Глава 4. Дагамара - принцесса датская

Глава 4.    Дагмара – принцесса датская.

Датская принцесса Дагмар. Фотогравюра. 1864
Принцесса Мария София Фредерика Дагмар родилась 26 ноября 1847 г., была четвертым ребенком в семье. Ее отец Христиан IX, урожденный герцог шлезвиг-гольштейн-сендербург-глюксбургский, вступил на престол в 1863 г.  Ее мать принцесса гессен-кассельская Луиза Вильгельмина Фредерика Августа Джулия, племянница короля Христиана VIII.. Луиза любила музыку и живопись, прекрасно играла на фортепьяно и хорошо рисовала. Будучи королевой Дании, Луиза поддерживала связи с влиятельными политиками и общественными деятелями, как в самой Дании, так и за ее пределами. Благодаря связям она умудрилась удачно женить/ выдать замуж всех своих детей.
Старший сын Фредерик VIII (р. 1843) стал королем Дании, был женат на шведской принцессе Луизе. Средний сын Вильгельм (р.1845)  стал королем Греции под именем Георга I,  состоял в браке с великой княгиней Ольгой Константиновной (р. 1851), двоюродной сестрой Александра III. Младший сын Вальдемар (р.1859) был женат на французской принцессе Марии Орлеанской (р.1865).
Старшая дочь Александра (р.1844) – ее отец называл «красивая» - в 1863 г. вышла замуж за будущего короля Великобритании Эдуарда VII (р.1841).  Младшая дочь Тюра (р. 1853) - «добрая» - была замужем за герцогом ганноверским  Эрнстом Августом II (р.1845). Среднюю дочь Дагмар отец называл «умной».  Дагмар умела всем нравиться и могла завоевать симпатию даже у самых ворчливых и неуживчивых тетушек и дядюшек, каковых было немало.
Детские годы принцесса Дагмар провела в прекрасном дворце Бернсторф, расположенном на севере Зеландии, в бывшей летней резиденции семьи Христиана IX. Образование дети получили дома. Детей воспитывали в строгости. Начинался день с холодного душа и гимнастики, обязательными были занятия верховой ездой. Мальчики в семье обучались военному делу, а девочки - разным домашним делам. Королева Луиза заботилась о том, чтобы дочери обучались рукоделию и знали, как вести домашнее хозяйство. Большое внимание уделялось изучению языков, в первую очередь, французского и английского, а  также музыке и рисованию. Известный датский композитор Ф. Кулау и датские художники Бунтзен и И. Л. Йенсен были среди преподавателей королевских детей. В семье все  рисовали. Королевский дворец посещал также известный датский писатель  Ханс Христиан Андерсен.
В 1863 г. выдали замуж старшую сестру Александру за наследника британской короны принца Уэльского Альберта Эдуарда. В декабре 1863 г. прусские войска совместно с австрийскими перешли границу  Дании. Война продолжалась 4 месяца. Лишь к концу октября 1864 г. конфликт был урегулирован полностью, и 30 октября  в Вене был подписан мирный договор, по которому  Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна. Герцогство Шлезвиг с морским портом Килем перешел под управление Пруссии, а герцогство Гольштейн – Австрии. Потеря Шлезвига расценивалась в Дании как национальное поражение. В ноябре 1864 г.  Дагмар писала своему жениху, великому князю Николаю Александровичу в Италию: «Я очень рада, что ты покинул Германию, жители которой, как ты хорошо знаешь, мне так не симпатичны. Это варвары, которые с помощью грубой силы заставили нас отказаться от половины территории нашей страны - все это ужасно!»
