C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Заметки злого критика

...получилось что-то удачное? Отлично. Отложи в сторону и иди дальше. Не засиживайся.


"Россия 1 поздравляет"

...тут как- то пришлось переводить книгу американского препода по анализу их кино и то, что я перевела совершенно изменило мое представление о том, что там заложено.
Но именно благодаря этому переводу для меня стала вырисовываться картина, как стряпаются сценарии и по какому принципу. Я не говорю о сценариях гениальной в своей развлекательной составляющей, невероятно насыщенной сценарной фантазии, об умении ремесла, но в то же время глубокой философии гуманистичного кино, как "День сурка", например. Но то, что я посмотрела вечером 1 января на Россия 1 уже диагноз.

Вряд ли то, о чем я сейчас скажу будет понятно человеку, не читавшего "Розу Мира" или пророчества чебаркульского отрока Вячеслава Крашенинникова. Однако, перед тем, кто знаком с данной информацией уже налицо очевиден факт целенаправленной и методической диверсии тотального и всепроникающего демонизма, направленного на сознание людей через сферу искусства, живописи, театра, хореографии, кино.

Два фильма "Последний богатырь " и "Притяжение" посмотрела огромная зрительская аудитория в праздничный вечер. Что-же она там увидела, если взглянуть на продукт чуть внимательнее с точки зрения профессиональной структуры, идей и мыслей, упакованных в привлекательную оболочку фантастики.
Надо сказать, что в форме леденца сосать зрителю приходится самое настоящее дерьмо.

Первый фильмец представляет нам некую перевернутую версию русских былин и сказок. Все бы ничего, вот только русский богатырь Добрыня, словно имя его не от слова Добро, кому-то из создателей фильма поперек глотки стал. Добрыня представлен этаким монстром, который отчего-то стал враг другим богатырям, зато Кощей совсем не носитель мирового зла, а радетель о благе людей, жертвенник. Оказывается, что русский народ обожает за одним столом сидеть с нечистью, разъезжать на курьих ножках, а Горыныч змей, то бишь пожиратель людей, дракон, которого Георгий-победоносец усмирил - просто летающая душка.

По этому поводу весьма поучительна история с режиссером Таировым, который решил высмеять богатырей в своем спектакле, на что даже товарищ от революции возмутился и ушел с первого акта, сказав, что русские богатыри были народные герои. Таиров решил подсуетиться, но не подозревал, что не стоит оскорблять великих личностей славянского народного эпоса, так что спотыкнулся именно на богатырях.
Таиров, как известно, плохо кончил.

То, что делает Бондарчук направлено на ту же мельницу, только стремится добиться уже несколько иных целей. Уже мало толерантности по отношению ко всем, кому ни попадя, толерантность требуется и к пришельцам из космоса.

Из чего же состряпана кампания чертановского молодняка? Из сверхгениальной ученицы старших классов, которая смело шарахается не только по крышам высоток, водит машины и именем папы руководит армией страны, но, главное, вот вот чуть ли не теряет девственность на наших глазах, да судьба в виде инопланетянина этому помешала, отчего кампания ( по сценарной структуре она вполне толерантна: мерзавец и негодяй русской национальности гетеросексуал, всем уже известный ученик Серебрянникова играет, конечно же, плюс элемента, ненавидящего сверхученицу старших классов и любит, любящего старшеклассницу гомофоба, тут же лицо азиатской национальности параллель какому-нибудь обязательному сценарному элементу из американского кино, где главный герой белый, а лучший помощник у него непременно эбонит. Это кстати, на самом деле уже политика. Ну, в общем, у Бондарчука негра заменяет таджик. Плюс нечто крашенное в белый цвет неопределенное существо, о котором приходится догадываться кого он в этой кампании любит).

Шарик, как говорится, прилетел, сшиб полрайона, вылечил собачку и уже с мозгами набекрень зритель переживает за инопланетянина и следит за поцелуями землянки и обаяшки из черного шарика из которого вывалилась какая-то добрая хрень и бегают на четвереньках такие - же добрые черные роботики.

