И говорил, что он Фауст с Маргаритой...
После экспозиции автор сразу прибегает к новому приему противопоставления: после описания одинокого кладбища он повествует о гимназии со множеством учащихся, выделяя среди всех еще живую гимназистку. Бунин возвращает читателя во время жизни главной героини, Оли Мещерской. Ее характер и облик к четырнадцати годам был полностью отличен от сверстниц: фигура Оли уже была стройна и очаровательна, а манеры изящны. Незаметно она стала девушкой. И вместе с её расцветом, гимназической славой и любовью младших классов пришли и толки о ветрености, изменчивости и непостоянстве юной особы. В свою последнюю зиму « Оля совсем сошла с ума от веселья…», как пишет Иван Бунин в эпизоде гулянья на Соборной улице, где Мещерская была самой беззаботной и счастливой в толпе.
Постепенно автор все больше описывает Олю не как девушку, а как женщину. Этот переход описания характера применяется в эпизоде разговора начальницы и гимназистки, где моложавая женщина делает замечание юной девице за неподобающее возрасту поведение и внешний вид. С привычной веселостью и простотой вторая признается в том, что ни чем не меньше женщина, чем её собеседница, назвав своим первым мужчиной брата начальницы, Малютина. А через месяц Олю убивает офицер, над чьим самолюбием она жестоко поиздевалась, сначала соблазнив его, а потом отказав в браке. Именно в ходе разбирательства над убийством обнаруживается страничка дневника, где описывается роковой день, когда девушка стала женщиной. Беззаботность, наивность и инфантильность не уберегли неокрепший ум девушки от соблазна представительного взрослого мужчины, не по годам красивого, так учтиво обращавшегося с ней и так точно, вне зависимости от намерений, назвав её Маргаритой, а себя Фаустом. Именно благодаря этому эпизоду читателю представляется очередная двойственность - характера Мещерской, бывшей не только виновницей, но и жертвой. В неокрепшем сознании случился надлом: она больше не могла думать о себе как о ребёнке, при этом продолжая находиться в обществе еще не выросших сверстниц, поэтому её манеры были столь противоречивы. В действительности она обладала моделью поведения состоявшейся женщины, но в сущности была ещё молодой девушкой, испытывавшей отвращение к своему раннему взрослению и, возможно, мужчинам, из-за Малютина, что и объясняло бы её жестокость к офицеру.
И вот автор описывает кладбище. Но теперь на нём появляется новая фигура: классная дама Оли Мещерской, как и начальница, не имевшая имени в рассказе. Это м а л е н ь к а я ж е н щ и н а. Она страстно преданна думам об Оле, как некогда была преданна мыслям о блистательном будущем своего брата, непримечательного прапорщика, погибшего на войне. Смерть Мещерской пленила её новой мечтой; классная дама упорно уверовала себя в том, что она «идейная труженица», постоянно навещая могилу Оли, часами думая об её светлом образе, не совместимом со всем тем, что теперь ассоциировалось с именем гимназистки. В сущности, взрослая классная дама стремилась стать той женщиной, женственной и грациозной, которой, сама того желая или нет, была юная Оля Мещерская.
В заключительном эпизоде Бунин представляет последнее звено: стремления самой героини. Однажды, гуляя в саду с любимой подругой, которая была не столь прелестна, как Мещерская, рассказывает, что вычитала в одной из многочисленных книг отца, какая должна быть красота у истинной женщины: прекрасные глаза, ресницы, стан… но главным в ней должно быть л ё г к о е д ы х а н и е. Именно к нему стремилась главная героиня, неверно растолковав, совсем по-детски, его суть. Желание обрести заветный ингредиент женской сущности, в конце концов, сбылось, но оказалось главной двойственностью, роковым образом унеся юную жизнь.
Свидетельство о публикации №215022201701