Поножовцы

      RLD

      Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

      На протяжении десятилетий представления громадного большинства "подсоветских" людей о, пожалуй, самом талантливом военачальнике армии Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака белом генерале Владимире Оскаровиче Каппеле и о его каппелевцах ограничивались в основном посвященными "каппелевцам" кадрами "культового" советского фильма "братьев" Васильевых "Чапаев", снятого в 1934 году. А из этих кадров им больше всего запомнились запечатлевшие надвигающуюся на Анку-пулеметчицу "психическую атаку" якобы "каппелевцев" - мрачных "биороботов" в зловещей черной форме с белыми погонами и аксельбантами. Некоторым, особенно впечатлительным, кинозрителям они казались "как будто скелетами". Это впечатление усугублялось белыми перекрещенными костями и черепом, весело скалящимся с черного "каппелевского" знамени, украшенного "контрреволюционной" надписью "С нами Бог!" - совсем как на поясных бляхах солдат "фашистского" вермахта! - и увенчанного Православным Крестом, являвшимся, в глазах тогдашних коммунистов (склонных не ставить свечки перед православными иконами и обмениваться рукопожатиями с православным священнослужителями, а эти иконы осквернять и этих священнослужителей "пускать в расход") не менее враждебным, "контрреволюционным" и "антисоветским" символом, чем "Адамова голова".

       Сам Владимир Оскарович Каппель оставался в фильме "братьев" Васильевых как бы "за кадром", Однако, в качестве некоего олицетворения "каппелевского офицера", перед советским зрителем представал щеголеватый поручик с винтовкой на ремне, со стеком в руке и сигаркой в зубах (между прочим, этого поручика играл один из "братьев" Васильевых, сам служивший в годы Гражданской войны в армии адмирала Колчака), красиво "идущий умирать" перед своим черным строем (возможно, "одурманенный кокаином, чтобы не бояться красных пуль"). Полюбуйтесь, товарищи – вот они, как красиво идут - "тиллигенция", "обломки империи", "пауки", "эксплуататоры трудового народа", "гады" (и прочие эпитеты, которыми награждал румынских пограничников "великий комбинатор" Остап Ибрагимович Бендер в заключительных абзацах романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок").

       Единственным основанием этого экранного "маскарада" служил тот факт, что исторический В.О. Каппель был запечатлен на нескольких фотографиях в военной форме черного цвета (но безо всяких черепов и "скелетообразных" атрибутов). И знамя у Каппеля было не черное, с черепом и костями, а вовсе даже белое, с трехцветным русским бело-сине-красным крыжем и надписью черными буквами "ВОЛЖАНЕ ГЕНЕРАЛА КАППЕЛЯ". А его значок как Главнокомандующего всеми войсками Восточного фронта состоял наполовину из белого, с косым синим крестом, Андреевского флага, а наполовину - из трехцветного бело-сине-красного государственного флага России.

       Правда, в Сибирской армии адмирала Колчака встречались черные знамена с белой "Адамовой головой" (например, знамя Штурмовой бригады имени полковника Пепеляева или Партизанской атамана Анненкова дивизии), но Каппель и каппелевцы не имели к этому никакого отношения.

       Вопреки фантазиям большевицких "добрых сказочников", в действительности, войска Владимира Каппеля были, по своему составу, отнюдь не дворянско-буржуазно-"тиллигентскими", а как раз рабоче-крестьянскими. Сказанное, кстати, относится и во всей армии адмирала Колчака в целом. В ней постоянно ощущался хронический недостаток офицерского состава. Верховный Правитель постоянно обращался к формально подчиненному ему Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генерала А.И. Деникину (в армии которого, наоборот, ощущался явный переизбыток "золотопогонников", так что из офицеров состояли целые роты, батальоны и полки и застывшие в суровом солдатском строю седоусые полковники были в порядке вещей) с просьбой помочь сибирякам офицерским составом. Но призывы Колчака оставались, как правило, тщетными.

       Именно по причине невероятной популярности Каппеля не только в армии, но и в рабоче-крестьянской (причем в первую очередь – рабочей!) среде его образ так усердно демонизировался советской пропагандой. С ноября 1918 года под началом Владимира Оскаровича в Волжском (позднее - Сибирском) корпусе лихо дрались с Красной "Армией Мировой Революции" целых две дивизии - Ижевская и Воткинская - "белых пролетарских добровольцев" - рабочих Ижевского и Воткинского заводов. Еще в августе 1918 года рабочие - ижевцы и воткинцы -, все как один, не желая долее мириться с красной кабалой, подняли вооруженное восстание против большевиков и стойко держали фронт против них, а затем прорвались к белым, вместе с женами и детьми. Они оставались с Каппелем до конца, проделали весь сибирский Ледяной поход, а затем вместе с остатками белых войск ушли за границу – побежденные, но не покоренные.

       Именно эти "пролетарии-белогвардейцы" - ижевцы и воткинцы - не раз ходили в атаку на большевиков со штыками наперевес, без единого выстрела. Но не ради психического воздействия на противника, а по гораздо более прозаической причине нехватки патронов. Поэтому подобные атаки именовались их участниками и очевидцами не "психическими", а "беспатронными". Нередко ижевцы и воткинцы ходили в атаку на красных манкуртов под звуки гармоники и пение "Варшавянки", развернув красно-зеленые знамена, забросив бесполезные (ввиду отсутствия боеприпасов) винтовки за плечо, с засапожными ножами в руках (за это красные, да и свои, прозвали их "поножовцами") - и большевики бежали перед ними. Казалось, в лице этих новых святорусских витязей воскресли древнерусские воины из "Слова о полку Игореве", которые

       "...вытащив ножи из голенища,...
       Шли отмстить за наши пепелища"...

       Поскольку эти каппелевцы-"пролетарии" никоим образом не вписывались в теорию классовой борьбы товарищей Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, они всегда оставались "бельмом на глазу" советской власти, которая именно по этой причине из кожи вон лезла, пытаясь (как выясняется теперь, не без успеха) внедрить в народное сознание образ Каппеля и каппелевцев, как "врагов народа", якобы "классово чуждых" всем "простым советским людям", что должен был демонстрировать весь их "глубоко антинародный", "фашистский" внешний вид (не только в "самом важном для нас искусстве - кино", но даже в советском учебнике для 4-го класса средней общеобразовательной школы "Рассказы по истории СССР" нашлось место описанию смертельной схватки доблестных красных героев-чапаевцев с каппелевскими "офицерскими частями", наступавшими со штыками наперевес, под барабанный бой,  "в черных мундирах, с крестами на груди" (этих деталей, запомнившихся с раннего детства, я, пожалуй, вовек не забуду)...

       Но при этом "братья" Васильевы - вероятно, сознательно (или бессознательно) стремясь воссоздать на экране некий собирательный образ, или, если говорить точнее, некий "архетип" белогвардейца, нарядили своих "кинокаппелевцев", что называется, с миру по нитке: в белые с черным околышем марковские фуражки, черные, с белыми кантами, аксельбантами и выпушками марковские (или корниловские) мундиры, черно-белые марковские погоны, черные, с белыми православными крестами, нарукавные щитки Дружин Святого Креста (сражавшихся в рядах армии Колчака), подшитые кожей защитные кавалерийские рейтузы...чтобы никому из отборных "цветных" белых частей обидно не было!

       Здесь конец и Господу нашему слава!

       ПРИМЕЧАНИЕ

       В качестве иллюстрации к настоящей военно-исторической миниатюре мы поместили в ее заголовке изображение аверса и реверса боевого знамени "белой пролетарской" Ижевской дивизии армии Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака.


Рецензии