О чем фильм. О том, что земля наша очень не толерантна. Поделитесь ею с добрыми пришельцами, потому, что вы, земляне - звери, хоть и посшибало полчертаново ( именно в этот, а не другой район прилетел так нужный землянам, шарик) а пришельцы носители бессмертия, самопожертвования опять же.
ДАЛОСЬ ИМ ЭТО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.
То Кащей им страдает, то Горыныч, то инопланетяне, но никак не люди и никак не русские мужики и парни.

Кстати, кто там говорил, что актер Меньшиков умный человек. Сниматься в таком сценарии неприлично для порядочного лицедея. Русская театральная школа образование начинает именно с главы "человек и художник". А тут непонятно зачем сыграл это уже матерый старикан. Для чего сыграл всю эту вредоносную для зрителя чушь.

Так что-же там с богатырями у Таирова.
Да ничего особенного.
Богатырям от того фарса было как- то было параллельно, а вот Таиров кончил в психушке, но вот зачем шарику чертановская вода и куда он ее девал - вообще не известно.

 


"Тим Талер" семидесятых или Алексей Розанов: актер, который не играл бессмысленные вещи.


Когда западаю на какого -нибудь мастера, а их у меня не так уж и много: Юрий Богатырев, Павел Луспекаев и Алексей Розанов, - пытаюсь умыкнуть хоть каплю техники. Леонов наровит в обойму, но тут больше индивидуальность работает, а эти технари.
Богатырев - глыба и я замучилась его жевать- так много у него отличных работ. У Богатырева прежде всего "мысль, выраженная впрямую - вульгарна", но вот Розанов, прям таки носом тыкает: "ну, посмотри, как отлично я ставлю точки. Даже в крошечных эпизодах". С экрана не вылезет, пока не поставит блямс. А уж как текст плетет. Жест выверенный, ни больше, ни меньше. В роли как выдра по поверхности водоема, сложив лапки. Хорошо ему в своей шкуре и зрителю удовольствие. И только потом думаешь: какой кровью это доставалось?

Алексею Розанову дали заслуженного, которого на периферии заурядностям дают в 35 - за пять лет до смерти. Любимец ленинградского тв семидесятых умер от рака, и как говорят, от невостребованности. Было ему 67 лет. Красивый, элегантный, обаятельный, тонкий актер с огромным чувством вкуса и юмора, а играл: мерзавцев и дураков.
Впрочем, не всегда. А уж в жизни и подавно.
Надо видеть, как эти два актера Розанов и Даль обмениваются на площадке  симпатией в спектакле "Два веронца". Улыбаюсь от их восхищения друг другом. Что их объединяет? Может, астрология. В любом случае где-то тут затесался третий. Треть я.

Сегодня получила еще одну благодарность за Алексея Розанова. Выясняется, (хотя я так не думаю) что без моего протеже никто не стал бы смотреть "Тима Талера" семидесятых годов. Как говорит народ - Розанов впечатляет. А, то!  Стала бы я так из-за нуля суетиться. У этого мастера каждая роль товар штучный. Вот, например, "Тасс уполномочен заявить". Это, кажется, его последняя работа в кино. Кстати, хороший пример: такой большой эпизод и только две склейки. Камера его обожает. Не актер, а блеск. Безотходное производство.

Честно скажу, пересматриваю список современных актеров с одной только целью увидеть названия фильмов, которые вышли в стране с 1990 годов. Количество зашкаливает - у среднего актера их штук 60 -70. Мегазвезде Богатыреву такое и не снилось. НО. Я ни одного из них не помню.
Чтобы вернуть на место вкус, возвращаюсь к фильмам времен совдепии. Так обнаружила для себя еще одного профс. Как только вижу первые кадры даже эпизодических его работ - лапы сами так и тянутся на шлеп шлеп, при этом приговариваю: "как точно ты всегда чувствуешь жанр..." Это о "Последнем дюйме". А вот и сказочка. Последняя работа на телевидении. "Ольденбургское телевидение". Еще и рта не раскрыл, слова на сказал - камера только в фокус взяла - а тепловая волна уууже поплыла. Очень редкое явление.

