Русская рулетка Глава VI

Атаман
На червя сомнения попадётся даже старый карась. По воле подслеповатого случая Остап Бендер много знал о знаменитом бриллианте. «Чёрный Орлов» весил 67,50 карата, был огранён в форме подушки и считался седьмым по величине чёрным бриллиантом в мире. После сумбурного рассказа Божко он вспомнил всё, что знал о нём.
- «Чёрный Орлов» - самый таинственный чёрный брильянт в мире! - размышлял Остап, пока супруги ругались.
Его часто путали с тёзкой, другим известным бриллиантом белого цвета с голубоватым оттенком «Орлов», который украшал скипетр династии Романовых.
- Существует легенда, что алмаз камень якобы был украден и проклят в Индии и с тех пор стал приносить несчастья…
До сих пор доподлинно неизвестно, как алмаз попал в Россию, но он был приобретён Надеждой Петровной Орловой. Она происходила из рода Романовых, была дочерью Великого князя Петра Николаевича и правнучкой императора Николая I. Фамилию она получила от мужа, Николая Владимировича Орлова.
- Заманчиво, заманчиво! - прикинул Бендер шансы. - Если правда, что говорит вздорный старик, тогда вырисовываются приятные перспективы. Найти атаманишку, припугнуть… Если он не свалил за границу, значит боится каждого шороха. А с небольшим по размеру камушком я смогу легально пересечь государственную границу СССР!.. Больше никаких румынских ошибок. Вперёд к победе коммунизма! Свистать всех наверх!
В то же время, пока Остап предавался сладостным мечтаниям, действующий владелец алмаза сидел в помпезном здании на Лубянской площади и писал рапорт. Причём не во внутренней тюрьме логова всемогущего НКВД, а в служебном кабинете на втором этаже.
- Только нужно что-то придумать с колхозом… - озаботился проблемой Бендер. - Потом найти внука, выяснить местоположение атамана и дело в шляпе!
Если бы он знал, где находится его вероятный соперник, то непременно выбросил бы из головы все мысли о бриллианте. Но к своему великому сожалению великий комбинатор не знал этого факта.
- Никто не знает своего будущего! - писавший рапорт в эту минуту встал из-за стола и прошёлся по маленькой комнате, разминая затёкшие ноги.
Это был мужчина высокого роста, худой, с покатым лбом и тонкими бесцветными губами, сорока семи лет от роду. Звали его Никита Иванович Серых.
- Сплошные рапорты, - сварливо сказал он, - от писанины уже пальцы болят…
Чтобы понять, почему бывший атаман оказался в таком таинственном месте нужно начать с начала его неординарной жизни. Он родился в семье отставного полковника. Отец имел около 70 десятин земли, имение в Волынской губернии и умер в 1904 году. По окончании военного училища Серых назначили командиром сотни сначала в Первый Сибирский полк, затем перевели в туркестанский город Кокчетав в казачий полк.
- Что-то меня на воспоминания потянуло… - сказал Никита Иванович и отодвинул недописанный рапорт в сторону. 
Обстановка в полку сложилась тяжкая. Среди казаков всё сильнее проявлялось недовольство муштрой, строгостью порядков, развязным поведением офицеров. 
- Один из эксцессов привёл к серьёзному бунту, - внезапно вспомнилось ему. - Это произошло в самом начале германской войны.
Начальником лагеря являлся жестокий и грубый офицер Бородихин, который был нервным и вспыльчивым, поэтому избивал казаков по ничтожному поводу. Однажды он публично ударил по лицу молодого казака Данилова. Кто-то из присутствующих громко произнёс:
- Бить нельзя, нет у вас такого права!
- Кто сказал? - гневно выкрикнул Бородихин, поворачиваясь к группе казаков, из которой исходил протестующий голос.
Ответа не последовало. Начальник лагеря обозвал казаков трусами. Стоило ему отвернуться, как вслед понеслись насмешки и ругательства. Разъярённый офицер выхватил револьвер и закричал:
- Буду стрелять, если не замолчите и не прекратите ругань!
В ответ со всех сторон, от рядовых казаков и вольных, последовала реакция:
- Мало германских пуль, ещё и офицера по казакам стрелять собираются.
- Ничего, и на них найдутся…
Это была открытая угроза. Начальник лагеря вызвал офицеров, приказал развести казаков по баракам и казармам, выявить и представить ему  недовольных. Однако казаки вышли из повиновения, было избито много офицеров.
- Отстреливаясь от наседавших бунтовщиков, Бородихин израсходовал все патроны, выпустив в себя последнюю пулю... - вздохнул от неприятных выкрутасов памяти чекист. 
Есаула Серых казаки не тронули, более того, ему пришлось принять командование тремя полками. После октябрьского переворота он находился на русско-германском фронте и отказался выполнить декрет власти о демобилизации. Потом во главе партизанского отряда прибыл в Киев.
