2. Ангел

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".            


            ГЛАВА - 2. "АНГЕЛ".            


            Авторство этого произведения мне неизвестно. Кажется, это фрагмент стариной настенной росписи. Вероятно, 14 век или близко к этому.

     В художественном отношении вещь простая, но в то же время изумительная. Даже при первом беглом взгляде она производит впечатление потрясающей динамики. Живое горящее движение.
    
     Между тем этот эффект достигнут в общем-то простыми средствами: цветом, линией, композицией.

     Дано сочетание красного и синего, - сочетание само по себе очень экспрессивное. Но посмотрите: это не просто ровно-красный и ровно-синий. Выбран очень подходящий к образу оттенок красного, - как его назвать? не знаю, может быть, светло-алый. Причём он переменчив по интенсивности, и это создаёт впечатление живого мерцания. Цвет же синего неба очень густой и тёмный, и этот цветовой и световой контраст придаёт ангелу огненность, что соответствует правильному религиозному толкованию. Согласно религии, ангелы сотворены из огня. Вот почему это изображение гораздо правильнее тех приторных амурных ангелочков, которых породила живопись загнивающего европейского феодализма.

     Белый ангел на светло-голубом фоне создал бы совсем другое настроение. Или, скажем, золочённость одежд, - это тоже резко изменило бы всю идею образа. Цвет очень важен, и видно, что художник хорошо владел этим знанием.


            Давайте теперь посмотрим на линии, которыми сделаны крылья. Обратим внимание, что эти линии именно таковы, какими они и должны быть, чтобы показать гордость и силу движения ангельских крыльев. А закруглёная линия их верхнего контура прямо переходит в линию округлого огня позади летящего ангела. Эта, казалось бы, несложная, но удачная художественная находка делает образ сжатым, сосредоточенным, цельным.


            Теперь о композиции. Ну, во-первых, расположение по диагонали сверху вниз. Диагональ движущаяся, изогнутая. Развевающаяся часть одежды внизу слева. Огромной выразительности жест вытянутой к земле руки. Думаю, неслучайно художник и так резко подчеркнул взгляд ангела, устремлённый в том же направлении.


            При изображении людей их жесты, их мимика, позы, линии их тела и особенно рук играют очень большую роль. Здесь художники как бы заимствуют приёмы у актёрского искусства. Да, разные виды искусства, конечно же, должны взаимно обогащать друг друга. И, например, в поэзии мы тоже должны очень много брать и у живописцев, и у театра, и у сочинителей музыкальных произведений.

            Часто бывает очень интересно представить, как можно было бы передать образ искусства средствами другого вида искусства. Думаю, вы все согласитесь, что, скажем, этого "Ангела" поэтически ни в коем случае не надо подавать длинными вычурными строфами. В поэтической форме я представляю этот образ в виде всего четырёх, а ещё даже лучше - двух, строчек, но выражающих всю красоту, силу, грозность и стремительность мчащегося ангела. Трудно? Ещё как трудно! Но надо этому учиться.


            В следующей главе я предполагаю порассуждать об умелом сочетании линий и цвета. Мне кажется, это удобно будет сделать на примере картины Рериха "Танцовщица".


Рецензии
Теперь смотрю другими глазами на Ангела. Спасибо!

Людмила Суднева   29.06.2021 09:14     Заявить о нарушении