Он удивляет зрителя с первых кадров "Тима Талера". В роли его никто еще не переплюнул.
Детский мистический фильм - фэнтези из СССР. К теме человека и дьявола режиссер Селянин шел еще с шестидесятых, но тогда он был путано косноязычен. Зато в семидесятые актер Алексей Розанов, сыгравший Треча, бьет у него в десятку ролью такого опасного и одинокого создания неизвестно с каких времен.
Что делает Розанов - то же, что Богатырев, и это от Станиславского: не играй злодея, а найди, где он хороший. К формуле я бы добавила "хороший для себя". Обаяние Розанова оправдывает персонаж, делая монстра искушения и разрушения душ элегантным существом. Без принципов, но законопослушным квазиюридически, не марающим рук, но не гнушающимся пользовать любую шваль, потому что "всякое дело нужно уметь" - тоскующим по легкости бытия, учителем для вразумления маленьких человеков. Учителем из паутины. Но он - это неестественно, несмотря на все его профессиональное колдовское всемогущество и силу. Он иллюзия - которую нужно победить человеку, в месте, где весь мир всего лишь фотографическая декорация.
А вот это уже классная режиссура. Создатели телеспектакля режиссер Глеб Селянин и К словно вперед глядели и глядят. Спектакль для посвященных от посвященных.

Мне даже дозволено было поставить за него свечу и она по нему не трещала, хотя он сыграл самого черта. Помнят по эпизоду в кино, стоило только напеть в храме "трещит фугас как пустой орех"... Был случай, когда я решила поставить свечу за учительницу сольфеджио, еврейку, дочь первых коммунистов , но... как ни билась, не могла в храме даже вспомнить ее имя! Видя, что со мной происходит, мне сказали, что ее не дозволено поминать.
Хорошо бы снять передачу, А пока я могу рассказать только несколькими словами его друга. Они пришли вчера из Дюссельдорфа: "Это был не публичный актер... рада, что хоть кто то вспомнил Алексея Михайловича. Он же актер не просто, его отец и мама были тоже артистами. Умер в 1996, забытый, заброшенный, бедным и больным. Сколько вечеров я слушала его, его голос..."
Его отец стоял у истоков создания Ленсовета, а мать певица. Как признавался А. Райкин-благодаря ей был создан театр миниатюр. Роли и голос остались. Посмотрите "Укрощение строптивой" Ленсовета 1973 года и услышите как он поет. Swingует для тех кто понимает и нет. А еще остались мастерство и человеческая доброта. Уж  они непременно кем-то будут востребованы, не беднеют, не забываются, не умирают.


ОПЯТЬ ЖИВАГО


 С этим Живаго целая морока. Пытаюсь и дочесть. И дослушать. Даже отсмотреть. С итальянцами и прочими еще куда ни шло, но с первых же кадров нашего сериала становится понятна хитропопость сценариста. Дальше - больше. Меньшикову 45 и не стыдно у мордастой юности отбирать репертуар. Повадился с "цирюльника" и резонерствует как в "Покровских воротах".
Мюзикл что-ли глянуть. Все таки Бродвей.

 Лара говорит: оставайтесь всегда таким веселым, ироничным, вот Меньшиков и  старается переиграть время, словно его возраст на все времена. А рядом Кирилл Пирогов играет Гордона: на тот момент еще молодой, обаятельный, умный, проникновенный актер с пропечатанным талантом на лице. Ходячий Живаго. Ан, нет, эту красоту Гордону, когда Живаго любовник-пенсионер. Напоминает случай Табаков-Обломов, когда вместо человека, над которым обливалась бы печалью русская душа, хочется прибить хитрого, гнусного гада.

А то, что Арабов со сценарием творит, это просто полет. Такой фантазер, словно сам роман писал. Удивилась, что не одна я в таких размышлениях, только сказано точнее и лучше, чем выразят мои  всполохи на бумаге вслух. http://magazines.russ.ru/voplit/2009/4/se7.html
Вдобавок мало кто из актеров меняется на протяжении такой длинной истории. Это смахивает на музыкальную тему. Многие из нас любят музыку Артемьева, а потому ловишь себя на мысли, что она не оригинальна,  что где-то слышал ее отдельные части. То ли из "Обломова" скользнет по уху, то-ли из "Рабы любви" и мягко, искусно уплывает мелодия, не оставляя четкого о ней  представления, словно слепили, как по сусекам поскребли. К чести режиссера и самого Меньшикова можно сказать, что их совместные усилия, плюс усилия художника увенчались успехом в последних сериях фильма и Живаго в партизанском отряде существенно отличается от актера Меньщикова - тут  совесть не позволит клеветать на работу создателей фильма. А так... Пирогов остается Пироговым, Хаматова Хаматовой - они стабильны в рамках заданного: профессиональны, красивы, киногиеничны, но.. переоделись и дальше пошли. Впрочем, это не совсем правда, если речь идет Горобченко.

