По поводу Живаго. Авторская кинопрограмма
Авторская программа Мирсаида САПАРОВА «Любимые фильмы Иосифа Бродского»
Эксклюзивный проект «ПО ПОВОДУ ЖИВАГО»
Итак,Живаго. Юрий Живаго. По поводу Живаго.
Самый мифологизированный и громкий литературный и политический скандал, о котором все имели разумение, хотя книги не читали, да и знаменитого фильма не смотрели.
Впрочем, стало ясно, поэзия Живаго – самый сильный аргумент романиста, мощный сам по себе.
Помню, ранней весной, дошлый Иосиф Бродский, уже знавший классические строки на память, с огромным напором читал «Гефсиманский сад», по обыкновению проглатывая какие-то строки.
Обширное ругательное письмо редакторов «Нового мира» Пастернаку, опубликовано накануне «Литературной газетой», среди которых и оказались и бедолага Симонов и маститый Константин Федин, и, конечно, Борис Лавренев. Увы…
Гипнотизировала строка, поражавшей величием: «Ко Мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты…» Странно, когда вырванная строка, несет впечатление грандиозного целого. Но тут поэтическая реальность потрясала.
“…Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты…"
Впрочем, эффект неспоримого успеха пяти «Оскаров» Дэвида Лина, снискавшим его мастеру небывалую славу, стало наваждением. Оно преследовало, как весенняя лихорадка.
Неожиданно, мир Живаго, стал фактом жизни. Привычно упиваясь мелодиями Мориса Жарра, знал ли обыватель, что эта музыка – изысканный шлягер из фильма Дэвида Лина. Гипнотический стиль русской ностальгии, живописных откровений гениального Александра Алексеева, неизвестного в России французского аниматора, воспроизведен у того же Дэвида Лина. По существу, крохотный артефакт «По поводу Живаго», этакое запоздалое объяснение в любви, стал нам известен. Но, этот шедевр, как бы и не существует сам по себе. Как, собственно, и обаяние отвергаемого «Доктора Живаго». Омар Шариф (Юрий Живаго), роковая блондинка Джулия Кристи (Лара) – неслучайно милы нам. Недаром, Марина Цветаева говаривала, что Пастернак «похож одновременно и на арапа и на лошадь этого арапа».
О Ларе – особый разговор.
Фильм живет множеством жизней.
«Опять Шопен не ищет выгод. Но, окрыляясь на лету, один прокладывает выход из вероятья в правоту…».
Так искусство творит жизнь. Так жизнь творит жизнь. Тема навсегда. И, слава Богу, наш проект – совсем не унылая тавтология.
Мирсаид Сапаров
Архитектоника проекта «ПО ПОВОДУ ЖИВАГО"
«ДОКТОР ЖИВАГО», 1965, США
Режиссер Дэвид Лин, композитор Морис Жарр премия «Грэмми», художник Александр Алексеев
Награды: Пять премий «Оскар» 1966 год, Премия нью-йоркской ассоциации кинокритиков 1965 год, Премия «Золотой глобус» 1966 год, премия «Давид ди Донателло» 1967 год, Премия «Грэмми»
«ПО ПОВОДУ ЖИВАГО"» /"A Propos de Jivago", 1960, Франция
Режиссер Александр АЛЕКСЕЕВ, в фильме снимались Александр Алексеев и его соавтор и жена
Иллюстрированный вариант см.: http://saparovclub.livejournal.com/15385.html
Встреча в Петербургском интеллектуальном киноклубе SAPAROV, посвященная программе "ПО ПОВОДУ ЖИВАГО" состоялась 19 февраля в библиотеке им. Б.Лавренева (наб. реки Карповки, 28)
Все файлы проверены, вирусов нет
1 файл
19.02.15 (1) авторская программа Мирсаида Сапарова.doc
Свидетельство о публикации №215022201714