Опер это не профессия, а состояние души. Глава 6

- Ну что любимая рыбка моя, бокал вина?- иронически спросил Виталий. А то нужно восстанавливать силы для завтрашнего заплыва. И повторения сегодняшнего успешного урока. 
- Немного, - уставшим голосом произнесла Катерина.
Виталий принялся наливать вино в бокал, а я достал нам с Виталием по бутылочке светлого пива. Сделав несколько мелких глотков Катерина устроилась на спальном мешке по удобнее, а мы открыв священный для места и времени напиток принялись жадно его поглощать. Также устраиваясь между палаток по удобнее.
- С чего начнем или к чему вернемся? – глядя на меня спросил Виталий.
- Про первые рабочие дни в ОБНОНе ты уже рассказал. Про три основных правила тоже. Давай какие-нибудь истории из практики, - проговорил наслаждаясь пивом я.
- Давай начнем тогда с начала, а то и парней хочется не забыть, проговорил Виталий. У меня ведь жизнь оперскую можно разделить на четыре этапа. На работу в уголовном розыске города, наркоконтроль, УБОП, и работу опером в районе. Но вот напишешь книгу, про уголовный розыск в городском отделе, а остальное в следующих книгах. Историй и событий будет предостаточно у меня ведь за пятнадцать лет около трехсот раскрытий, так что есть что рассказать и о ком. Да и с напарниками мне всегда везло, вот и их не хочется обидеть.
И Виталий начал свой рассказ.
- Так вот в двухтысячном году, я оказался в уголовном розыске, а почему да потому - что пока мне в ОБНОН кадры голову кружили, на мое место взяли пенсионерку. Что бы у нее пенсия была больше, а меня за счет вакантной должности в уголовный розыск. Да и к лучшему иначе я бы не когда не познакомился с настоящими людьми и сегодняшними друзьями. Хотя поразъехались, кто куда, но связь и дружбу нашу держим. Мы пришли в одно время я Берта, Кирюха. Это я тебе по прозвищам в нашем кругу их называть буду. Со мной все понятно я - физрук, Берта - полковая разведка краповый берет, Кирюха - тот с физмата. Вот нас двоих с Бертой к Вакушонку в группу по грабежам и разбоям и определили, а Кирюху в группу по угонам автотранспорта. Тогда дикий вал данных преступлений в нашем городе был. За зиму по нашим статьям до трехсотпятидесяти преступлений совершалось (шапки, воротники меховые, а летом золотые цепи). Вот нас как молодых и перспективных и закинули в это болото. И понеслось. Как в нашей стране бардак был, так и остался. Первый год работали без удостоверений, как хочешь, так и крутись. Кризис же в стране был, да и зарплату не везде платили, вот городская молодежь на мороженное и  пиво зарабатывала, как могла. Центр у нас очень сильно гремел, что не день то три четыре грабежа. Берта тот ладно он с чеченской «ксивой» ходил, а я как получится. Наглостью, да и убеждением с народом работали.
- Даже удостоверений не было?- спросил я. Как такое вообще возможно? А как работать? Вопросы и сомнения кружились в моей голове. А Виталий продолжал рассказывать.