 Честно говорю, если Пирогова отметила для себя сразу в спектаклях театра Фоменко "Носорог", "Волки и овцы", то Сергея Горобченко не знала вообще до "Доктора Живаго", который отсмотрела с десятилетним опозданием. Ну, не видела. Как говорят журналисты: все знать нельзя.
Он заставил себя уважать не во время просмотра серий, а... наутро! Вечером ты восхищалась Пироговым: ах, какой милый, ироничный, глубокий, абсолютно современный актер. Ложишься спать. И наутро понимаешь, что главного то ты как раз и не заметила. Ту самую редкость, которую ценю у Юрия Богатырева. Это профессию. Такую классную разработку роли, что прикопаться негде. Геометрическая прогрессия, а не актер.

 Вот как лепит роль актер Сергей Горобченко - из эпизодических крох от а до я. Перед тобой проходит целая жизнь Антипова. Меняется его сознание и тело! Он то робкий, трепетный, пугливый как воробышек, то жесткий, ломкий, палкообразный. Воет как зверь и хладнокровно элегантен. Последние его сцены вообще в уме не укладываются, словно человек  прошел все бойни, колизеи, вкусил всех монстров в себе и вне себя. Апокалиптичная фигура, пытающаяся зацепиться за крышку ада.
 Насколько это Антипов Пастернака, сразу и не скажешь, актер выполнил ту трактовку, которую требовал режиссер, однако, потрясающая, блестящая, мощная работа.
Вот уж по какому актеру персонажи "Идиота" плачут.


"Прощание с Матерой" Студенческий спектакль.

... после Шепитько женщины присвоили себе этот материал, а зря. Чего греха таить и я режиссировала и играла главную героиню. Тут учебная работа, ни к чему не обязывает. Девочки, мальчики, как ни ряди. Землей от них не пахнет, вечность в глаза не заглянула, ты им говорок прилепи и будет мило. Может, и на Лене побывали в творческой командировке, посмотрели че там деется. Да видели ли?

Уж новых Матер пруд пруди, а тут музычно-драматично как в еврейском театре, плюс рубашки белые, исподние и, неизменный, теперь, крест. А материал-то огроменный. Эпизодов - завал. Питер, конечно, не переплюнули: там студенты целый день играют "Тихий Дон". Чего помню? Раздражение от усталости и как шашкой вертит парнишка под песни-пляски, ящик с водой, где студенты плескались и сожаление о потерянном времени, когда чуешь, что тебя капитально и волнительно атмосферно дурачат.
Конечно, с монтажом фильма не сравнишь. Тут у знакомого на 11 минут 1300 склеек. Дурдом, но это лучше чем столько же сна, как в одном нижегородском спектакле. Сон известно, кого рождает, а и тут провинция, не от школы будто.
 А я и не знала: чтобы быть от школы - нужно быть вне ее.

Точная логика, острая кривая пульса разработки. Это к режиссуре. Нет актерских парадоксов, когда не впрямую. И это не на березе вырос, это - школа. А тут скачет по поверхности, гигобайты эпизодов, но вспомнить нечего.
"Мысль, выраженная впрямую - вульгарна" - так там учили. Вульгарна Щука последних времен, опустилась в своем междусобойчике.
В чем со мной дело? Может, потому, что с Богатырева меряю. Стер он меня ластиком, братцы. Вот рисую теперь.



"Последнее танго в Париже" Бертолуччи.

