Бомж для Марины. гл. 5 и 6

                5

                Толик у нас прижился. Днем он уходил, а возвращался часам к десяти вечера. Зато по утрам он дрыхнул до двенадцати, кашляя, постанывая по-детски, но не просыпаясь даже в ответ на сердитые пинки Максима. Ну не мог  тот удержаться, чтобы не пнуть ногой  спящего бомжа!
                – Вот бездельник!
                Спал Толик, натянув на голову одеяло. На одной половине он лежал, другой укрывался, и непонятно было, как он удерживался в своем коконе на ребрах ступеней и не скользил вниз даже когда переворачивался на другой бок?
Питался он два раза в день. Утром Марина выносила ему кашу  или вермишель с подливой, иногда – с котлеткой, я тоже подбрасывала кое-что для разнообразия. Вечером он ел горячий суп или борщ, непременно прося еще чаю. Естественно – с малиной или другим вареньем. Хлеб он любил с маслом – если к чаю. Но перепадали ему и булочки, пирожки. Словом, режим нашего Толика упорядочился, выглядел он вполне довольным и меньше кашлял. По вечерам Марина устраивала допрос: куда ходил, чего добился? Толик плел что-то про длинные очереди к депутату и в горздравотдел, про слабость, из-за которой он просидел в чужом подъезде полдня, про необходимость искать бутылки, а то ему хочется кефира, а купить не на что.
                – А ты спи поменьше, – не выдерживала Марина.– Перед соседями стыдно! Конечно, если вставать в двенадцать, то ни какой прием к депутату не попадешь. Или мне тебя на руках в больницу самой отнести? Или «скорую» вызвать, чтоб доставили в диспансер, а там пусть разбираются, кто ты?
                – Завтра пойду, – пугался Толик. – Вот увидите!
Но завтра он снова храпел на своих ступеньках, не подозревая, сколько приходится Марине выслушивать от супруга вполне справедливых упреков. Такие сцены начинались обычно при мне – как главной сообщнице.
                – И долго этот бомжара будет дерьмом вонять на весь подъезд?
                – Он уже чистый, не придумывай, – отбивалась подруга.
                – Так ты его будешь купать каждую неделю?
                Мы помалкивали, отчего Максим еще больше заводился:
                – Вчера он мою котлету сожрал, гад.
                – Это он мою сожрал, мне не хотелось. А свою ты съел сам, не ври.
                – Две бы котлетки дала мужу, если сама не хочешь. Так она скормила этому ленивцу! Рена, ты вроде бы в нормальных бабах числилась. И тебя бомж охмурил? Или это Маринка давит на твои дружеские чувства, а ты не в силах отказать?
                – На улице мороз, а человек еще болен. Вот спадет мороз, он уйдет, сам пообещал, – говорила я.
                – Так он и уйдет от своей кормушки, ждите! Лерка недавно звонила, маминым здоровьем интересовалась, и я сказал, что у бедняжки крыша поехала – пригрела бомжа и кофе ему в постельку подает.
                – Глупо, не подавала я кофе.
                – А я своими глазами видел кофейную гущу в его банке. Слушай, ты ему мелешь кофе высшего сорта или второго?
                – Кофе я ему давала, – пришлось мне восстановить справедливость.– Некогда было возиться с чаем, и я ему отлила своего кофе. И какое тебе до этого дело?
                – Нет, ради Бога! Твои продукты, ты хозяйка... А ряшка у нашего Толика скоро лопнет.
                – У него отечное лицо, почки больны, – громко вздыхала Марина. – Ему лечиться надо.
                – Ему работать надо! Искать работу! Как он без денег живет? Или вы ему зарплату назначили? Или пенсию по инвалидности? Нет, а правда, где он деньги берет?
                – Ты бы лучше ему помог на работу устроиться! Ведь у вас в институте есть столярные мастерские? А он плотник! Тогда его можно было бы и в общежитие определить.
                – В какое? Студенческое? Ты спятила? Кто на работу возьмет бомжа без прописки?
                – Вот! Что и требовалось доказать! – торжествующе говорила Марина.– А то все умничают, а помощи – никакой! Все либо болтают, либо мимо бегут, словно это не человек, а приблудный пес или кошка! Тех жалеют больше!
Все-таки кое-что долетало до ушей нашего Толика, уж очень звучный голос у нашего Максима.
                После одного такого разговорчика Маринкин супруг подвел итог уже под самой дверью, перенеся туда свой спектакль:
                – Надо все-таки заявить куда следует!
                А вечером бомж не вернулся. Одеяло и посуда еще три дня прождали своего хозяина, а потом их вышвырнула дворничиха – прямо под мусорный контейнер, к радости других бомжей...
                – Где он ночует – в такой-то мороз? – вздыхала Марина, время от времени вслух вспоминая Толика.
                А однажды сказала грустно:
                – Ты, Рена, была права: мы ничего не можем довести до конца.
                – Ты сделала все, что могла. Будем надеяться, что сестра Толика пожалела его. Все-таки женщина...

