Лия прародительница двенадцати колен Израилевых

29-я глава Книги Бытия рассказывает о двух дочерях Лавана Арамеянина. «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия, а младшая Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Девушки сильно отличались не только внешне, но и характерами. Лия – скромная, добрая и кроткая; Рахиль – жизнерадостная, самоуверенная и дерзкая. Лия нисколько не завидовала красоте младшей сестры. Между сестрами царили взаимопонимание и любовь, пока в доме не появился Иаков.

К этому времени Лия уже давно была на выданье, но женихов не привлекала. Иаков, прибывший к Лавану с целью найти себе жену, с первого взгляда влюбился в Рахиль. Однако по существующую закону младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Безусловно, Лаван мог бы увеличить приданое за Лией и найти ей мужа. Богатые невесты всегда ценились не меньше, чем красавицы.

Но Лаван поступил иначе: он не желал плохого мужа для Лии. Любящему сердцу отца обе дочери казались красавицами. Лаван хотел, чтобы у старшей дочери тоже был достойный, надёжный муж, отец её будущих детей и его собственных внуков. Согласно библейскому предписанию, деторождение, а не любовь между мужчиной и женщиной, – основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божие (Быт 22:17; 32:13).

Вот чем объясняется поступок Лавана, который в брачную ночь подменил обещанную Иакову Рахиль своей старшей дочерью. Когда прошла ночь, Иаков пришёл к тестю и воскликнул: «Что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену». Фактически Лаван почти одновременно, с разницей в неделю, выдал замуж обеих своих дочерей за одного мужчину.

Почему Лаван поставил Иакову условие: после женитьбы на Рахиль отработать за неё ещё семь лет? Скорей всего, он не хотел расставаться с любимыми дочерями, мечтал увидеть и понянчить внуков. Так можно ли при этом считать Иакова пострадавшим? Все-таки он получил одновременно двух жён и двойное приданое! Как рассказывает Библия, Иаков покинул тестя очень богатым человеком.

История двух жен Иакова – любимой Рахиль и нелюбимой Лии – была наполнена множеством драматических событий. Кроткая, романтичная Лия искренне полюбила своего мужа и мечтала заслужить его любовь. Когда Лия родила первенца, сына Рувима, в её сердце появилась большая надежда. Она сказала: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой».

После рождения сына Симеона жаждущая любви Иакова Лия с отчаянием и надеждой произнесла: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего». В третий раз став матерью, родив сына Левия, наивная душа Лии восторжествовала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трёх сынов». В ветхозаветные времена женщина-мать, родившая сыновей, пользовалась особым почтением в обществе и уважением мужа.

Однако её женская любящая душа жила напрасными надеждами: сыновья, рожденные Лией, для Иакова оказались менее важны, чем Рахиль. Лия смирилась с долей нелюбимой жены. «...Смирение предшествует славе», — сказал премудрый Соломон (Притчи 18:21).

Но в один прекрасный час в душе Лии, отвергнутой мужем, родилось прекрасное чувство. Оно росло и наполняло её счастьем и материнской гордостью. Всю свою невостребованную Иаковом любовь молодая мать полностью, без остатка отдала детям.

Как повествует Библия, она продолжила борьбу за право быть матерью многочисленного потомства. Полная самоотдача материнству сделали Лию одной из четырёх прародительниц еврейского народа.

После рождения четвёртого сына Иуды гордая мать произнесла: «Теперь-то я восхвалю Господа!». В рождении и воспитании детей Лия обрела неиссякаемый источник силы, вдохновение и своё предназначение в жизни.

Особенно к матери был привязан первенец – Рувим. Ему было пять лет, когда он принёс Лии мандрагоровы яблоки. Рувим нашёл их не случайно. Ребёнок сильно переживал за мать из-за её приниженного положения нелюбимой жены. Однажды Рувим подслушал разговор взрослых и узнал о редком для Месопотамии растении: мандрагоровых яблоках. По народному поверью это растение обладало чудесным свойством: приготовленный из него напиток возбуждал любовь и увеличивал способность к деторождению. Во время сбора урожая пшеницы, когда все взрослые были заняты, Рувим незаметно сбежал и направился на поиски чудесных яблок. Ему так хотелось сделать свою мать счастливой! Он нашёл мандрагоры и принёс их Лии.

Но в конечном счёте эти чудодейственные плоды оказались... у Рахиль. Лия отдала их сестре в обмен на свидание с мужем. Но не ради ещё одной попытки завоевать сердце Иакова, иначе она ни за что бы не отдала мандрагоровые яблоки своей сестре. Она сделала это только ради одного: чтобы иметь ещё детей.

Через девять месяцев Лия родила пятого сына — Иссахара, через год шестого — Завулона. Тогда она сказала: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов». Лия очень нуждалась в статусе главной жены. Ей было необходимо, чтобы Иаков жил в её шатре вместе с сыновьями, чтобы своим вниманием он укреплял её авторитет как матери в глазах подрастающих детей. Кроме того, мальчики нуждались в более близком общении с отцом. С ним они должны были делиться своими детскими мечтами, от него – получать наставления и поучения. Это смогло бы в будущем уберечь сыновей Иакова от неправильных поступков. Однако ложе Иакова по-прежнему оставалось в шатре Рахиль. Его любовь к женщине была сильнее, чем любовь к детям.