 О фильме столько уже было сказано, но мне безразлично, когда впервые смотрю отзвездившее кино. Фильм построен дешево. Без масла, с маслом, душевные судороги, слезопускания на протяжении фильма ничего не вызывают кроме отвращения к диалогам и мохнатушке героини. Снято грубо, впрямую, в расчете на рефлексии паховой области.
Фильм своего времени. Тогда он звучал революционно. Его смотрели с замиранием сердца даже с купюрами, как слушали мат на бывшей советской сцене в 90 е, этакий вызов морали и всему чему можно. Ничего не осталось в человеке у Бертолуччи кроме дырок и воронок сентиментов. Впрочем, результата режиссер добивается: хочется схватиться за сигарету. О причине мороки ты спрашиваешь себя и на следующий день.
Фильм очень мужской. Он именно для мужчин. И дело не в том, что способ восприятия у мужчины другой, а в том, насколько честно режиссер ставит диагноз. Герой не то, чтобы груб и обездушен. Он из тех, кто обжегшись, не стал внутренне тоньше, честнее к себе или мудрее, так и ползет по диагонали привязанности, не способный ни уйти от себя, ни совершить никакого поступка, кроме мести, оскорблений и насмешек до сблева над любовью. А ведь именно он, и никто иной сам является присоской и паразитом, убийцей других и себя. Спрятавшись то ли в тюрьме, то ли в борделе своей боли, он способен лишь надругаться над другими в отместку за свою человеческую несостоятельность. Однако когда все таки решается дать себе шанс, то оказывается, что слишком поздно. Он так ничего и не умеет поделать с душой другого человека. Зрелый е... рь с геморроем, как испуганный мальчик, в истерике вцепившись в свою няньку, только в конце фильма понимает, что такое свобода другого. Осознавший всю бессмысленность насилия или удушающей привязанности, он возвращается в форму погибшего зародыша, того, кто мог бы быть живым человеком. Это ли опыт любви? Может, и так. Это и мучает, потому что правдиво.



"Бесы" Достоевского-Додина

Если не читать книг Додина, наверное реакция на увиденное была бы другой. То, что в тексте шибает совершенно, во время репетиции звучат такие интеллектуальные режиссерские и актерские рассуждения в процессе работы, что думаешь: происходит невозможное, недостижимое человеческому, творчество. Однако я увидела спектакль на излете, в тв-варианте, а это всегда минус. Актеры состарились, у кого-то уже явно вставные зубы и он шепелявит, у того то, у сего другое, видно, как обрюзгли когда-то красивые тела и подпадают закону распада. Главный герой, по описанию Достоевского должен быть красив не больше- не меньше как Кыванч Татлытуг, так еще с умом и душой, что отыскать все одновременно в актерской среде почти не представляется возможным. На слово "красота" натягивается смазливость, а уж мужскую харизму, его внутреннюю секс - тайну, которая вьет из всех веревки - это надо знаете ли земной шар обойти. Внутренний секс, манеру обращения, дрессуру интеллигента, притяжение настоящего таланта, искренность, обаяние - все это из кладовой Ивана Царевича, от которого валяются в этой истории женщины и мужчины. Так или иначе он имеет их всех повально, женщины идут на конфуз, а мужики строчат из себя километровые монологи с признанием в любви. "Никто не может вырвать его из сердца" И лишь у ребенка, монаха и кликуши, как и полагается у Достоевского, не спит внутреннее зрение на зло.
Непонятно только, зачем Додин так тасовал актеров во время репетиций: ты попробуй, нет, а завтра ты. Спектакль крепкий, сильный, но ничего сверхъестесственного там нет, кроме того разве, что выпущен он был понятно в какую эпоху. Но тогда было много смелого, несмотря ни на что.
Конечно, потрясают пророческие тексты. Не оставляет равнодушной работа Олега Дмитриева, который играет Верховенского. Этакий Владимир Ильич в молодости, только откровенно гомосексуален. Энергичный до сумасшедствия , творчески мстительный гаденыш. И материал позволяет, есть где развернуться, и актер делает свое дело на высоте.
Сама же структура произведения напоминает фильм с Микки Рурком "Сердце ангела". Форма интригующая и порадуешься за нашего писателя, что сценарно он был на столько лет впереди планеты всей, так, что не он, а с него слизывают.
Есть одна особенность, которая существует в любом заштатном театре, но почему - то отсутствует у Додина. Это культура грима. При хорошей работе художника по костюмам, всегда бросаются в глаза прически актеров. Они странным образом не подвергаются изменениям. Любимая всеми Шестакова из спектакль в спектакль остается в своем милом каре, а современные стрижки мужчин просто умиляют из эпоху в эпоху, от абрамовской деревни и до... От этого складывается ощущение, что актеры забегают на работу, и убегают, несмотря на все легенды их аскетичного служения в данном театре.
Мелочь... но что делать - моя профессия такая отмечать и мелочи тоже. А тут еще и киноляпы привязались, которые к телеспектакле тоже присутствуют. Прошу прощения, если что - но ведь они уже объехали весь мир...

