5. Ю. Масютин. Ассоль

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".            


            ГЛАВА - 5. Ю.МАСЮТИН. "АССОЛЬ".


            Тему портретов тоже начнем с максимально простого. Вот картина советского художника Юрия Масютина "Ассоль". Уверен, что тут даже излишни какие-либо комментарии. Художественные приёмы просты до элементарности. Тем не менее эта вещь притягивает. Чем? Неужели всего лишь цветом глаз, совпадающим с цветом фона (то ли небо, то ли море)?

     Нет, думаю, что тут всё дело именно в простоте.


            О роли правильной простоты в искусстве сказано так много, что было бы совершенно неуместно повторяться. Участники этого сайта достаточно культурны и образованны, и, конечно, понимают этот вопрос.

     Я не случайно говорю: "правильной простоты". Читатели, безусловно, знают, что простота искусства не должна делать его неискусством, а наоборот - усиливать художественную силу. Именно о такой простоте речь. Простота - но не пустота.

     Глубочайшая содержательность и совершенство должны присутствовать обязательно. Не в уходе от них заключается упрощение, а в том, чтобы эту глубочайшую содержательность и это совершенство сделать открытыми, ясными и избавленными от всего лишнего.

     Эта простота получается тогда, когда образ точен и краток, когда для всех элементов этого образа найдено точное и краткое (но ёмкое) выражение. Вот почему это трудно.

     Развивать эти мысли перед достаточно грамотными читателями, как я уже сказал, считаю лишним. Но не могу удержаться, чтобы не привести две прекрасные цитаты, думаю, известные многим.

     Генрих Гейне: "Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо и, наконец, - просто и хорошо."

     Альберт Эйнштейн: "Учёный, который не может объяснить пятилетнему ребёнку суть своего открытия, не учёный, а шарлатан."



            Мне кажется, что художник поступил замечательно, отказавшись от загромождения картины разными романтическими штуками. Нет ничего. Есть лишь лицо и синь. Его Ассоль - это обыкновенная, простая девочка, разве что с морем и небом в глазах. И это очень точно для этого образа.


Рецензии