Композитор Родыгин эпоха и люди. Глава 4. На вольн

Глава четвертая. НА ВОЛЬНЫХ ХЛЕБАХ.

В трудовой книжке Е. Родыгина есть только одна запись: «Заведующий музыкальной частью в Уральском русском Народном хоре» и даты: июнь 1950 – август 1956. Далее он на творческой работе.

Выход «на вольные хлеба» был подготовлен Е. Родыгиным предыдущими шестью годами творческого труда после окончания консерватории. Популярные мелодии родыгинских песен дали ему имя. Он стал моден. Молодого композитора нарасхват приглашают в драматический театр, театр оперетты, в киностудию и на телевидение. Работы хватает, и главное все везде получается.

В начале 1957 года Свердловской киностудии было поручено снять полнометражный художественный фильм «Во власти золота» по мотивам произведений уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Это был очень ответственный момент для киностудии, так как последний полнометражный фильм был снят в ее стенах в 1944 году. Прошло целых тринадцать лет, а удачного фильма не получалось. Ответственность коллектива киностудии вдвойне возрастала в связи с 40-й годовщиной октябрьского переворота.

В стране было неспокойно, в это время произошла агрессия западных стран против Египта. По СССР прокатились широкой волной митинги в поддержку этой страны, организованные партией. Не все советские люди были согласны с официальной точкой зрения на эту проблему. В парторганизациях читали закрытое письмо ЦК КПСС о необратимом повышении уровня идеологического воспитания молодежи, против политических анекдотов и контрреволюционных выступлений. Партия требовала вести работу в духе пролетарского мировоззрения; развернуть критику с большевистских позиций. Внутрипартийная жизнь этого года, которая коснулась каждого советского гражданина, была посвящена обсуждению решений июньского Пленума ЦК КПСС направленная на осуждение группы Молотова – Маленкова – Кагановича.
Советским людям в том году партия обещала в скором времени перегнать США по производству молока и мяса на душу населения. В это же время местные партийные организации наказывали родителей за хулиганские, бытовые, школьные и прочие проступки их детей. В общем, в стране шла обычная жизнь закрытого общества. Но под новый фильм, в связи с 40-летием существования советского государства были выделены деньги.

В Свердловске назревало серьезное культурное событие.
Сценарий готовили свердловский писатель Юрий Хазанович и режиссер-постановщик Иван Правов.
Иван Константинович Правов был в те годы свердловчанином с московской основой. Как режиссер он был уже давно известен в кругах кинематографа такими фильмами как: «Бабы рязанские», «Тихий Дон», «Парень из тайги», «Моя любовь», «Первая перчатка», «Степан Разин». Репрессированный в годы войны и выпущенный по амнистии, тем не менее, И. Правов не имел права жить в столицах, поскольку их у нас признанных две, то ему разрешили жить в третьей, не официальной – в Свердловске.

Правов работал режиссером в театре юного зрителя. Заказ фильма в киностудии был для Ивана Константиновича той возможностью, тем моментом, когда можно было о себе напомнить киношной общественности и кинозрителям всей страны.
На главные роли в фильме он пригласил известных ему артистов по прежней работе. Роль Молокова исполнял Иван Переверзев. Анисью играла молодая актриса Инна Кмит, дочь знаменитого артиста, сыгравшего роль Петьки в кинофильме «Чапаев». Роль Засыпкина доверили артисту В. Чекмареву, а Лену исполняла артистка Л. Касьянова. Василия – С. Баландин.

Остальные роли и обязанности при создании фильма доверили свердловским молодым неопытным, но талантливым артистам. Многие из них в последующем стали народными и заслуженными артистами России.
Фильм снимали под Свердловском (Екатеринбургом) в городе Арамиль и на озере Шарташ. Широту Уральских гор, там, где требовалась глубокая панорама, оператор Игорь Васильевич Лукшин снимал под Златоустом и Миассом. Для него это была первая операторская работа в игровом кино, до этого он работал в кинохронике. И. Лукшин прошел в фильме «Во власти золота» большую школу оператора.
Опыт, приобретенный здесь на Урале, И. Лукшин использовал и развивал в десятках других фильмов, снятых с другими режиссерами. За многолетний труд в кинематографии И. Лукшин был удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых.