...........................

 "Буря" Стуруа

 "Буря" у Калягина.... Нда. Шекспир не мог и предположить, что у его Миранды с куклой пробъет на сцене менструация, а король будет мочиться в совдеповскую раковину с краном. Ладно бы еще менструация, а то зритель смотрит и читает, что у дочки волшебника от боязни бури и сострадания выкидыш, она истекла кровью и померла, раз ее лежачую тащит вниз декорация. Декорация утащила с собой и женщинку в черном комбинезоне и кофточке а ля дискотека восьмидесятых . Потом появится конечно белый костюм и женщина будет много и отважно летать, а в завершении истории наградит Просперо то ли тальком, то ли пудрой. Это называется проделки Ариэля, который затормозил(а) из-за строительного комбеза и порядочно поднадоел(а) пластическими судорогами. Брат древнего старца Просперо младше его на несколько поколений, красив, конечно, но все равно брат брату брата. Вторая история папы принца идентична: отцы и дети. Конечно клоунов и эклектику всего и вся можно простить за покачку кораблика в соединении с кино вместо декорации, и все же как не велик мэтр Стуруа, "Буря" ему не далась, хотя пустые бутылки звучат хорошо.

Мастера по режиссуре с институтских времен приучают отсматривать свою работу отстраненно. Втемяшивают: ты делаешь не для себя, а для зрителя. Для себя - дома. Менструация Миранды лишнее тому подтверждение. Режиссер придумал смелую и дерзкую умилительность, а получилась странность по крайней мере. Не все к Уильяму пришьешь. Все краски мира, кроме желтой. К тому же перестроечная паталогия давным-давно устарела, хоть и застряла надолго за нищетой гениев. В моду входят профи-романтики. Горят недолго, но капитально возвышают душу. Народ снова хочет плакать на Ободзинских...
...........................................

Ободзинский:

Вулкан со дня моря. Если Антонов прежде всего хорошие тексты, то Ободзинский - абсолютная музыка. Жаль, что во многих его песнях надо было делать из г конфетку. А мы наслаждаемся и текстовой бред да еще лалала воспринимаем очень гармонично только потому, что большой художник сделал для нас это. Но вот история его жизни заставляет размышлять. Когда пришел нужный период были содраны все покровы с иллюзий. Драл жилы, чтобы достичь полной реализации и полного признания. Хотел быть впереди и достиг признания, но этой страны ему был уже мало, требовалось быть человеком мира. Покинуть страну не мог по разным причинам, болезнь сосала - попробуй поживи в таком бешеном эмоциональном графике. Всегда и везде люди, люди, люди!... Ты уже может и надорвался, а слава тебе, как наркотик. Все время доказывать, чтобы этот кто - то решал судьбу твоего творчества. Это кто - то сам вообще ни на что не способен, но он запрограммирован преследовать тебя.
И везде чего то должен. И вот те: мужик берет и бросает. Все. Кто бы так смог. Не просто бросить в положении звезды. Однако жизнь помогла, дала пинка, а он лишь помог ей - повернулся пятой точкой. Полный себе приговор: ты болен и кроме вреда ничего не приносишь близким. Денег от тебя всем перепало, тех, кто на тебе зарабатывал давит жаба и они строчат заявы в кгб, семью обеспечил, а потому плюнь на все: злопыхателей, вредителей, вечное должен, конкуренцию, обязанность держать себя в узде, невозможности ни расслабиться ни творить на полную катушку. Это очень по русски. В низ, на улицу, в подворотню. Отстраниться от всего, все потерять. Вот такие качели. Но как итог всего храм. Певчим. И понимание кому и зачем нужен его талант. Признание своей ничтожности перед Богом и примирение с миром.
Ободзинский сильный в творчестве, но в болезни слабый, а эта болезнь духовная. Что он осознал о своей гордыне, а в чем был прав, когда отдавался любому слушателю как в откровение.
В результате помощь пришла к нему и он увидел, что все лучшее, что сделал для людей никуда не делось и уже никогда не исчезнет. Это награда за искренность в творчестве. Все остальное приложится, смерть не помеха. Главное, что Бог дал ему - силы сохранить в чистоте свой голос. Это не всякому дается.