                6

                Прошел февраль, уже кончался март, когда однажды Толик позвонил у дверей – почему-то моих. Я открыла и не узнала его, хотела захлопнуть дверь.               
                Жалкий оборванец с грязной щетиной на отекшем лице не походил даже на того Толика, что пришел к нам два месяца назад. Не говоря уже об ушедшем.
                – Не узнали? – остановил он мой порыв не видеть и не слышать.
                – Го-осподи, Толик! Что с тобой? Ты откуда... такой?
                – Хлебца дадите? Три дня не ел.
                И он опустился на ступеньки, что когда-то ему служили домом.
                – Погоди, сейчас вынесу поесть!
                Я кинулась в дом, чувствуя стыд, что не могу пригласить его к себе, как пригласила бы другого... Что бы мы ни говорили о человеколюбии, мы не можем переступить через привычку делить людей на приличных и не очень... Никто меня не осудит, никому в голову не придет стыдиться при подобной ситуации, но я-то по профессии кто? Не просто добрая тетя, способная сопереживать, я – писатель  и призвана не только жалеть, но и уважать того самого пресловутого «маленького человека», о котором пеклись русские гении! А мой «маленький человек» сидит сейчас на грязных ступенях и униженно ждет подачки. Мало того! Я дала ему поесть, а потом сказала:
               – Ты уходи, Толик. Вряд ли Марина может второй раз тебе помочь. Муж не позволит. Я вижу – ты пьешь, а это меняет дело. Но сначала расскажи, где ты пропадал.
                Я не хотела, чтобы Марина застала его здесь. Она, конечно, снова пойдет на жертвы, пусть маленькие, но такие... неудобные для всех окружающих. Толик пьет, а с алкоголиками возиться бесполезно, тем более – бездомными.
                – Ну, говори, что случилось. Только быстрее. Вот тебе деньги, пригодятся.
                – Уйду, уйду. В общем, встретил я кореша. Он и сказал, что на работу меня устроит. Дом строить. Кормят там три раза. Обманул, сволочь, паскуда. Привел к цыгану, тот ему деньги за меня дал, я сам видел. Продал меня в рабство, короче.
                – Какое рабство?
                Толик вздохнул и продолжал таким тусклым голосом, что я поняла: он ко всему потерял интерес и говорит по инерции: обещал рассказать – на тебе, можешь не верить, мне все равно...
                – Спали в конюшне, много нас. Моча лошадиная и дерьмо так воняют, я спать не мог, так и не привык... Жратва два раза в день, жрать хотелось...Жлобом цыган оказался, а сам, сволочь, толстый, аж лоснится. На обед, а он в семь часов был вечера, вместе с ужином, два стакана водки полагалось, чтоб спалось крепче. Самопальной. Я просил деньгами мне давать – вот сколько стоят два стакана? Я, говорю, алкоголик, мне пить нельзя. Нет, не положено! А деньги получишь, когда стройка закончится. А ей конца нет, домина – дворец! И много нас, бомжей недобитых. И водку все лакают с удовольствием. Потом спиваются, исчезают куда-то... Может, и убивают их, как говорили... Менты у них свои, прикормленные, кто ж будет бомжа искать? Новых находили тут же... А я, дурак, старался работать, думал – за деньги... Понял, что или сам пропаду, или меня тут убьют, когда сопьюсь. Не выдержал я, стал для веселья пить, как все, но побег задумал. А куда? Как? Собаки там – вроде волков голодных, забор высокий, из кирпича, и цыган этих самых полный двор, и цыганчат,  под ногами вертятся... А потом пришел к хозяину молодой цыган, просит плотника на два дня. Меня позвали, пальто с меня сняли, чтоб не удрал. Вышли мы за ворота, а цыган вдруг вспомнил, что инструмент какой-то не взял, говорит: стой и не рыпайся, я сейчас вернусь.... Бо-о-же, как  я драпал! В жизни не думал, что так умею бегать! До магазинчика добежал, к тетке продавщице в ноги упал и как заору: «Спасите!» плакал даже с перепугу! Она меня, спасибо ей, в кладовке закрыла, сидел я там до ночи, рассказал ей  все про наши мученья. Жрать дала, денег на автобус, шапку подарила, пиджак мужнин...
                – И куда ж ты теперь?
                – К Маше, сестре пойду. Я три дня возле их двора хожу, встретить ее хочу. Муж-то ее помер, соседи сказали. А вдруг пустит? Если сын разрешит, мой племяш... Ему стукнуло двадцать лет, помнит дядьку своего, я так думаю...
                – Протрезвись сначала, – посоветовала я.– Деньги я тебе дам, немного, на еду. Держи.
                – А тетя Марина как? Живет тут еще?
                – А куда ж она денется?
                – Привет ей передавайте, может, еще помнит про меня?
                – Да уж, тебя забудешь. Я рада, что она не увидит, как даром пропали ее труды. Пусть лучше думает, что ты устроился. Не передам я привета, не буду ее огорчать. Иди уж.
                – Ладно, – махнул он рукой и поплелся  по лестнице вниз, едва переставляя ноги. И вся его поникшая фигура была воплощением скорби и усталости, не оставляя места для оптимизма.
                И все же, все же... На что намекала Судьба, посылая нам эту человеческую развалину, а потом убирая ее  с пути? И кому этот намек сделан? Мне? Марине? Или главную роль играл сам Толик? Но какую? Он – просто бомж – или не просто?

