Литература факта

Прочла в компе (по совету одного френда из ЖЖ) повесть «Рождение» Алексея Варламова.
Вообще, конечно,  когда читаешь с экрана, надо делать поправку, особенно читателю, приученного к бумажной книге. На мой взгляд  – когда книга в руках – это роскошь пира, когда с экрана – сухой корм.
Нет, написано хорошо – Варламов же!
Но вот же…
 
Повесть о жизни семейной пары, почему-то несчастливой (об этом – глухо), бездетной, держащейся неизвестно по каким причинам.
Муж регулярно из дому уходит в леса - бродить, жена дома, в одиночестве и тоске.
У мужа (скороговоркой) – недолгие привязанности, работа, не устоявшиеся дружбы; у жены – вообще, не понятно, чем живет, кроме работы.

И вот на 35-ом году жена беременеет. И у будущих родителей возникает надежда, что ребенок изменит эту постылую жизнь.
Но кругом девяностые годы, полное равнодушие врачей (это по повести), неопытная жена им доверяется, но ищет хотя бы внимательного отношения. Находит его у врача, которая оказывается едва ли не знахаркой: применяет не традиционные методы...
Результат: беременность осложняется, ребенок вот-вот погибнет.
Следуют описания медицинских мер  по сохранению и нашего «ненавязчивого» сервиса в медицине
Ребёнок рождается недоношенным, и дальше в повести перипетии с этим недоношенным младенцем.
В конце концов, всё оказывается в хеппиенде, потому что все ужасы связаны с ошибками в анализах и равнодушии медработников.

Художественное описание жизненной коллизии излагается с позиции эгоистичного, растерявшегося в жизни мужчины, наделавшего, явно, больше ошибок, чем может (или бы хотел) исправить.
В повести герой - не женщина, несчастная в замужестве - муж доставляет одни страдания: не верен, часто пьян, часто уходит из дому, оставляя её в одиночестве. Она уже не ожидает от спутника по жизни не только любви, но и заботы, внимания, понимания, поддержки. И беременность, на которую оба возлагают надежды, как на шанс спасти семью и придать смысл совместной жизни, жена переживает тоже в одиночестве; все её тяготы и боль и муки родов и послеродового выхаживания младенца - всё ей одной.
Однако героем повести является этот вот мужчина.
Он мается свалившейся на него "бедой"- жена плохо переносит своё состояние, он бродит по лесам, улицам и задворкам, пока она одна дома ждёт его, страшась предстоящих трудностей и сложностей; он напивается, когда она рожает; он раздражённо таскает ей термосы с едой и сумки с пеленками в больницу и злится на жену: она, она виновата в этой их жизни, в этой ненужной беременности, принесшей столько хлопот, не согласившейся сделать аборт, хотя доктора настаивали…
Эта повесть - выражение сочувствия к мужчине: «Вот что ему пришлось вынести, и он вынес… ».
 
Не знаю, что у этой пары получится с их "проблемным" ребенком, но читателю приходится заключить - пропадёт.
Потому что мать (по повести)  крайне слаба, растеряна и вообще ни на что не годна (так её воспринимает герой книги), а, в таком разе, ждут его ещё большие проблемы, потому что придётся ему, бедному, нести обязанности не только отца, но и матери.
И он (мужчина) этого боится.

Ситуация появления ребёнка описана глазами нелюбящего мужа, не желающего отцовства – ему ребёнок и здоровый-то ни к чему, а уж больной…

(Да, в реальной подобной ситуации женщина внешне может быть и такая: растерянная, плачущая, ни к чему не способная…
Только что мужчины знают о женских внутренних силах!)
 
Отступлю. Читая повесть, не могла отделаться от мысли, что коллизия жизненная: слишком много деталей, которые – не переживи их на деле сам автор – навряд ли вошли бы в текст.
Как-то пришлось присутствовать на встрече с  литературоведом Мариетой Омаровной Чудаковой. И по ходу лекции Чудакова затронула эту тему – литература факта. Упомянула какого-то писателя, повесть которого о женщине-алкоголичке её «потрясла», а позже вдруг она узнала, что писатель описал свою жену, наверное, еще живущую. Чудакова им восхитилась, а я – нет.

На мой взгляд – да, история, взятая из жизни и пережитая тобой, (да если ты ещё и мастер слова) будет свободна от натяжек, несостыковок, нелогичных ответвлений сюжета. А как иначе? Ведь ты - свидетель и участник событий, иногда даже и герой или уж во всяком случае – активный персонаж. Ты описываешь людей, чьи характеры и портреты для тебя "написала" жизнь. Последовательность событий - оттуда же. Осталось хорошо изложить. И всё!
Но ты ЗАИНТЕРЕСОВАН, сам того, возможно, не осознавая и не желая, преподнести так  описываемое событие, чтобы персонаж, списанный с тебя, был виден с хорошей стороны и не виден – с плохой.
То есть, если по ходу дела ты и напиваешься, скажем, то это оправдывается обстоятельствами.  А если ты, к примеру, изменяешь близкому человеку, то сообщаешь об этом в тексте второпях, мол, ничего особенного, я не развратник, это так, от одиночества, в которое я поставлен в силу не мною созданных обстоятельств…

...было бы желание – любой проступок или грех можно свалить на обстоятельства и окружающих. Например, - я снова обращаюсь к тексту повести - если ты ничего из церкви для себя не вынес, хотя пошел туда за помощью, то это потому, что случайно встреченная там девушка имела строгие глаза и твердила что-то о грехах и недозволенности... Зачем она себя так ведёт? Почему не благостна и смиренна?