..........................................

"Осторожно! Это господин Чехов"


Когда на различных собраниях, в клубах Михаила Чехова рассуждают о театре и о творческом развитии человека, о методах современной психологии и пути достижения гармонического развития личности, так и хочется воскликнуть: «О чем это вы здесь, господа?!»
Какое достижение гармонии? Где вы ее отыскали в личной и творческой биографии этого художника, чей путь пример дисгармонии? Социальной, психологической, душевной, – если не всех возможных, кроме творческой.
Об этом предпочитают умалчивать, а напрасно. Именно с этого нужно бы начинать.
Профессионал в области театра, который намеревается открывать другим мир творческого гения актера Михаила Чехова, должен понимать и осознавать всю меру ответственности, несколько важных и необходимых вещей, которыми не грешит система Станиславского. Система безопасна для воспитания актера во многих смыслах. Она здорова душевно и нравственно, опирается на психологию и способность человеческого мышления к работе с воображением. Это вовсе не значит, что она не касается высших сфер или, что она материалистична и полностью бездуховна. Отнюдь! Но Станиславский лишь намекает на жречество, всячески оберегая плохо подготовленное существо от «тайнописи», которое под силу только зрелому сознанию, способному в совершенстве управлять собой, своей психикой, отличая зерно от плевел.
Поэтому, каждого вступившего в сложный и более чем ответственный мир работы с подсознанием надо бы вначале очень серьезно предупредить :
«Осторожно! Это господин Чехов».


 Вступление.

Как актер Михаил Чехов состоялся в первую очередь на родине. Возможно, и такого явления как педагог Чехов никогда не случилось бы, не произойди однажды встреча со Станиславским.
Однако, жизни было суждено кардинально разделить их дороги. Один завершил свой жизненный путь на родине, при этом, несмотря ни на какие исторические потрясения остался верен себе и воспитал еще не один ряд замечательных мастеров театрального искусства. Другому было предназначено трудится вне родины, послужить проводником русской театральной школы, чтобы ее знания стали достоянием всего мира.
В этом заслуга человека, продолжателя дела своего учителя, художника и мыслителя, развившего систему Станиславского, обогатив ее несколькими важными открытиями не только в области технологии, но и философского осмысления искусства, его метафизического воздействия на человека и окружающий мир.
Сегодня никому не нужно объяснять, кто такой актер и педагог Михаил Чехов. Мария Иосифовна Кнебель достаточно потрудилась для того, что имя ее учителя снова узнала страна. Именно – узнала, а не вспомнила, потому что как можно было вспомнить того, кого никогда не видел на сцене целый ряд поколений? Но на счастье рукописи не горят, а потому труд педагога Кнебель принес свои щедрые плоды на родине автора. После первого же издания «О технике актера» книга Михаила Чехова стала бестселлером. О нем заговорили все. Его имя стало модно употреблять в профессиональной среде. Появились студии, где стали пропагандировать его упражнения для развития техники актера, как рецепты новых и эффективных диет для похудения. Возможно, в чем то и было полезное зерно, требовалась волшебная пилюля для нездорового организма, когда всеми признанная театральная школа начала давать сбои. Вряд ли был виноват в этом сам Константин Сергеевич: он никогда не был материалистом, у него и в уме не было довести русский театр до состояния полного натурализма.
Вряд ли бы ему понравились темы, которыми пытались заполнить творческую пустоту национальные театры за редким исключением смельчаков ( или настоящих художников, которым во все времена дорога к зрителю открыта по законам не совсем человеческим должно быть): не понравился бы и способ актерского существования, когда настоящий театральный реализм подменяется бормотанием под сурдинку.
Идеи о жизни человеческого духа словно вымерли все, как и яркие театральные формы, по которым зритель истосковался с того самого момента, когда был доведен до сумасшествия последний Таиров, а всех Мейерхольдов утопили в «парашах».
Однако, время и закон эволюции устроен так, что ничто не может существовать в состоянии вечной статики: оно вырождается, превращается в болото, некоторое время существует в таком виде, засасывая все, что рискует оказаться в его обозримости, ну, а, потом и это недоразумение природы, прекращая свое существование, видоизменяется, и когда - нибудь на его месте возникнет некий новый природный объект. Как ни странно, это физический природный процесс имеет, как и все вещи, созданные под небом, свое философское обоснование.
Вот тогда-то и вернулся Чехов со своими мыслями о метафизике театрального искусства, чтобы теперь уже навсегда остаться на родине в качестве воплощенных идей.
Остается только надеяться, что исторические реалии прошлого больше никогда не повторятся на многострадальной почве национального искусства, как и в остальных отечественных общественных сферах . И даже несмотря на непрекращающийся поток гениев в той или иной области российской культуры вопреки всем реалиям истории, хотелось бы верить, что не наступят больше никогда такие времена, когда потери народа, в том числе и культурные, были бы так огромны, как это уже однажды произошло.

