Виталий Волович в Ханты-Мансийске

Из цикла "Рассказы о художниках"

Вместо предисловия

Меня всегда интересно, как зарождается замысел художественной выставки, проходит ее подготовка и как потом она отражается в сознание зрителей. Понятно, что в любом музее или галерее, есть план выставочной деятельности, а появление некоторых выставок вполне предсказуемо – отчетные и юбилейные должны проходить в свое время. Но есть другой тип выставок – их идея возникает  у конкретного человека и, как зерно в земле,  начинает жить самостоятельной жизнью, постепенно, превращается в росток, а потом – в колос.

О выставке

20 февраля 2015 г. в Государственном художественном музее ХМАО-Югры (г.Ханты-Мансийск, Россия) состоялось открытие выставки книжных иллюстраций известного советского и российского художника Виталия Воловича. Куратором является сотрудник художественного музея Н. Л. Голицина. Интересна, на мой взгляд, решена сценография выставки.

Краткая информационная справка
Виталий Михайлович Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем Приморского края. С 1932 года жил в Свердловске/Екатеринбурге. В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. Выдающийся советский и российский художник, признанный мастер станковой и книжной графики.
Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном русском музее (Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургской галерее современного искусства, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г.Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, в галереях и частных собраниях Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Саратова, а также в частных собраниях коллекционеров России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и других стран.
Офорты В.Воловича из серии «Ирландские саги» (1968) и к трагедии У. Шекспира «Ричард III» (1967) были закуплены музеем у художника в 2013 -2014 гг. и впервые экспонируются в Ханты-Мансийске.

На светлом фоне черные клинки
И скрюченные пальцы жертвы…

Будучи немного знаком с творчеством В. Воловича, я заранее решил, что обязательно побываю на открытии выставки. В музей пришел пораньше, чтобы в одиночестве и тишине посмотреть иллюстрации из очень известных книг о событиях Средневековья.
В  одном из интервью В. Волович вспоминал: «В силу разных обстоятельств с детства я помешан на Средневековье, на романтической литературе такого порядка: у отчима была баснословная библиотека с изданиями Брагаузера, с иллюстрациями Доре, истории крестовых походов, Шекспир и все такое — для меня это была естественная среда. В 5-м классе я даже не говорил «честное слово», я говорил «клянусь честью». А «драки» у нас были заменены «поединками».
Художник говорил, что в его семье царил культ книги, мать и отчим. воспитавший мальчик, были писателями, дома роскошная библиотека, книга была эквивалентом жизни.
«Удивительно ли, что книга стала моей судьбой,  мне, как бы на роду было написано быть иллюстратором, соединив в книге свою любовь к литературе и изобразительному искусству. Возможно, это и было моим признанием… много лет работая над иллюстрациями к классической литературе, я пытался преодолеет однозначность сюжета, его «иллюстративность»… Мне нравилось размышлять над текстом, над возможностями его интерпретации, угадывать атмосферу произведения, искать пластику, адекватную его образам».
Не буду говорить о подлинных событиях войны Алой и Белой Розы, о том, соответствует ли образ Ричарда III, написанный У. Шекспиром, конкретной личности короля-властолюбца. Он вывел Ричарда злодеем, лишённым чувства совести, идущим к власти от одного убийства к другому. В.Волович в своем понимании идет от текста, и это его авторское право на интерпретацию литературного образа. В произведениях художника я вижу вечную борьбу Добра и Зла, Войны и Мира, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Верности и Предательства…
Посмотрим работы, размещенные в экспозиции. На черном фоне громадная фигура – Ричард сам возлагает на себя корону. Глаз его не видно, из короны идет свет. Но взгляд зрителя, в первую очередь, притягивает не корона, а кинжал на поясе. Орудия лишения жизни постоянно появляются в работах В. Воловича, к «Ричарду III». Кинжалы – в руках или на поясе -  будут у всех: у короля и палача, у наемных убийц…  А вот отсутствие меча на гравюре «Ричард с короной» мне не кажется случайным. Потом взгляд переходит к двум маленьким фигурам, вооруженных алебардами. Эти фигурки есть на многих иллюстрациях.
На следующей гравюре – Палач. На фоне огромного креста взгляд привлекают,  прежде всего, топор и капюшон плаща.  И лишь потом замечаешь, что слева парит в пространстве одинокая корона. Корона без головы… А вглядевшись замечаешь, что крест делит пространство на белую и серую зоны, и что фигура палача изображена черным, серым и белым…  Кто он, этот Палач? Исполнитель неправосудных приговоров или вестник карающей Судьбы?
Иллюстрация «Убийцы». Две фигуры в капюшонах и лежащее тело. «На светлом фоне черные клинки / И скрюченные пальцы жертвы…». Это уже не иллюстрация шекспировской трагедии – это символы всех жертв и всех убийц…
«Ричард и леди Анна» - для меня одна из самых неясных гравюр. По сюжету пьесы Ричард добивается расположения леди Анны Невилл, вдовы Эдуарда, принца Уэльского, и она выходит замуж за него замуж. В монологе Ричард  совершенно откровенен:

Кто женщину вот этак обольщал?
Кто женщиной овладевал вот этак?
Она моя, — хоть скоро мне наскучит.
Ха!
Нет, каково! Пред ней явился я,
Убийца мужа и убийца свекра…

На рисунке король убеждает Анну, но вот ее поза и жесты, на мой взгляд, не характерны для соблазненной женщины, забывшей о гибели мужа… Впрочем, в произведении искусства каждый находит для себя близкие по духу сюжеты и толкования.
«Король Ричард и Тиррел» - мощная, во всю плоскость лица фигура Заказчика с поднятой рукой,  стоящая к зрителю спиной, и согнутая фигура наемного убийцы. Капюшон закрывает лицо Тиррела, а руки цепко сжимают мешочек с монетами… И, конечно, черный кинжал на белом фоне... А на заднем плане – снова маленькие фигурки с алебардами… Присмотритесь к положении алебард в руках у стражников – они разные…

Об иллюстрациях В. Воловича к ирландским сагам, на выставке в Художественном музее Югры, я напишу позднее.


Рецензии