И у меня – раздвоение: с одной стороны такая реалистическая литература нравится – списана с натуры, не придумано, не нафантазировано. Живые герои, реальный случай.
Но с другой жалко реальных прототипов повести, которых поместили в аквариум и выставили на обозрение. Не хладнокровных рыб, а живых людей.

Может быть, дело в излишестве деталей?
Тех, что наталкивают читателя на мысль - а не свою ли историю и не собственного ли близкого человека описал автор?
И не стоило ли автору придержать перо или, если сюжет просится на бумагу, как младенец из утробы, то не давать читателям повода узнавать в героях людей,  имеющих в реальной жизни имена и фамилии.

Хотя, возможно, такая щепетильность в литературе просто не приемлема...


Рецензии
А собственно говоря, чему здесь удивляться?
Литература факта на то она и является таковой, чтобы описывать с максимальной реалистичностью действительные события, либо из биографии самого автора, либо переданные ему из "достоверных источников".
То, что это передаётся с максимальной конкретностью в деталях, так это только в плюс автору.
То, что она априори субъективна в оценке - а как же иначе? Ведь автор уже заранее на этапе подготовки к написанию сам для себя определил, на чьей стороне он будет.
По-моему, таковы законы жанра.
Если читателя это не устраивает, он должен искать подходящие для него произведения в других жанровых разделах.

пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   29.01.2019 22:10     Заявить о нарушении
Из-за того, что я и сама подвержена "писательскому зуду" (по крайней мере - была), вот этот когнитивный диссонанс испытан мною был не однажды. Ощущение, что любая жизнь (судьба) имеет автора (кто-то задумал сюжет и написал историю, в которой все повороты - не случайность, а строго распланированный автором путь героя) - меня не отпускает уже много лет. Поэтому, задумав изложить наблюдаемую коллизию с близкими или собственную жизненную ситуацию, не осмеливаюсь добавлять вымысел - не осмеливаюсь вносить собственное творчество в развитие сюжета, не мною задуманного и осуществлённого, или внутренний портрет героя (внешний - сколько угодно, хотя, если не полениться и углубиться в размышления, то вполне можно сделать вывод о значительном влиянии внешности героя на его судьбу).
Но детализация позволяет читателю узнавать прототипа! Хотя бы близкому кругу. И ты рискуешь уменьшить плотность этого круга. Писателю это надо?
Мне известны несколько фактов, когда человек становился изгоем в собственной среде из-за того, что издал книжку с героями, легко узнаваемыми читателям, хорошо знающих автора. Шукшин, например, при жизни был поносим жителями села Сростки.
Думаю, мы могли лишиться многих замечательных писателей, обладающих повышенной щепетильностью и наступивших на "собственное горло".
Вот лично Вы как бы отнеслись к факту, что Вас достаточно реалистично (узнаваемо)описали в хорошем художественном произведении. То есть книга - талантлива, но Ваш портрет - со всеми деталями - читает любой и делает выводы относительно Вас? Вам всё равно и даже лестно ("останусь в веках") или крайне это не желательно и леший с ними, с веками?

Нина Левина   30.01.2019 09:26   Заявить о нарушении
Вы знаете, описанный Вами диссонанс да и сама формулировка проблемы, безусловно, ставят в тупик.
С другой стороны, зная российский менталитет (при жизни вряд ли оценят по достоинству) и имея четкую нравственную и гражданскую позицию, не скрываемую в своих произведениях, выбираю, всё же первый вариант ответа, дабы не вводить в заблуждение потомков.

С признательностью пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   30.01.2019 11:35   Заявить о нарушении
Спасибо за интересную дискуссию. Лично для себя выбрала путь "осмотрительности". Был опыт публикации одного рассказа, прототип которого узнал себя (чего не ожидала). То внутренне состояние (потеря сна на продолжительное время и раскаяние), в какое поверг меня этот факт, навсегда исключило возможность повторения подобной ситуации. Повесть "Рождение" как раз и пришлась на этот период и "в волненье привела" было умолкнувшие чувства. Полагаю - для настоящего писателя (прирождённого) такое последствие (потрясение от общения с прототипом собственного произведения, при котором прототип категорически возражает своё "увековечивание") - мало значащий эпизод в собственной писательской судьбе. Из чего и сделала вывод о собственной несостоятельности как писателя (характер не писательский). :-/

Нина Левина   30.01.2019 16:52   Заявить о нарушении
Ну, это Вы, право слово, погорячились!
Читая Ваши рассказы, не относящиеся к разделу литературной критики, смею это утверждать со всей моей учтивостью к Вашему таланту.
Но не в том значении этого понятия, которое оно приобрело в русском языке(мелкой угодливости и подобострастия), а в его первоначальном (польском) толковании - доскональности, ответственности, порядочности.

С искренним уважением пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   30.01.2019 17:05   Заявить о нарушении