Не суетитесь, ребята...

(Названия, имена и фамилии здесь - подлинные)

Довелось мне в 1965-1969 поработать в Монголии, по контракту.
В организационный период нас было пять человек, включая управляющего трестом, Серова Георгия Николаевича.

Г.Н. – бывший комсомольский работник, дослужившийся до второго или третьего секретаря Иркутского обкома партии, а затем направленного в дружественную Монголию, в качестве управляющего Советским общестроительным трестом №3 в МНР.

Жили мы тогда в центральной гостинице Улан-Батора, на втором этаже, а на первом этаже находился ресторан.

В этом ресторане мы и оказались за одним столиком с Георгием Николаевичем. Спиртное, пока он осматривался куда-бы присесть, мы успели попрятать. А он, увидев нас, решил составить нам компанию и подсел к нашему столику. Стол, с одними закусками, без спиртного показался ему «бедноватым» и он решил заняться нашим воспитанием.

- Вы что, приехали сюда экономить на питании и позорить советского человека?- строго и недовольно спросил он.
- Да…, вот ещё не успели заказать… – начали оправдываться мы, радуясь тому, что он не увидел наших спрятанных бутылок. Но у него уже сложилось своё мнение о нас, и молча поужинав, он возмущенно удалился, сухо попрощавшись с нами…

Его упрёк, я принял к сведению, и стыдливо избегал экономии, чтобы не прослыть русским скрягой. И частенько, по выходным посещал, с такими же, как я холостыми друзьями, рестораны и бары Улан-Батора.

В 1967 году, в МНР, начали снимать советско-монгольский фильм, под названием «Исход». Этот фильм рассказывал о заключительном этапе гражданской войны в Сибири, где отступающие части атамана Семёнова, под предводительством барона Унгерна, перешли границу Монголии и заняли Ургу (Улан-Батор), в надежде получить подкрепление от местного руководства, в борьбе с Советской Россией.

В нашем тресте была замечательная столовая, и там частенько появлялись артисты, принимавшие участие в фильме. Мы узнавали их по фракам, белогвардейской одежде, и другим атрибутам старомодной одежды, которую они не снимали в обеденный перерыв.

Однажды, я с друзьями сидел, в ресторане, где мы выпивали, и не только пиво, когда один из друзей (не помню кто), вдруг воскликнул:
- Смотрите, Николай Крючков стоит в дверях!
Я обернулся. В дверном проёме, опершись на косяк, стоял коренастый, бородатый мужчина невысокого роста и внимательно оглядывал зал, выбирая место, где бы можно присесть…

Мы, конечно же, дружно вскочили со своих мест и пригласили его за свой столик.
От коньяка и пива, которые мы ему предложили, – он отказался:
- Ребята, вы не суетитесь. Я уже устал от приёмов и обедов, на которые меня постоянно приглашают монгольские друзья. Да и свои, российские, не обходят вниманием. И везде приходится выпивать. Мне бы чайку…

Я, подобострастно, сорвался с места, и бросился на кухню с просьбой заварить свежего чая для нашего знаменитого и обожаемого гостя.
Чай он хвалить не стал (видимо, чай оказался не качественный), а только поблагодарил меня за хлопоты и, попивая чаёк, поинтересовался нашей зарплатой и условиями быта и работы. Получив исчерпывающий ответ, он сказал:

- А мне обещали 1100 тугров в месяц, плюс десять рублей за каждый съёмочный день… Монголы говорят, - продолжал он,- что я им очень дорого обойдусь. А что я им могу ответить на это, кроме одного: зачем же вы приглашали такого дорогого артиста?
Кто-то из нас поинтересовался бородой Николая Афанасьевича.
- Вживаюсь в образ моей будущей  роли,- коротко ответил актёр…

Я был удивлен меркантильностью известного артиста, сыгравшего множество героических, бескорыстных и беззаветно преданных нашей любимой родине, ролей. Выходит, делал он это только за материальное вознаграждение, и в зависимости от роли, играл положительного или отрицательного героя, хорошо или не очень?

Ведь здесь мы услышали об обычном торге, как на базаре, только этот базар – на международном уровне.

… А вот наш начальник, Георгий Николаевич Серов, призывал нас не позорить образ советского человека, не думать о деньгах, а только о родине, и ни в чём себе не отказывать…

…Потом я много раз просматривал кинокартину «Исход», которую закончили снимать в 1968 году, всматривался в лица персонажей фильма, и не находил в них Николая Афанасьевича. Примерял для него роль мужчины с бородой и пришел к выводу, что ему предназначалась роль бородатого медика, которую исполнил неизвестный актёр.

Скорее всего, Николай Афанасьевич уехал назад, отказавшись от предложенной ему роли. Видимо, монгольские друзья не согласились с условиями артиста, а его не устроила цена.
Но, возможно, были и другие причины, о которых мне не ведомо.

…Вот тогда, за столиком ресторана в Улан-Баторе, меня впервые посетила неприязненная мысль, в отношении наших киношных героев и кумиров. И расстались мы с Крючковым, без восторженного обожания и жертвенного радушия.

21.02.2015 г.


Рецензии