В 1851 г. императрица Александра Федоровна, бабушка цесаревича Николая, посетив герцога Нассауского в его замке Бибрих на Рейне, встретилась с принцессою Луизой гессен-кассельской. Гостье были представлены  дети Луизы, очаровательной малютке Дагмар не было в это время  и четырех лет. Увидав это веселое создание, Александра Федоровна сказала матери: «Эту Вы должны приберечь для нас». В конце 1863 г. император Александр II обратился к королю Дании Христиану IX и королеве Луизе с просьбой разрешить наследнику российского престола, великому князю Николаю нанести им визит
В июне 1864 г. цесаревич Николай (Никса) отправился с официальным визитом в немецкие герцогства.   Объехав всех своих немецких родственников, цесаревич Николай приехал в замок Фреденборг (рядом с Копенгагеном) - резиденцию датской королевской фамилии.  Перед отъездом из России родители цесаревича настоятельно  советовали ему посетить Копенгаген и познакомиться со второй дочерью короля, которая уже достигла возраста, когда пора думать о помолвке и замужестве.
 Минни (маленькая), так звали в семье Дагмар,  произвела приятное впечатление на молодого князя. Дагмара  не блистала яркой красотой, но отличалась незаурядным умом,  в ней было нечто такое, что притягивало и завораживало. Она обладала тем, что французы обозначают словом «шарм». 24 августа 1864 г. в письме к матери, императрице Марии Александровне, он рассказывал о впечатлении, которое она произвела на него: «Если бы Ты знала, как я счастлив: я влюбился в Dagmar. Не бойся, что это так скоро, я помню твои советы и не могу решиться скоро. Но как же мне не быть счастливым, когда сердце говорит мне, что я люблю ее, люблю горячо».
Цесаревич решил сделать предложение датской принцессе и для получения согласия родителей  отправился в Дармштадт, где они отдыхали в это время. Родители дали свое согласие. 15 сентября 1864 г. великий князь Николай Александрович возвратился в Копенгаген. На следующий день  в парке дворца Фреденсборг между цесаревичем и Дагмар состоялось объяснение. Датская принцесса, находившаяся во власти необыкновенного обаяния русского князя, согласилась стать его женой. Николая боготворили  все - необычайно одаренный, добрый и отзывчивый, истинный европеец по воспитанию и убеждениям. Великий князь Константин Николаевич называл его «верхом совершенства», а учителя и родители не могли им нарадоваться. На следующее утро, цесаревич писал отцу: «Dagmar была такая душка! Она больше, чем я ожидал; мы оба были счастливы. Мы горячо поцеловались, крепко пожали друг другу руки, и как легко было потом. От души я помолился тут же мысленно и просил у Бога благословить доброе начало. Это дело устроили не одни люди, и Бог нас не оставит».
После сватовства Дагмар писала брату Вильгельму: «О, как благодарна я Господу за его милость ко мне; я молюсь теперь только о том, чтобы он ниспослал мне силы и дал возможность сделать его, возлюбленного Никсу, таким счастливым, каким я желаю ему быть от всего сердца, и стать достойной его. Ах, если бы ты только видел и знал его, то мог бы понять, какое блаженство переполняет меня при мысли, что я могу назвать себя его невестой».

В XIX веке дочерей готовили к замужеству с детских лет, к тому, что родители найдут ей жениха, за которого она должна будет выйти замуж. Она должна будет подстроиться к этому мужчине, по возможности полюбить его и родить ему детей. В царских семьях от цесаревны ждали наследника. Такое было предназначение девушки, женщины, и она должна была нести эту миссию безропотно, покоряясь выбору и желанию родителей. В высшем обществе родители, преследуя свои интересы, старались подыскать жениха своей дочери, который пришелся ей по душе и стал бы хорошим мужем и отцом. В силу узости круга королевских и царских семей выбор, как женихов, так и невест, был ограничен. Привлекательная, молоденькая, умная, здоровая девушка–невеста сразу получала предложения от нескольких кавалеров. У родителей и у невесты появлялся выбор, и родители Дагмар остановились на цесаревиче.  Хотя война с Пруссией и Австрией закончилась с печальным для Дании исходом, но родители Дагмар надеялись, что    Россия, с которой Дания породнится, сможет оказать давление на Пруссию  и умерит ее аппетиты.
О помолвке было объявлено официально в тот же день. Дагмар получила от цесаревича в подарок жемчужное ожерелье.