................


 Отчего грустит Киану Ривз


 Ох и грязное это дельце - процесс постижения последних достижений кино. На этот раз - американского шлака. В фокусе творчество трудоголика Киану Ривза. Сценарии картин просто зашкаливают своим незамысловатым выдумством, но везде эти плюшки он спасает своей трогательной одинокой фэйсой, поцелуями, поебеньками и сценическим движением в жанре джиу джитсу. И вот какая картина возникает: само американское кино давно уже никого не порождает похожего на титанов кино двадцатого века, несмотря на ух ах какие деньжищи в технологии и удешевление процесса съемки на зеленой тряпичниц. Вливаний мозгов, как это было из бывших соцстран - теперича днем с огнем не сыскать. Милоши Форманы им только снятся. Остается надеяться, что еще есть порох в пороховницах у Земекиса. А так - ****ень спистолетиком для идиотов с писькой вместо головы...

Ришард Бер Заметки злого критика отрывок
Елена Федорова Нижний Новгород
Польский режиссер осмысливал историю о Таис по книге Анатоля Франса еще в середине 90 х годов.
Как выглядел Ришард Бер, когда стал старше - трудно сказать, в интернете пока нет его фотографий. Режиссер ушел в 2004 году, отмерив приличные семьдесят лет, но если уж так получается, то пусть при нашем знакомстве с ним он так и останется молодым со своей озорной и лукавой улыбкой.
Сегодня одно обстоятельство заставило меня вспомнить о его фильме. Фильм шел в кинотеатрах, пленка была очень плохого качества, исторически к этому сюжету было много вопросов, но теперь, через годы поисков всяческих смыслов в своей жизни и через примеры других людей - эта киноработа все чаще приходит на ум, как пример честной и глубокой реализации. Какое обстоятельство подвигнуло вспомнить этот фильм именно сегодня?
Ничего особенного, кроме того, что когда я утром подошла к окну, то увидела мужчину. Он, наверняка, просто проходил мимо, но было ощущение, что возник точно ниоткуда. Мужчина в самом расцвете сил, красив в длинной, черной сутане подолом полуклеш, элегантно облегавшее его крепкое тело по талии.
Мужчина вдруг закрыл лицо рукой, будто пытался избавиться от мысли, измучившего его, чувства, покаянно стал стучать себя кулаком в лоб, заставляя ум и волю разрешить какую-то ситуацию, от чего - то освободиться. Он согнулся, закрывая солнечное сплетение, так и пошел, словно был совершенно одинок, прося прощения за что-то у кого-то дальнего, кого с ним сейчас уже больше нет...


Рецензии