Продолжение
http://www.proza.ru/2015/02/23/1187


Рецензии
Вопрос интересный:На что намекала Судьба, посылая нам эту человеческую развалину, а потом убирая ее с пути?
Будем искать ответ в другой СЕРИИ, иначе не могу назвать этот сериал(лично для меня)
Добрый день, Люсечка! История захватывает все больше!!!

Галина Балабанова   01.02.2021 12:53     Заявить о нарушении
Галина, привет!
Помнишь, ты писала в отзыве на "Оставить след", что сразу догадалась: подруги героини (Яся, Кира) не выдуманы, а взяты из реальности? Так вот: это был для меня самый лучший комплимент! Значит, они получились настолько живыми? Очень приятная для меня ошибка, они - плод моего воображения на 100%! У меня были подруги умные и верные, но ТАКИХ не было. У меня во всех произведениях ни один герой не был списан с натуры, это все собирательные образы людей определенного типа. И в повести "Моя Марина" рассказчица-писатель - не я, как и Марина. А вот Толик - из реальной жизни. Один к одному- портретом, поведением и образом жизни. Когда он к нам приблудился, я и приняла участие в его судьбе. и муж повел себя благородно, не как Максим (муж Марины).
Я тогда написала очерк "Дом, который построил бомж", для местной газеты, и его напечатали, а потом на его основе - рассказ "Бомж для Марины" . В книге "Свеча любви" и "Бомж для Марины" -эти рассказы самостоятельные, "Ловушка" написана для "Прозы ру", в книге ее нет.
На вопрос в конце ответа нет. Вернее, он у каждого человека разный. Я тоже не знаю, зачем судьба сводит людей, разноплановых по отношению к жизни.
Спасибо за отзывы! По ним я могу судить о совместимости нашей с тобой. Вот это для меня - праздник
А

Людмила Волкова   01.02.2021 14:29   Заявить о нарушении
Люсечка, добрый вечер!Меня, конечно радует, что герои вымышленные и образы собирательные, это говорит о таланте писателя, коим я тебя, без сомнения считаю. Чтобы собрать такой достоверный образ, нужно очень хорошо разбираться в человеческой натуре и, конечно, без жизненного опыта тут не обойтись. Видимо, поэтому судьба посылает нам людей абсолютно противоположных нам по духу. Уроки, которые они нам преподносят, бесценны. Это мое глубокое убеждение. И, если урок не пройден, то такие люди, или отдельный человек, такой, как Максим, не исчезнут из вашей жизни до тех пор, пока вы его не пройдете. Тиранов тащат на себе всю жизнь именно такие женщины, которые не усваивают уроков, и тем самым не могут воспользоваться шансом, чтобы начать новую жизнь.

Галина Балабанова   01.02.2021 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.