Эгон Шиле. Нарушитель спокойствия в храме искусств

Эгон Шиле (1890 - 1918) – возмутитель спокойствия в храме искусств
К 129-летию одного из крупнейших художников классического модерна начала ХХ века
               
                «Я продвинусь так далеко, что людей охватит
                страх от живой силы моих произведений»
                Эгон Шиле 
               
Художник Эгон Шиле (Egon Schiele) прожил короткую и яркую жизнь.
Наряду с Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой он считается выдающимся мастером австрийского модерна. Шиле предвосхитил экспрессионизм, хотя никогда не принадлежал к этому движению.

Эгон появился на свет 12 июня 1890 года в городке Тульн-на-Дунае и рос в семье Адольфа Шиле, начальника железнодорожного вокзала. Уже в 7 лет наблюдательный мальчик, которого многие считали вундеркиндом, изрисовал целый альбом картинками, на которых он с подробностями изобразил вокзал, паровозы, вагоны, точно выписывая сложные детали. По настоянию отца Эгон поступает в гимназию в Клостернойбурге под Веной, но продолжает свое увлечение рисованием, даже в ущерб занятиям в гимназии.
В 1905 году в возрасте 54-х лет умирает Адольф Шиле. Вскоре юноша переезжает в Вену и успешно сдает экзамены в АХ (класс профессора Грипенкерля). Когда профессор впервые увидел рисунки Шиле, то не поверил, что их мог сделать 16-летний юноша. Кстати, в 1907 году Грипенкерль «завалил» поступавшего в Академию А. Гитлера.
Оказавшись в Вене, Шиле заинтересовался современным искусством, прежде всего работами художников «Венского сецессиона», но в Академии продолжал усердно рисовать античные фигуры. В конце концов, Эгон серьезно поссорился со своим учителем, который был раздражен неакадемической манерой рисования Шиле, а также его моральным обликом, ибо молодой художник часто уж очень близко знакомился с девушками-моделями. Чтобы не возбуждать скандала, Эгон вообще уходит из Академии.
Еще во время учебы он совместно с друзьями основал  «Группу нового искусства», и с конца 1909 года они стали организовывать свои выставки.
Шиле удалось лично познакомиться с Климтом и показать ему свои работы. Пораженный мэтр заметил, что в них, безусловно, «есть талант и... даже слишком много таланта». Климт любил поощрять молодых художников.
Он помогал Шиле, покупая его рисунки, находя для него модели и представляя его потенциальным заказчикам. Красота и чувственность картин Густава Климта особенно привлекали юношу. Правда, очень скоро Эгон создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Необычность его картин вызывала сильные эмоции у зрителя, и созерцание их было занятием весьма непростым. Друзья Шиле вспоминали, что студия Шиле обычно была наводнена молоденькими девушками, в том числе и несовершеннолетними.
Будучи превосходным рисовальщиком, Шиле делал много рисунков, некоторые из которых были чрезвычайно эротического характера. Эгон делает это своим дополнительным доходом, ибо рисунки пользовались большим спросом у коллекционеров.
Главная тема творчества Шиле на протяжении всей его жизни - автопортреты. Писатель и критик Артур Рёсслер так описывал художника: «Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы. У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость».
Для Шиле, современника Фрейда, автопортрет был не зеркалом, фиксирующим внешность, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен, он часто изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое тело, и некоторые его автопортреты непривычны даже современному зрителю.
С такой же экспрессией и осознанием скрытой сути натуры он рисовал портреты женщин и «ню». Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же привлекает взгляд. Главное  время года его картин - осень, а цвета - кремовый, красновато-рыжий, темно-коричневый. В откровенной манере Шиле изображает людей не только без одежды - они без кожи. Их тела, открытые для мира и для боли, изломанны внутри и снаружи. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека - внутри. Ветви - трещины в небе и камне. Нервы - трещины в теле.
Будучи еще совершенно молодым человеком, Эгон Шиле приходит к убеждению, что смерть и болезнь, страдание и бедность обостряют ощущение ценности жизни и красоты, что красота наивысшая, загорается на границе жизни и смерти. Ее роль в том, чтобы отцвести, заболеть, а свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней.
В 1911 году Шиле встретил 17-летнюю Валли Нойциль, которая послужила моделью для ряда его лучших картин. Известно, что Валли была ранее моделью Климта. Молодые люди поселились в маленьком городке  Крумау. Сожительство с юной Валли неожиданно вызвало резкое недовольство местных жителей. Тогда молодые люди переехали в городок Нойленбах, недалеко от Вены. Студия Шиле опять стала сборищем для многих неблагополучных подростков. Здесь богемное поведение художника тоже вызвало раздражение и враждебность окружающих. Полиция обнаружила в его студии рисунки, которые были признаны порнографическими. В суде, художник был признан виновным в распространении непристойных изображений в месте, доступном для детей, и приговорен к 3-х дневному заключению с конфискацией скандальных рисунков.

