, читателям, болельщикам, администраторам.
Т.В.: Люди, которые творят, или участвуют в конкурсах, они уже молодцы, по определению. Они ищут пути самовыражения, в вещах, казалось бы, не имеющих отношения к их реальной жизни. То есть, всё это люди, живущие не только жизнью обывателя, но еще и творческой. Соответственно, хотелось бы пожелать всем Авторам творческих успехов. Пусть будет больше поводов для творческого полёта, больше поводов радоваться и улыбаться.

А нас ждет еще одно событие - в конце февраля Конкурсу Частушек исполнится ТРИ года. Приглашаю авторов на Юбилейный Конкурс! И, конечно же, желаю всем только улётных частушек!

Администраторам желаю терпимости, сил и времени, ведь это только со стороны кому-то может показаться, что оно здесь само всё делается, - стоит, мол, только ударить в волшебный админский бубен. Нет, не само, За всем этим – бездна потраченного времени и сил. Спасибо вам за труд, уважаемые Администраторы!

Ура Парнасу! Ура Частушкам!

***
Считается, что предшественниками частушек были игровые и плясовые песни, которые в народе называли частными
В двадцатом веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов.
Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре» (материал из Википедии).
***
М.П.: Татьяна, большое спасибо, что уделили нам время для общения! Напоследок предлагаю вам идею создания новых номинаций для композиторов и исполнителей.
Глядишь, расширилось бы количество участников, да и авторам было бы интересно попытать свои силы в новых направлениях творческой деятельности.
 
Дорогие друзья, считается, что основной эмоциональный фон частушек – мажорный. Вот на этой теплой волне предлагаю и завершить нашу беседу.
Желаю всем мажорного настроения, мирного неба. Пусть в ваших семейных очагах горит исключительно огонь добра, любви и взаимопонимания!
Пусть этот огонек любви поможет укрепиться вашим семейным очагам, и способствовать реализации ваших самых дерзновенных планов.
 Нашей дорогой Администрации огромное спасибо за всестороннюю поддержку данного познавательного проекта!


С любовью, ваша Марина Попова.


Рецензии