Связал свою жизнь с кино на многие годы директор картины Дмитрий Запорожец.
Но смотрим фильм. Казалось, чего проще, бери банку с пленкой, заряжай аппарат и смотри. Но нет, за почти пятьдесят лет многое было утеряно. Посмотреть фильм на видиоплеэре стало возможно только благодаря усилиям заведующего музеем Свердловской киностудии Льву Николаевичу Эглиту, большому знатоку истории киностудии, преданному своему делу человеку. Он нашел и восстановил фильм, успел съездить в Петербург и взять интервью у покойного ныне И. Лукшина.

На экране знакомые старшему поколению лица актеров свердловских театров: П. Кропачевой, Л. Старокольцевой, которая вместе с мужем И. Правовым уехала в 60-е годы в Москву, И. Белозерова, Е. Степанова, В. Лаврова.

Впечатляюща фигура Владимира Лаврова в роли полицмейстера. Его могутная спина, где материал на мундире, кажется, вот-вот лопнет. Его могучая короткая шея – такой полицейский одним своим видом наводил страх на преступников.

Хорош Игорь Михайлович Белозеров. Актер большого таланта, в последующие годы Народный артист России Белозеров снялся еще в одном веселом, жизнеутверждающем телефильме «Званый ужин с итальянцами». И. Белозерова любили все коллеги в театре и юные зрители. На его ролях, сыгранных в ТЮЗе воспиталось ни одно поколение свердловских детей, теперь уже ставшие взрослыми людьми.

Игорь Михайлович был добрый, мягкий человек, всегда предрасположенный, если позволяло время, к неторопливой беседе. Он много курил. При встрече в помещении или на улице, всегда закуривал, и тут же начинал делать пепельницу из коробка спичек, или из остатков пачки из-под папирос. Вспоминаю, однажды мы встретились с ним в центре города на углу улицы Пушкина и Главного проспекта, у магазина «Цветы». Остановились – разговорились. Игорь Михайлович сделал пепельницу – закурил. В тот год город отмечал 250-летие. Народу на улице было много, а мы стояли, как булыжники посреди реки. Люди идут, задевают плечами, а Игорь Михайлович, не спеша, с мягкой улыбкой, покуривая, говорит: «Какое совпадение, городу 250 и я сыграл в театре 250 ролей».

Роли у него были разные: значимые – типа В. Ленина, проходные – деда Мороза. Помню его в роли деде Мороза, как в старом здании ТЮЗа, где сейчас театральный институт на углу улиц Первомайской и Р. Люксембург, так и в новом здании. Когда он появлялся на сцене, в зале раздавался детский визг и крики радости и восторга.

Дед Мороз – Белозеров выходил в зал, в проходах его окружали дети – прикасались руками, восторженно глядели на любимого артиста, его узнавали по голосу, а он с ними о чем-то говорил, улыбался. Любили дети Народного артиста России И. Белозерова. Но могли в него запустить все, что попадало под руку, когда он играл отрицательные роли. «Больно было» - признавался АРТИСТ.

Игорь Михайлович оставил хорошее впечатление и среди коллег артистов. «Он всегда помогал молодым. Шутил. Устраивал партнерам маленькие сюрпризы. То вдруг преподнесет букет цветов, - вспоминает В. Демин, - где никогда этого раньше не делал, то вынесет на сцену «контрольную крысу», которую загрызла кошка (это когда играл профессора биологии). Вот, мол, неожиданность для тебя, не растеряйся» (1).

