Причина под следствием

Всегда причина определяла следствие. Издревле было известно: «Истинное знание — знание причин». Но нет ничего вечного под солнцем.
И настал момент, когда следствие производилось уже над причинами. Брали одну причину за другой, разбирая по косточкам… и те соглашались, что заблуждались: они – не главное и знание – не у них.
Но одна не понимала и упорствовала: Как же так? Ведь следствие – порождение моё, вытекая из меня…
И её продолжали мучить, и вытекало из неё иное…
Следствие зло сужало усталые глаза и думало, что всё равно видит причину мелко. Столько работы! Из-за таких, как она. Так скоро и очки понадобятся… Прикидывается, что не понимает. Не должно быть никаких причин! Только Одна. Главная. А из Неё все следствия.
Оно произнесло нынешнюю истину вслух.
Причина удивилась и попробовала уточнить:
- Главная, она – Причина причин?
- Нет, - покачало головой следствие, - не надейся! Она – причина всех следствий.
- То есть, главная всё же причина…
Следствие оторопело на мгновение. Получалось не логично. Следствию должны подчиняться причины, а не наоборот. Но за такую мысль… И следствие отогнало её от себя.
- Итак… - оно грозно взглянуло на подследственную, - будешь подписывать…
- Последнее уточнение! – попросила та.
- Что ещё?
- Если больше причин нет, кто тогда я такая?
- Никто, - усмехнулось следствие, - и звать тебя Никак.
- Как тогда я могу что-то подписать, и чего стоит моя подпись? – не унялась причина его мучений.
- Упорствуешь? – тоном, не предвещающим ничего хорошего, начало следствие, - Издеваешься…
- Нет, пытаюсь понять: я всю жизнь считала, что, когда деревья гнутся, вероятно, дует сильный ветер… теперь это должно означать, что деревья гонят воздух?
- Что тебе скажут, то и будет означать! – отрезало следствие, - Итак…
«Долго не простоит здание, построенное с крыши, - подумала причина, - Независимо от того признаю я их чушь высшей истиной или нет».
А вслух сказала:
- Я осознала своё заблуждение. И так как нет больше причины… что верховодит следствиями…
- Что-что?! – угрожающего взревело следствие, про себя успев испугаться и успокоиться: Не может она ничего знать…
- Говоря иначе, нет ничего кроме высшей причины…
- То-то…
- … а следствия у неё сегодня такие, а завтра – совсем другие…
- Размечталась! До других ещё дожить надо.
- Следствиям. Мне – необязательно. Ведь я – Никто и звать меня: Никак.

Хотите знать: сдалась ли упрямая причина? Так ли это важно, коль оказалась права – здание-то рухнуло!


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.