- И первое наше с Бертой дело, это серию квартирных разбоев раскрутили. А началось все с Андреевича, он в коридоре мне наколку дает, что сейчас через тридцать минут из дома по ул. Фабричная 13 из крайнего подъезда выйдут двое с пакетом «Марльборо». Так вот в пакете видеомагнитофон марки «Голдстар», этот видак с разбоя. Я забираю Берту и к руководству, так мол и так. А нам не верят, говорят, что не было разбойных нападений и похищенного видака данной марки. Ну, нет, значит - нет. Мы пешком несемся в другой конец города проверить информацию. Андреевич тот врать не будет. Выставляемся на углу и ждем, время то подходит. И точно из первого подъезда выходят двое нашего возраста с пакетом «Мальборо», а в нем по внешнему виду видак. Что делать, удостоверений нет, а проверять нужно. Ведем их квартала два, а они точно на ул. Спартака заворачивают, как и говорил мне Андреевич. Решаем будем брать, наглость второе счастье. Догоняем мы эту пару и поравнявшись с ними Берта кричит: « Стоять, руки в гору, милиция!». Они опешили. А мы дожимаем: «Документы и все такое!». Который по худее и повыше с пакетом в руках, пакет на тротуар ставит и со словами: «Это не мое», делает рывок в сторону бора, а второй, что поздоровее ломанул в сторону центра. Я длинного хватаю
 и головой в асфальт, а Берта за вторым смотрю, бежит. Пока я первого пеленал, смотрю Берта прихрамывая второго тащит, а тот идти не может. Я спрашиваю, что случилось, а Берта говорит: Я из-за него раненую ногу надорвал, так и ему быстро ходить не к чему. А вокруг нас люди что происходит и все такое. Берта чеченскую «ксиву» достает и как в американских боевиках, тихо граждане работает УБОП и ее показывает не раскрывая. Эти двое услышав про УБОП сразу нам «Парни все нормально будет», бегать больше не будем. А мы для убедительности народ просим вызвать из магазина милицию, сотовых телефонов тогда еще не было. В это время находим двух понятых из  числа зевак и демонстрируем содержимое пакета с видеомагнитофоном «Голдстар», в корпусе серого цвета. Минут через пять семь подъехали наши опера, и мы все загрузились в ВАЗ 2109, серого цвета, причем включая и понятых. Приехав, как во всех учебниках по работе уголовного розыска, развели данную пару по кабинетам, что бы друг друга не видели и начали общаться. Я худого забрал, а Берта коренастого. Смотрим по журналам учета. А регистрации с таким похищенным и нет. Что делать? Руководство в кипишь, а мы их по жизни катаем. Те молчат. Часа два с ними беседовали, я потом к Берте в кабинет захожу и в шутку озвучиваю, что второй в раскладе и еще три разбоя сдает, а коренастый за организатора. Тут у него нервы не выдерживают и он говорит: «Говорил я поддельнику не к чему батюшек хлопать!», мы с Бертой оторопели.
- Какого батюшку, - спрашиваю я.
 - Да вон возле бора живет.
  Я руки в горсть беру машину и к батюшке. А батюшка молчит, говорит, что ни чего у него и с ним не было. Я и так и сяк, а он не в какую. Ладно последний аргумент, я и поясняю, что похищенное изъято. И тут батюшка рассказал, что действительно два дня назад  к нему домой зашли двое. У него дома дочь и сын несовершеннолетние были. Так наша пара их скотчем к стульям привязала  и вынесла видеомагнитофон, телевизор, вентилятор и деньги. Я беру заявление и в отдел. Приезжаю с раскладом и ко второму, что первый в раскладах и за похищенное рассказывает. Ну и мой потек. Организатором ни кто быть не хочет. Ну и закрутилось, кто из этой пары больше про друга расскажет. Так они нам еще три возбужденных разбойных нападения за собой рассказали. Да еще про свои, инициированные друг у друга. У них квартирантки у бабушек жили, так они еще и их под разбойные нападения на аппаратуру и деньги развели. Вот так с ровного места по информации Андреевича серию разбойных нападений в городе и раскрыли.
- Да интересная история, и что как вас поощрили? – спросил я.
- Спасибо сказали, так держать, - иронично ответил Виталий. Какие поощрения это в кино подарки, грамоты, именные часы и оружие, в жизни одна награда – спасибо. Да и не за этим мы в уголовный розыск пришли. За интересом, драйвом, приятно побеждать везде не только в спорте. А главная награда это победа и в уголовном розыске каждое раскрытие это победа. Победа над собой, над системой, над трудностями, над жуликом. Наша работа это инстинкт охотника и победителя. Люди же в психологии делятся на две категории охотники и жертвы. Вот мы и стремились быть охотниками. Это же, как самоопределение перед собой, коллегами, друзьями. И чем больше, тем к большему и стремишься. Это как с деньгами, сколько бы их не было,  а хочется больше.
Закончив свою историю Виталий с жадность отхлебнул уже потеплевшего пива. Моя бутылка тоже подходила к концу. Катерина лузгая орешки с вниманием слушала мужа. Люди на пляже наслаждались солнцем, дети звонкими голосами приветствовали гостеприимные теплые воды моря. Взрослые, в это время, попивая прохладительные напитки, хмелеющие следили за родными чадами и ложащимся на жен загаром. Периодически окрикивая и давая наставления.