Несмотря на шумиху вокруг своего имени, а может и благодаря ей, Эгон становится модным венским художником, и его слава как художника среди коллекционеров и искусствоведов Европы постоянно растет. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. К тому же он любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения. В июне 1915 года Шиле расстался с Валли и женился на Эдит Хармс, которая жила с родителями недалеко от студии художника.
Эта перемена была продиктована желанием Шиле прервать охладевшие отношения с Валли. Шла война, и через 4 дня после свадьбы художник был призван в армию, в команду, конвоировавшую русских военнопленных. Сохранилось множество его выразительных рисунков безвестных русских солдат. Несмотря на войну, цены на картины и  рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты.
В 1917 году Шиле вернулся в Вену. Теперь он ведущий австрийский художник молодого поколения, власти даже просят его принять участие в выставках в Стокгольме и Копенгагене. Художник почти отказался от экспериментов с экстремальной живописью. Человеческие тела на его картинах стали более гармоничными, цвета более мягкими,  приближаясь к классическим нормам красоты. Эгон и Эдит переезжают в новый прекрасный дом, они хотят открыть в нем школу живописи. Однако наслаждаться совместной жизнью им пришлось недолго, так как Эдит, будучи на шестом месяце беременности, заболевает «испанкой» и вскоре умирает. Через три дня, 31 октября 1918 года тоже от «испанки» оборвалась жизнь и самого художника. Эгону Шиле, возмутителю спокойствия в искусстве, было всего 28 лет. Незадолго до своей смерти художник написал знаменитое полотно «Семья» (Австрийская галерея, Вена), изобразив на нем себя, свою погибшую жену и их не родившегося ребенка. Это, пожалуй, самая трагичная работа мастера. Художественное наследие художника составляют более 300 картин и несколько тысяч рисунков.
Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса),в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле - Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии), а в 2016 году художественный фильм "Смерть и дева"(совместное производство Австрии и Люксембурга).
Страсти по Эгону Шиле продолжают будоражить мир искусства. На аукционе Sotheby's в 2011 году пейзаж Шиле «Дома с пестрым бельем. Пригород II» (1914), выставленный Музеем Леопольда (Вена) для покрытия расходов по реституционным процессам, ушел с молотка за рекордные $ 40 млн, побив предыдущий рекорд цены на работы Эгона Шиле, принадлежавший его картине «Одинокие дома» (1915), проданному на торгах Christie’s в ноябре 2006 за $36 млн. Интерес к картинам Шиле понятен: его работы маслом чрезвычайно редко появляются на рынке.
Можно также прочитать Скандалы и триумфы художника Эгона Шиле (1890-1918) на сайте
http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer8/Kojfman1.php
и на сайте
Работы Эгона Шиле можно посмотреть на сайте  https://gallerix.ru/storeroom/1940999563/


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.