Национальный вопрос

Что мы с Эльвиркой не поделили тогда – не помню. Но, видно, совсем она меня допекла, коль я назвал её еврейкой. Эльвирка, кося на меня недобрым глазом, тут же шепнула на ушко своей маме, а тётя Люда, выслушав дочь, посмотрела на меня с таким интересом, будто увидела впервые.
Мне было лет восемь, и я не знал, что еврей – это национальность, да и что такое национальность, я тоже тогда вряд ли знал. Просто несколько раз слышал, как во дворе мой старший товарищ Олег Кузнецов стыдил тех, кто не желал делиться.
Выйдет на улицу Витька Черных, к примеру, или Андрюшка Бочкарёв, в руке у пацана краюха белого хлеба с маслом, да ещё и с вареньем – смородиновым или вишнёвым. Вкусно, у всех вокруг слюнки бегут. И вот если счастливый обладатель бутерброда не желал делиться им с коллективом, а на просьбу «Дай откусить!» отрицательно крутил башкой, тогда Олег и вопрошал у жадины:
- Ты чё, еврей?!
Сомневаюсь, что кто-то из моих товарищей знал, что это значит. Но сам вопрос звучал так, что евреем быть никто не желал, и кусок хлеба быстро исчезал в наших пустых желудках.
И уж совсем я не ведал, что моя двоюродная сестра Эльвира, оказывается, еврейка! Это уже позже, повзрослев, я стал понимать, что ничего странного в этом нет, так бывает в жизни. Мой родной дядя Гена женился на Люсе Эпильдимовой, симпатичной барышне из еврейской семьи. Да мало что ли у нас в стране разных смешанных браков?
В то время я был далёк от всего этого, поэтому откровенно не понимал, почему мама вдруг стала со мной строга, а когда мы приехали из гостей домой, меня и вовсе не пустили гулять. Естественно, я был расстроен таким поворотом событий, но, собравшись с духом, осторожно попросил родителей объяснить – за что такое суровое наказание? Мне предложили вспомнить, как я «обозвал» сестру. А я и забыл уже! Вот тогда мама рассказала мне и про национальности, и про евреев, и какое отношение к ним имеют наши родственники.
Мальчик я был серьёзный и из того разговора, конечно, извлёк урок. Правда, из-за своего усердия немного перестарался. Потом ещё долгие годы, общаясь со своими друзьями, товарищами и просто знакомыми евреями, я, как только мог, уходил от того, чтобы произносить вслух их национальную принадлежность.
А вдруг обидятся?   
 

Сайт проекта "Настоящее прошлое":
http://www.nasto-pro.ru/news
Аудиостраничка проекта:
https://soundcloud.com/artyom-bocharov


Рецензии