Музыку к фильму «Во власти золота» Правов предложил написать Е. Родыгину. Это была единственная работа Евгения Павловича в игровом кино. Музыки в фильме немного, два романса на слова М. Пилипенко – прекрасны. К сожалению, союз двух талантливых людей Родыгина – Пилипенко на этом закончился. Вскоре Михаила Михайловича не стало.
Романсы выдержаны в стиле Х1Х века, как и должно, соответствовать времени показанном в фильме, стонут струны гитары, душа рвется от тоски, ожидания и томления. В романсах хорошо переданы настроения героев фильма, как в музыке, так и в словах. Если романс, который исполнял Е. Родыгин, широко известен любителям музыки, то второй романс, который исполняла в фильме Инна Кмит мало знаком, почти забыт, в нем прекрасные лирические слова:

Все тот же ветер вьется рядом,
Все та же речка меж камней
И только ты цветущим садом
Теперь проходишь ни ко мне.
Стучишься ты в чужие двери,
Но во век не укорю
Я только буду ждать и верить,
Как ждут ушедшую зарю.

«Драматическая актриса Инна Кмит обладала прекрасным голосом, - вспоминал И. Лакшин, - она хорошо, с пониманием музыки и текста исполнила романс в фильме, но какой для нее был удар, когда она привела на просмотр фильма своего папу, а там звучал этот романс совсем в другом исполнении. Что с ней было, можете представить. В последний момент, когда принимали фильм, какой-то чинуша потребовал заменить голос актрисы И. Кмит на голос профессиональной певицы. В то время это было строго» (2).

К голосу Е. Родыгина претензий не было – так впервые автор записал свою песню в своем исполнении.
Озвучивали фильм в Москве. Музыку Е. Родыгина исполнял оркестр Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР под управлением дирижера Вероники Дударовой.

В октябре 1957 года, как и было, предусмотрено социалистическими обязательствами, фильм «Во власти золота» был закончен и сдан Министерству культуры РСФСР. «Производство этого фильма, - отмечалось в отчетном докладе парторганизации Свердловской киностудии, - укрепило силы коллектива студии и заложило основы для производства художественных фильмов большой сложности» (3).

Фильм был готов, его приняли, выдали «Разрешительное удостоверение № 1199\57» от 16 ноября 1957 года. «Разрешительное удостоверение» уведомляло всю сеть кинопроката страны о том, что «разрешает черно-белый кинофильм «Во власти золота» производства Свердловской киностудии к демонстрации в пределах СССР».

Фильм начал свою жизнь, имел успех среди зрителей страны Советов и получил диплом на Всесоюзном фестивале в Киеве. На фильм «Во власти золота», наравне с фильмом «Летят журавли», обратили внимание зарубежные специалисты кинопроката. Его, как вспоминал И. Лакшин, закупили за валюту в США, а так же фильм пошел в обмен 10 на 10, то есть десять советских фильмов обменяли на десять иностранных» (4).

Музыка Е. Родыгина зазвучала за рубежом, в этот раз через кинофильм.
Сорок лет прошло, как один день. Свердловская киностудия в Доме Кино провела вечер, посвященный 40-летию фильма. В зале собрались те, кто делал этот фильм. Вспоминали прошлое, подчеркивая тот опыт, который накопила Свердловская киностудия за 40 лет. Опыт, который может пригодиться в будущей работе киностудии. Это событие нашло отражение в прессе (5).

В Свердловской киностудии Е. Родыгин еще принимал участие, в те же годы, в создании трех документальных фильмов: «По Чусовой», «Новая Кама», «Однажды летом», но, к сожалению, фильмы не сохранились.

В 1956-1965 гг. Е. Родыгин сотрудничал с Свердловским драматическим театром. За это время композитор написал музыку к нескольким спектаклям.
Наиболее впечатляющим получилась комедия в 4-х действиях, 6-ти картинах – «Размолвка». Автор пьесы поэт Юрий Мячин, режиссеры Народный артист РСФСР В. С. Битюцкий и Е. А. Плавинский.