Мария Федоровна (принцесса Дагмар) в молодости
Королевская чета устроила большой праздничный обед. Цесаревич Николай  провел со своей невестой во Фреденсборге и в Бернсторфе две недели. На одном из оконных стекол дворца Фреденсборг жених и невеста начертили свои имена: Дагмар и Никса.  Свадьбу Никсы и Дагмар решено было отложить до дня рождения цесаревича - 8 сентября 1865г. 24 сентября 1864 г. Николай  писал отцу: «Более знакомясь друг с другом, я с каждым днем более и более ее люблю, сильнее к ней привязываюсь. Конечно, найду в ней свое счастье; прошу Бога, чтобы она привязалась к новому своему Отечеству и полюбила его так же горячо, как мы любим нашу милую Родину. Когда она узнает Россию, то увидит, что ее нельзя не любить. Всякий любит свое отечество, но мы, русские, любим его по-своему, теплее и глубже, потому что с этим связано высоко религиозное чувство, которого нет у иностранцев и которым мы справедливо гордимся. Пока будет в России это чувство к Родине, мы будем сильны. Я буду счастлив, если передам моей будущей жене эту любовь к России, которая так укоренилась в нашем семействе и которая составляет залог нашего счастья, силы и могущества. Надеюсь, что Dagmar душою предастся нашей вере и нашей церкви; это теперь главный вопрос, и сколько могу судить, дело пойдет хорошо».
Дагмар, будучи уже невестой,  вложила в конверт свое небольшое послание:
«Мои любимые родители! Разрешите мне добавить эти несколько строчек к письму Вашего дорогого сына, моего любимого Никса, чтобы выразить Вам то счастье, которые я испытываю в этот момент от того, что чувствую себя связанной с Вами столь дорогими для меня узами. Пусть Бог своей добротой поможет мне сделать его также счастливым, чего я сама желаю от всего моего сердца. Отдайте и мне немного той любви, которую Вы испытываете к Вашему сыну, и Вы сделаете меня тоже счастливой. Преданная Вам Дагмар».
Через две недели в ответ на письмо императора  Александра II она писала: «С какими чувствами радости и признательности я получила Ваше дорогое письмо, в котором вы обращаетесь ко мне прямо как отец к дочери. Никс и я были от этого растроганы просто до слез! Я прошу Бога, чтобы он был всегда рядом при выполнении моих обязанностей, чтобы я стала достойной такой любви и моей новой Родины, которую я уже нежно люблю. Моим единственным желанием всегда будет поддержка моего любимого Никса, я буду следовать примеру его родителей».
Стиль писем шестнадцатилетней девушки и главное их содержание вызывает восхищение. С первой строчки: «Мои любимые родители!», которых она еще не видела, которые еще не стали таковыми (по обычаям она могла обращаться так только после свадьбы), она стремится расположить их к себе, завоевать их доверие и делает это очень изящно. После отъезда жениха Дагмар продолжала переписку с  «дорогим Папа»
 В Вене шли переговоры о подписании мирного договора между Пруссией и Австрией с одной стороны и Данией с другой стороны. Просочились сведения, что Шлезвиг и Гольштейн будут аннексированы. Дагмар была настолько уязвлена, настолько переживала горечь утраты земель Дании, что, не соблюдая субординацию, в нарушении всех правил обратилась 29 октября с письмом к русскому государю с просьбой о содействии. «Извините, что я обращаюсь к Вам впервые с прошением. Но, видя моего бедного Папa, нашу страну и народ, согнувшихся под игом несправедливости, я естественно обратила мои взоры к Вам, мой дорогой Папa, с которым меня связывают узы любви и доверия. Вот почему я, как дочь, идущая за своим Отцом, умоляю Вас употребить Вашу власть, чтобы облегчить те ужасные условия, которые Отца вынудила принять грубая сила Германии. Вы знаете, как глубоко мое доверие к Вам. От имени моего Отца я прошу у Вас помощи, если это возможно, и защиты от наших ужасных врагов». Договор был подписан 30 октября.