- А что они и в правду батюшку ограбили? – спросил я.
- Да, и что характерно они за ним три недели наблюдали, высчитывали. А толчком послужило, что этот батюшка деньги из пожертвований брал каждый вечер и в банке на доллары менял. Вот они и решили правильно, что батюшка в милицию не пойдет, а видишь, как все закрутилось с ровного места.
- И не боялись Бога гневить?- с паузой произнес я.
- А чего им бояться? Торчки, ведь были. Когда на дозу надо не только к батюшке пойдешь. Грабежами заниматься боялись. Да в те годы и без них гопников хватало. Они же не с листа работали, а по четкому плану. У каждого своя роль была. Когда они на второй разбой поддельника взяли тот их и кинул. Пока они бабушку скотчем к стулу привязывали, третий  в спальне из  матраца около сорока грамм золота поднял, и деньгами на двадцать тысяч. А им ни чего не сказал, все себе оставил. Тогда им бабушка семь тысяч отдала, они и рады были. После чего ушли и деньги разделили. Так они когда про деньги и золото узнали, нам третьего с потрохами отдали. Все его ямы и явки сказали, все просили их в одну камеру посадить. Так мы его на одной из ям из антресоли и вытащили. До сих пор понять, как он там за подушки залег и уместился, не можем.
- И что вы выполнили просьбу? – поинтересовался я.
- Нет, конечно! Нельзя поддельников по одному делу  в месте в СИЗО держать, - пояснил с удивлением Виталий.
- А почему нельзя? – не сдавался я.
- Чтобы между собой не договорились, - ответила мне Екатерина. А то договорятся и все дело в тупики загонят. Или выгораживать, друг друга будут. А это лишние проблемы при расследовании уголовного дела. Да и практика такая. Операм для дальнейшей работы с жуликами удобно, а нам следователям проблем меньше.
- А, что находясь в разных камерах, друг с другом нельзя связаться? – поинтересовался я. В наш - то атомный век высоких технологий. Сейчас на зонах сотовых телефонов у жуликов больше чем на гражданке. Вон я статью собирал на работе. Специально в Нижний Тагил на зону ездил и разговаривал с осужденными. Так они открытым текстом говорят, что на зоне наркоты и телефонов больше чем на воле.
- Ну, тоже не у всех, и не каждому дано, - пояснил Виталий. Да зоны уже не те, что раньше. Да и законов, как и на воле уже не каких не осталось. Так понты одни. Вон мне один уважаемый у нас в городе жулик рассказывал, что сейчас на зонах, как в армии. А вот когда он этапом в Красноярских лагерях был, так ужас говорит, лучше не вспоминать. Там все еще зоны «красные». Да и администрация лютует. Что не так, сразу в БУР, а по утрам на проверке песни о любимой милиции поют. И ни куда не денешься, петь не будешь, все здоровье заберут. А большинство зон так название одно, все, что хочешь можно достать. А кто с головой так человеком и миллионером выйдет. Половина администрации продажная сама в зону все тащит.
- Все так плохо? – спросил я.
- Так ведь реформу для бардака и провели, - сплевывая пояснил Виталий. Это Нургалиеву Рашиту Гумаровичу нужно подольше продержаться на посту министра внутренних дел было, вот он со своим кабинетом и замутил. Везде своих нужных людей под реформу рассадил, а кто не угоден тех и сократили. Не в одном УВД по России управленцев не сократилось, всех кто на земле, да кто с ними спорил и убрали. Вон сейчас по новым приказам мы все спортсмены и специалисты. А проведи внезапную проверку, так половина руководства и двух раз не отожмется, как с нас сейчас требуют. А законы или приказы так вообще не знают. Им сейчас интересно только государство поиметь. Власть свою показать, да сумозбродством блеснуть. Им власть дали так им подчиненные не люди. Как подчиненным можно соблюдать законы, если в системе МВД они больше всего и нарушаются.
- А в чем нарушения выражаются? – спросил я.
- Да, пожалуйста! – встрепенувшись ответил Виталий. Записывай пусть им, как кость в горле будет. Может до кого-нибудь и дойдет. Что такая политика ведет к краху всей системы. И останутся только «нужные» и «свои». А реальную работу делать будет не кому. И организованная, да и просто преступность в будущем захлестнет Россию.