Спектакль получился не стандартный, по крайне мере его посещали, спорили. Оценки были от восторженных, так его приняла молодежь, до осуждающих, так его восприняло Министерство культуры РСФСР.

Молодежь спектакль привлекал тем, что Ю. Мячин затронул в нем вечные темы службы и любви, труда и учебы, использовал, модную тогда тему критики «стеляг», взаимоотношение родителей с детьми, молодежи между собой.

Газета «На смену!» писала «Спектакль получился радостным, светлым. Искреннее одобрение вызывает вдумчивая работа режиссеров, интересное оформление М. Улановского. Хороша музыка Е. Родыгина» (6).

Интересно объясняет выбор данного спектакля один из режиссеров театра Е. А. Плавинский при встрече со студентами свердловского медицинского института. «Могут спросить, - говорил он, - почему мы взяли пьесу местного, мало известного автора, хотя пьесы классиков или известных советских драматургов пользуются большой популярностью.
Любовь и брак – это вопросы, важность которых в наши дни несомненна, этот спектакль привлек нас потому, что ставит вопрос о любви и браке, о человеке – на первый план, а не как-нибудь «вперемежку» со станками и веялками» (7).

Своеобразная оценка, очень самостоятельная и смелая по тем временам. Спектакль взят потому, что вопросы любви и брака обсуждаются напрямую, а не «вперемежку» с пресловутой производственной темой. Молодежь сразу поняла это и оценила: «Бывают такие пьесы, - говорил студент третьего курса Н. Плаксин, - после которых выходишь из театра и не о чем говорить. Здесь же все ново и интересно: и то, что пьеса в стихах и некоторые новинки в оформлении спектакля, и очень хорошая музыка. Спектакль заставляет о многом подумать».

Его поддерживает студент А. Крюков: «Мне хочется поблагодарить автора и постановщика за такой чудесный новый спектакль, который с успехом идет не только в Свердловске, но и в Москве, Ленинграде, что подтверждает новизну и своевременность темы.
Очень понравилась музыка, особенно вальс о Свердловске. Это большая удача композитора Е. Родыгина» (8).

Спектакль удался, его посещала молодежь, зал был полон, хотя «Размолвку» ставили шесть раз в месяц.

Свердловский театр драмы готовился к гастролям в г. Москве. Вопрос репертуарного плана, что показать в Москве, стоял на обсуждении художественного совета. «Размолвку» выбрали единогласно. Гастроли получились длинными по времени и проходили на двух сценических площадках столицы. С 21 по 29 июня 1956 года на сцене Государственного ордена Ленина Академическом Малом театре, а с 1 по 25 июля в помещении Государственного Музыкального театра имени Народных артистов Союза ССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Спектакль «Размолвка» шел на сцене музыкального театра и был поставлен около десятка раз. Руководство театра, артисты ждали официальной оценки своей работы. И она последовала в виде приказа по Министерству культуры РСФСР за №444 от 10 августа 1956 года. В приказе отмечается значительный рост мастерства свердловских артистов, положительная работа художественного совета в области репертуарной политики, но «вместе с тем, гастроли театра показали и ряд недостатков в его творческой деятельности, в работе с местным автором Мячиным над пьесой «Размолвка» (9).

Юрий Иванович Мячин был, как вспоминают люди его знавшие, человеком самолюбивым, заносчивым, и он отказался переделывать свой спектакль в угоду другим мнениям «вперемежку» со станками и веялками». За это спектакль и получил такую оценку министерства.
После такого высокого мнения последовали стандартные рецензии: «В спектакле много музыки, - писал критик Ю. А. Зубков, - пенья, увлеченного заразительного веселья. Но преодолеть неясность авторского замысла и художественную слабость пьесы коллектив оказался не в состоянии» (10).

На гастролях в Сочи спектакль получил следующую оценку: «Размолвка» комедия в стихах, в нашей литературе редко появляются произведения этого жанра. Вот почему «Размолвку» следует приветствовать. Жаль только, что стихотворный текст пьесы порой примитивен и малохудожественен (11).