Дагмара должна была понимать, что писать такое письмо она не имеет никаких прав (она еще только невеста), что вмешиваться в политику сверхдержавы и просьбами пытаться  изменить ее, не позволительно никому, и что может этим письмом испортить налаженные добрые отношения с отцом Ники. Если писала его она сама без подсказки взрослых, то можно считать, что вызвано оно было  состоянием отчаяния, и она пыталась ухватиться за последнюю спасительную, по ее мнению, соломинку.
Александр II был обескуражен этим посланием и отправил сыну Николаю холодное послание-выговор. Царь высказывал недоумение, что его будущий родственник король Христиан IX использует свою дочь, которая еще не стала его родственницей,  для того, чтобы влиять на политику российского государства в своих целях. Никс был потрясен. В своем ответе он уверял, что король здесь ни при чем, что повлиять могла мать, королева Луиза, но что сама Дагмар слишком открытая и честная, чтобы заниматься интригами. Защищая свою невесту,  молнии грозовой тучи, нависшие над Дагмар, Ника направил на королеву. Отношения между императором и королевой испортились.
Полный радостных чувств, цесаревич направился к матери в Ниццу через Южную Германию, Тироль и Италию. 1 января 1865 года цесаревич отправился в Ливорно, a оттуда на корвете «Витязь» - в Ниццу.  Из-за  резкой боли в спине дальнейшее передвижение пришлось отложить, шесть недель он  провел в постели. Боли усиливались, и великий князь был вынужден совершать свои прогулки только в коляске, и часто согнувшись.  Наблюдавшие его врачи, уверяли императрицу Марию Александровну, что у сына ревматизм. В области позвоночника появилась большая опухоль. Усилились боли в голове и спине. 6 апреля состояние цесаревича резко ухудшилось. В Санкт-Петербург была отправлена телеграмма, и император принял решение срочно выехать в Ниццу. На совете врачей венский профессор Рехберг впервые произнес действительный диагноз: «церебральный менингит» (неизлечимый),  у наследника был остеит позвонков с образованием нарыва.
Все члены царской семьи: император и императрица, братья Александр, Владимир, Алексей, Павел собрались около  постели больного. «Отец подошел к умирающему сыну, благословил. Все это время умирающий держал в долгих последних объятиях свою невесту. Все близкие окружили его. Государыня находилась в изголовье, государь в ногах, великий князь Александр Александрович держал умирающего за правую руку, юная невеста держала его за левую руку и покрывала ее поцелуями. В полночь стоны прекратились, начались хрипы, дыхание стало прерывистым, неровным. Воцарилось глубокое молчание, все было кончено. Вслед за тем раздались крики и рыдания. Государь увел государыню, находившуюся в полуобморочном состоянии. Дагмара оставалась у тела жениха, она покрывала поцелуями его лицо и безжизненные руки. Ее пять или шесть раз пытались увести, но она вцеплялась в покойного и не давала себя оторвать». В понедельник 12 апреля в 10 минут первого часа ночи цесаревич  скончался. Его тело было перевезено на фрегате «Александр Невский» в Петербург.
Вскрытие показало, что у наследника была болезнь, которую не распознал ни один доктор. В нижней части спины у него был абсцесс, (гнойное воспаление тканей с их расплавлением) который охватил три позвонка. Возникновение абсцесса связывали с его падением с лошади четыре года назад, на которое тогда никто не обратил внимания. Кроме того, обнаружили абсцесс в боку, опухоль в легких и мозгу.
Принцесса писала своему отцу Христиану IX через день после смерти Николая: «Я не могу не благодарить Бога за то, что застала его, мое дорогое сокровище, еще в живых и была узнана им в последнюю минуту. Ты не можешь поверить, дорогой Папа, как я благодарна за это Господу Богу. Никогда, никогда я не смогу забыть взгляд, которым он смотрел на меня, когда я приблизилась к нему. Нет, никогда!!! Бедные Император и Императрица, они были так внимательны ко мне в моем, а также в своем горе; они и его бедные братья, особенно Саша, который любил его так возвышенно и не только как брата, но как своего единственного и лучшего друга».