 После этих слов я заметил блеск революционного огня в глазах Виталия. Он преобразился, загорелся и выпрямив спину задумался. Видимо он думал с чего ему начать, что бы для меня все-таки было понятно, что он хочет сказать и как передать это простому обывателю. Глядя на него, я и не подозревал, что этот вопрос давно его гложет и сидит где-то в нутре него. И не просто в нутре, а именно в его сердце. В этот момент он напомнил мне Эрнэсто  Че Гивару и его лозунг: «Если есть сомнения, следует убивать». И с чего в друг?
- Вы бы выпили революционеры, - предложила Катерина.
- Да, да конечно, - и я достал очередные бутылочки пива припасенного нами после фотосессии. Ну, вот значит не я один заметил блеск в глазах Виталия, для себя отметил я. А ведь правда, человека нужно уметь слушать, вспомнил я одно из правил оперативника. И тут же поймал себя на мысли, вспоминая слова Жиглова, что вопрос нужно задавать во время и в точку. Да в наших беседах есть чему поучиться. И ведь и в правду, кто может знать и понять душу собеседника. И необязательно нужно быть психологом, нужно просто уважать собеседника и уметь его слушать. И здесь я вновь согласился с правилами оперативников. Да судьба даришь ты мне шанс, а ведь других может и не быть. За мыслями  и размышлениями я открыл нам с Виталием  пиво, а Екатерине налил вина.
- Ну начнем с начала, вернемся к реформе, - начал Виталий. С начала нас переименовали вопреки всем протестам сотрудников и населения. Затем начали рожать всевозможные законы и приказы. И все бы не чего, но сначала нужно было научиться их исполнять. А то написано в законах и приказах вроде все правильно, но что касается руководства - исполняется, а что касается сотрудников, естественно нет. И ссылаются на большую зарплату, раз получаешь - отрабатывай, а прав у нас нет, только обязанности. Что бы наказать сотрудника сейчас можно не заторачиваться, руководитель - как в анекдоте всегда прав. Не нравится, иди в народное хозяйство. И спорить бесполезно, могут уволить только за то, что ты не нравишься. Парадокс за то, что носки не черные, а белые можно получить строгий выговор. Просидишь двое суток в засаде, приедешь оружие сдавать, нарвешься не бритый на начальника – выговор. Короче лучший способ избавиться от тех: кто умнее, кто не исполняет «левые» поручения, кто не согласен, кто не улыбается. Своего мнения быть не должно, а не исполнишь незаконный приказ так тебя с начала, уволят по отрицательным мотивам, и только потом в суд можешь подать. Вот так и живем…
- Значит, что по телевизору говорят вранье, - спросил я.
- Да нет, конечно не все, но больше показуха сплошная, а как из нутра ни кому и не интересно, - поддержала разговор Катерина.
- Ну и ладно хватит о грустном, история рассудит,- задумчиво произнес Виталий. Давайте отдыхать ведь мы здесь именно за этим. Смотрите, какая прелесть кругом. Душа поет, а сердце плачет… .
- Слушай Виталий, а ваших разбойников только наркотики на преступления толкали? – спросил я.
- Да нет не только, - ответил Виталий. Ведь если заглянуть в историю России по поводу грабежей и разбойных нападений наш народ  всю историю этим видом промысла занимался.
- Ну да Степан Разин и песни про него мы до сих пор поем, - показал свою осведомленность я.
- И не только он, - возразил Виталий. Есть и более известные личности  в Российской истории: Кудеяр, Пугачев,Ермак или тот же Ванька-Каин.
- Ну Пугачева и Ермака я знаю, а остальные кто такие и чем же они так известны, - с недоумением спросил я.
- Ну вот например Кудеяр, - начал рассказ Виталий. Легендарный Кудеяр, современник Ивана Грозного про него еще до революции сказания и песни писали. Но после революции новая Советская власть сделала все, что бы о нем нигде не упоминалось.
-А зачем? – невольно спросил я.
- Так было выгодно для власти и той системы, - пояснил Виталий. Видишь  ли для той системы пропаганды Пугачев и Ермак были, как нам в истории преподнесли фактически революционерами. И выступали против царя и строя. Бились за свободу и равенство. Просто историки социализма в некотором роде «немного исказили» историю.