- Там я впервые увидел Ангела! - сказал он вслух. - На меня глядел молодец из какой-нибудь былины, в лихо заломленной на затылок папахе, подпоясанный, точно коренник, ремнём с бляхами, а рукава, шаровары и рубаха представляли собой расплёсканную палитру красок. Оселедец закрывал пол лица.
До революции тот прикидывался совершенно нормальным человеком, служил в инженерных войсках, рыл окопы и наводил переправы. Никто даже не догадывался, что под его мундиром с серебряными погонами скрывается редкий оригинал, заблудившийся во времени подумал атаман: 
- Он вбил в голову, что в него вселился дух Богдана Хмельницкого… 
Ничто не нравилось новому кошевому в современности. Даже приказы он писал не стальным, а гусиным пером. В штабе их отряда с утра до вечера танцевали гопак, стреляли из ружей и пели народные песни. 
- Ужасами небывалого лихолетья покарал Господь Русскую землю! - проповедовал тогда Ангел. - На троне Великого Петра - подьячий Ленин, фельдмаршальский жезл старика Суворова в руках Лейбы Бронштейна…
Как сказочного героя его не брала даже пуля. Во время очередных переговоров петлюровский генерал Тютюнник выстрелил ему из револьвера прямо в глаз.
- Но даже после это он уцелел, наводя ужас на публику чёрной повязкой, как у Кутузова... - усмехнулся своим воспоминаниям Никита.
Они вместе ходили в трофейные походы на Киев, то объединяясь, то враждуя с соседними атаманами. Ангел регулярно совершал набеги на Обухов и Кагарлык. Он первым выдвинул лозунг:
- «За Советы без большевиков!»
Совместно организовали в большом селе Триполье избиение красного карательного отряда, состоявшего из киевских комсомольцев, китайцев и караульного полка.
- Мы впустим их в село, имитируя бегство… - предложил коварный Ангел.
Когда те расслабились и перепились, они нанесли контрудар. Из тысячного отряда в плен попало четыре сотни. Пленных красноармейцев из украинцев и русских отпустили, взяв обещание больше не воевать.
- А чекистов, комиссаров и комсомольцев приказал расстрелять как неисправимых. - Серых непроизвольно оглянулся.
На пиру победы похожий на орангутанга Ангел сидел на изящном венском стуле, обвешанный оружием, а рядом на блюде красовалась отрезанная человеческая голова. Зато хлеб он у крестьян не отбирал. Однажды даже роздал несколько барж с солью, захваченных на Днепре, крестьянам Киевщины.
- В атаманщине скрыта тайна украинского национального характера. - Никита Иванович снова прошёлся по комнате. - Не галичанского, скупого, воспитанного в австрийской казарме палкой немецкого унтер-офицера, а идущего от запорожской вольницы. Того характера, что не признаёт над собой никакой власти, кроме собственной, и живёт по принципу: «Хоть день, да мой!»
В их отряде служил один повстанец с Херсонщины. Даже весёлое анархистское воинство с гармошками и тачанками не удовлетворяло его широких культурных запросов. Украв часть казны отряда, он пустился в загул, потратив две недели на кутежи с девками и самогоном. Когда после расследования весельчака расстреляли, то лёжа в пыли и конвульсивно дернув ногами, он в предсмертных конвульсиях повернул голову и прошептал подбежавшим хлопцам:
- Зате погуляв!
Таким же был Ангел. Когда он погиб в плотной перестрелке с красноармейцами, в его смерть не хотели верить. Долго в Триполье и Обухове о нём рассказывали легенды как о местном Робин Гуде, любившем изумлять пленных комиссаров фразой:
- Ти дурний? Чи з города?
После разгрома Серых в одиночку перебрался за Волгу и в окрестностях Вятки сколотил новый отряд. Теперь он не играл в благородного разбойника, а грабил всех подряд.
- У меня даже завёлся большой гардероб, - тяжко вздохнул он, - заведовал коим Божко. Где он теперь?.. Умер, наверное…
Бывший атаман пожалел о потерянном гардеробе в котором находились: костюм, три пары сапог с высокими каблуками и медными подковами, бельё, шоколад, сигареты, ром, коньяк, меховая шуба, серебряный кинжал и японский карабин.
- Всё это моему первому требованию немедленно доставлялось Божко! - при себе Серых даже держал ручную волчиху Динку, лисицу и молодого медведя.
Косолапый однажды залез на крышу дома, зацепился за что-то, повис на шейном кольце и задушился.
- Бедный Кузьма, боясь моего наказания, чуть не застрелился из-за этого медведя… - Никита Иванович не успел додумать эту мысль, потому что открылась дверь кабинета и посыльный сообщил:
- Вас вызывает заместитель народного комиссара.
- Иду, - ответил он, взял недописанный рапорт и вышел.
 
продолжение http://www.proza.ru/2015/02/23/20


Рецензии
В своё время удивился и посмеялся, когда узнал, что Лёва Задов успел таки после дружбы с Махно послужить чекистом.

Владимир Прозоров   12.06.2018 18:44     Заявить о нарушении
Им многие служили, но недолго...

Владимир Шатов   12.06.2018 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.