После рождения у Лии дочери Дины Рахиль наконец-то забеременела и родила долгожданного сына Иосифа. И сказала она: «снял Бог позор мой».

В скором времени Иаков решил уйти от Лавана и вернуться в родные земли. Он ушёл тайно. Лаван, который мечтал, чтобы дочери и внуки всегда оставались с ним, бросился в погоню. Отец был потрясен и не мог поверить, что дочери могли покинуть его, не попрощавшись. Догнав Иакова, он сказал зятю с болью: «Для чего ты обманул меня, и увёл дочерей моих как пленниц?», «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт 31:26, 28). Тем не менее, Лаван отпустил и благословил любимых детей, взяв с Иакова клятву: «Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жён сверх дочерей моих, то... смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт 31:26).

По дороге в Ханаан у беременной во второй раз Рахиль начались схватки. Роды были очень тяжелыми. Любимая жена Иакова умерла сразу после рождения второго сына. Рахиль безумно хотелось жить. Перед смертью она отчаянно кричала и плакала. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). Умирая, Рахиль успела дать новорожденному младенцу имя: Бенони — «сын моей печали». Иаков изменил это имя на Вениамин (сын моего счастья).

После смерти Рахиль Лия стала нежной матерью для младенца Вениамина и маленького Иосифа. Своей преданной любовью и неустанной заботой она объединила всех детей Иакова, была для них не только мудрой матерью, но и наставником и близким другом. Именно с ней сыновья Иакова делили все свои радости и печали, тревоги, надежды и мечты.

К сожалению, сам Иаков перенёс свою любовь к Рахиль на Иосифа. Ему он уделял особое внимание и осыпал его дорогими подарками. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду» (Быт 37:3). Конечно, остальным сыновьям Иакова это было обидно: ведь они тоже нуждались в отцовской любви. Собственно, некрасивый поступок, который совершили братья с Иосифом, продав его мадиамским торговцам, спровоцировал сам Иаков.

Рувим, первенец Лии, всегда стоял на страже интересов своей матери. По еврейскому преданию, сохраненному Раши, после смерти Рахиль Иаков перенёс свое ложе в шатёр её служанки Валлы. Рувим не мог вынести очередного унижения своей матери. Он взял и сам перенёс ложе отца в шатёр Лии. Несмотря ни на что отец очень ценил своего старшего сына. В своём благословении сыновьям Иаков говорит: «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт 49:3). Не забудем, что именно Рувим спас жизнь Иосифу Прекрасному, когда братья собирались его убить.

Мать Лия до конца своей жизни любила одинаково всех детей Иакова и жила их интересами. Несмотря на слабое зрение, своим любящим материнским сердцем она сумела помочь каждому из сыновей Иакова найти свой жизненный путь. Перед смертью патриарх завещал сыновьям похоронить его рядом с Лией в пещере Махпела: «там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его, и там похоронил я Лию» (Быт 49:31).

Лия родила шесть сыновей и одну дочь. Вместе с усыновленными она вырастила и воспитала двенадцать сыновей Иакова, ставших родоначальниками двенадцати колен Израилевых: Рувима, Симеона, Левита, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина.

От сына Лии Иуды произошло колено Иудино, из которого вышел царский род Иессея и Давида, правившего в Израиле. К этому же роду принадлежал и Иисус Христос (Лк 3:23, 31–33). От другого сына Левия пошёл род священников Израилевых. Не внешняя красота Рахиль и страстная любовь к ней мужа, а внутренний свет, величие души, несокрушимая вера и преданная материнская любовь Лии сделали Иакова патриархом еврейского народа.

Знаменитая скульптурная композиция Микеланджело, установленная в Риме на гробнице папы Юлия II в 1545 году, состоит из трёх фигур: в центре пророк Моисей, а по его бокам – прародительницы еврейского народа: справа Лия, слева Рахиль. Задумчивая Лия держит в левой руке зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов – символ человеческих добродетелей. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» так описал двух сестёр:

            
            Чтоб всякий ведал, как я названа,
            Я — Лия, и, прекрасными руками
            Плетя венок, я здесь брожу одна.

            Для зеркала я уберусь цветами;
            Сестра моя Рахиль с его стекла
            Не сводит глаз и недвижима днями.

            Ей красота ее очей мила,
            Как мне — сплетенный мной убор цветочный;
            Ей любо созерцанье, мне — дела.


Рецензии
Нинель, как же я рада, что Дух Божий через мою племянницу вывел меня на вашу страницу. Полностью согласна с вашей трактовкой судьбы Лии. Молюсь, чтобы это прочли многие Ищущие ИСТИНУ. Я вас избрала для постоянного чтения. И буду молиться об единомыслии в понимании Слова Божьего. Да благословит вас Господь.
С интересом - Екатерина

Екатерина Истоомина 2   01.09.2018 22:10     Заявить о нарушении
Катенька, спасибо Вам огромное за отклик. С уважением, Нинель Светличная.

Гениальные Матери Планеты   22.03.2019 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.