- А в чем конкретно?- стало интересным мне.
Да наш разговор начинал приобретать совершенно другой характер. Но так, как историю родного государства я все - таки изучал по советским учебникам, мне становилось интересным обратиться к темным пятнам нашей разбойничьей и лихой истории. И чего греха таить, всегда интересно узнать, что -  то новенькое, а при случае и поспорить.
- Степан Разин согласно истории в месте с братьями были атаманами казачьих отрядов и находились в войске Юрия Долгорукова, а когда отказались воевать то одного из его братьев казнили. Вот Степан с братом и начали мстить за брата, занимаясь разбоями на Волжских берегах. При этом много крови пролили, особенно, что касалось купцов и воевод. А мы про него песни поем. При этом историки утверждают , что Стенька Разин пытался заключить военные союзы против России с Персидским шахом и Крымским ханом. Вот так то. По русски говоря за, что со временем его свои же казаки и сдали властям.
- Я об этом и не знал, - произнес я.
- Ладно, вы давайте спорте, а я по загораю,- произнесла Катерина. И взяв с импровизированного столика бокал с вином, расположилась возле палатки.
- Взять Кудеяра -  он тоже пошел на разбои из за разногласий с царем, - продолжил исторические справки Виталий. Он служил у Грозного, был на хорошем счету. Грозный хотел ему подобрать невесту, но Кудеяр отказался, и  у них начались трения. А после того как Грозный приказал в знак верности Кудияру убить свою жену, тот и ушел на нелегальное положение. При этом своей целью ставил как можно больше навредить царю и снять того с престола при этом на престол посадить своего князя. И тоже для этих целей обращался за помощью к персидскому царю. Но опять же остался не с чем. В том и разница между разбойниками на Руси и нынешними разбойниками. У прежних хотя бы цели в жизни или обиды на власть имущих были. Посмотри же на нынешних разбойников грабят беззащитных, а про открытый бой с равными себе, так не у всех и духу хватит. Хотя из примеров можно сделать вывод, что раньше разбойников уважали, и народ за ними шел. Вон у каждого из них, какие армии были, с ними и иностранные армии боев избегали. Так что благородное дело разбойников на сегодняшний день сведено к нулю. А громкое слово разбойник переросло в банального бандит.
- Это от куда такие исторические познания про ремесло разбойничье, - с иронией спросил я.
- Так ведь век живи, век учись, - также с иронией произнес Виталий. Ты Костя пойми, я люблю свою работу и стараюсь ее делать хорошо. А как говорят умные мужи «Тот, кто не знает свою историю, тот не имеет и своего государства». Да и знаешь иной раз, когда с очередным жуликом  разговор заходит в тупик, и оппонент пытается говорить о его правильности и понятиях, расскажешь ему подобного рода историю, и он думать начинает. А кто то и с уважением начинает смотреть. При этом не понимая почему его не бьют а историю рассказывают. И знаешь иногда действует. Ведь не все жулики идиоты, есть и очень и даже сказал бы очень умные. Поэтому и интересу к ним больше, да и азарт борьбы, и темп абсолютно другой. Вот тогда и начинается борьба характеров, знаний и умений. Сдерживание и выплескивание эмоций, где начинается большой спектакль, который в большинстве случаев придет к логическому завершению. И выиграет тот у кого данных способностей и терпения больше.
Я сидел пил пиво и обдумывал сказанное. Может и есть правда в словах Виталия. А ведь в фильмах нам показывают только одну грань работы уголовного розыска. Это сплошные сюжеты, но для того и фильмы. А ведь мы в действительности, правда не знаем внутреннюю сторону человека. Человека, который каждый день, возможно рискует своей жизнью. Человека, который на протяжении жизни теряет друзей и сослуживцев. Мы не знаем их внутренний мир, их интересы и хобби. Нас не интересует, что под маской профессионалов и сильных духом людей может прятаться большая и ранимая душа оперативника и человека. Но ведь в большинстве своем они такие же люди со своими проблемами и страхами. У каждого своя судьба, дорога, свой жизненный путь. И кто то на  жизненном пути счастлив, а кто то и нет.


Рецензии