Императорская семья не сразу вернулась в Россию, месяц они провели в  замке Югенхайм около Дармштадта. В апреле 1865 г. император подписал манифест, извещавший о кончине наследника и одновременно о провозглашении новым наследником престола и цесаревичем великого князя Александра Александровича - своего второго сына.  24 мая они возвратились в Царское Село. Семья была в трауре. Дагмара вернулась в Копенгаген в королевский замок Фреденсборг.
Поведение Дагмар, ее искренние слова и переживания покорили императорскую семью, всем она  понравилась. Родители решили, что такую девушку, невесту упускать нельзя, а впереди предстоят хлопоты по поиску невесты для Александра. Зачем искать, когда есть такая прекрасная девушка, разума ей хватит для того, чтобы переключиться на Александра, стать ему подругой, а, возможно, и полюбить его. Александру как раз нужна такая благоразумная спутница, прекрасно ладившая со всеми и хорошо разбирающаяся в людях. Она сможет создать с ним крепкую семью и организовать спокойный быт цесаревича, у которого появились  определенные обязанности, как    у любого государственного деятеля. Александр II  написал Дагмар письмо, в котором вместе со словами утешения выразил желание видеть Дагмар в своей семье. В королевской семье прекрасно поняли, что таким образом предложил кандидатуру своего второго сына, нового престолонаследника, в качестве жениха Дагмар.  Она деликатно ответила, что такое предложение сейчас принять не может, но при этом решение вопроса оставила за Александром: «Мне очень приятно слышать, что Вы повторяете о Вашем желании оставить меня подле Вас. Но что я могу ответить? Моя потеря такая недавняя, что сейчас я просто боюсь проявить перед ней свою непреданность. С другой стороны, я хотела бы услышать от самого Саши, действительно ли он желает быть вместе со мной, потому что ни за что в жизни я не хочу стать причиною его несчастья. Да и меня это, скорее всего также не сделало бы счастливой. Надеюсь, Вы понимаете, что я хочу этим сказать. Но я смотрю на вещи так и считаю, что должна Вам об этом честно сказать». Императрица Мария Александровна, развивая идею супруга, пригласила королеву Луизу  с дочерью погостить у них в Петергофе. Королева в ответном письме благодарила императрицу за приглашение, и при этом извинилась, что принять его не может «в этом сезоне», так как Дагмар требуется теперь полный покой и ей необходимо принимать морские ванны. Но при этом королева добавила, что дочь «будет и дальше заниматься русским языком». На языке дипломатии такой ответ означал, что мать просто опасается, как бы подобный приезд не вызвал лишние разговоры, но Дагмар уже пришла в себе и снова думает о России. Цесаревич, получив такой определенный ответ относительно ее отношения к замужеству за Александра, записал в своем дневнике: «Кажется, сама Dagmar желает выйти замуж за меня. Что же касается меня, то я только об этом и думаю и молю Бога, чтобы Он устроил это дело и благословил бы его».
Переписка Дагмар с императором Александром II продолжалась. В октябре она написала государю: «Я даже не могу найти слов, чтобы объяснить Вам, как я была тронута, поняла по Вашему письму, что Вы все еще видите во мне одного из Ваших детей. Вы знаете, дорогой Пап;, какое значение я придаю этому, и что ничто не может сделать меня более счастливой. Вот уже шесть месяцев мы без нашего любимого Никсы. Прошёл только год, как я видела его отъезжающим в полном здравии! Все это время было мучительным для меня со всеми дорогими воспоминаниями о моей недолгой мечте о счастье, за которую я никогда не перестану благодарить небо».
После объявления Александра наследником родители с мая 1865 г. спешно решили восполнить пробелы в образовании цесаревича. По русской истории он занимался с С.М. Соловьевым, государственное  право вел с К.П. Победоносцевым, по филологии  лекции ему читал Ф.И. Буслаев.  Наследник предпочитал посещать военные сборы, проводившиеся традиционно летом в Красном Селе под Петербургом, и принимал участие в разных видах соревнований.


Рецензии