Несмотря на подобные рецензии спектакль «Размолвка» шел на сцене театра несколько сезонов и был сыгран более ста раз.

В этом спектакле вновь звучит романс Е. Родыгина, столь же лиричен, как в кинофильме «Во власти золота». Видно, что в это время композитора волновали тексты стихов психологического, любовного характера. По-видимому, это связано с его личной судьбой. В это время Е. Родыгин порывает с семьей, и у него начинают складываться отношения с Галиной Семеновной Костроминой. Через некоторое время она стала его женой.

Второй спектакль, комедия в 4-х актах, «Чудесный сплав» - автор В. Киршон, ставился в сезон 1956\57 гг. Этот спектакль интересен тем, что текст песен, прозвучавших в этой комедии, был написан Г. Варшавским. С этого спектакля начал складываться творческий союз поэта и композитора, который в последующие годы дал ряд ярких музыкально-поэтических произведений.

Кто же такой Григорий Абрамович Варшавский?
Он был широко популярен в культурных кругах города Свердловска в 50-60-х годах, вплоть до начала 70-х, когда он вдруг, неожиданно выехал в Израиль, а затем  в США. Подобные поступки советская власть не прощала. Его имя было вычеркнуто после этого поступка везде, его запретили произносить, власть хотела вырвать имя поэта из памяти людской. Но не получилось. Хотя власти многого добились: запретили печатать стихи, дальнейшую подготовку оперетты в театре, запретили петь песни на его слова, ликвидировали о нем все, что было в музее писателей Урала, его фамилия даже не вошла в библиографический словарь «Урал литературный».

У поэта в Екатеринбурге остались многочисленные друзья. С некоторыми из них автору удалось встретиться.
Валентин Степанович Матвеев – психолог: «Григорий Варшавский был талантливый поэт, общественный, веселый, но резкий, импульсивный, каждый пустяк его будоражил. Резкий, но отходчивый, в компании с друзьями душа человек, гостеприимный. С друзьями честный, заводной. Однажды в компании Марьев – Варшавский – Мячин, Марьев читал стихи, которые он написал и никому не показывал, но Варшавскому они показались знакомыми, один из экземпляров лежал у меня дома.

Варшавский, чтобы убедится, что это стихи Марьева настоял, чтобы мы, в два часа ночи, всей компанией, поехали через весь город ко мне. Гриша стремился знать сразу и все, не смотря ни на время, ни на погоду. Не любил мелочных жмотов.
Почему он уехал? Из-за своей национальности. Он не любил, когда ему напоминали, что он еврей. Хотя, что тут плохого: еврей – татарин, каждому Бог дал свою национальность. А он однажды пришел от какого-то чиновника в большом возбуждении, тот ему бросил фразу: «оставьте эти ваши еврейские штучки». Он долго переживал этот факт и затаил в себе злобу.
О друзьях он помнил всегда, уезжая из СССР, он со станции Чоп, что на границе с Венгрией, прислал мне поздравительную телеграмму с днем рождения. Не забыл. В семейном отношении он был как-то не устроен. Не это главное, главное, он свободно владел словом, был талантливым человеком. Однажды, кто-то из поэтов читал свои стихи, естественно они должны были быть на производственную тему. Гриша слушал, слушал и выдал:

Есть у Маши настроение,
Вникнуть в машиностроение.
А Миши настроение
Вникнуть в Машино строение.

Все долго смеялись. Шутка. Но в этом четверостишии больше отражено реальной жизни, чем у поэта-производственника.
Мне сейчас очень не хватает Григория Абрамовича» (12).

«Уехать из СССР Варшавский решил давно, вспоминает поэт Герман Дробиз, - но у него было семейное препятствие – больная мама. Гриша не мог оставить ее одну, но когда она скончалась, все препятствия отпали. Да и слухи поползли по городу. В этот момент у него появилось новое препятствие. Варшавский написал либретто к оперетте «Екатеринбургский бал». Получилась добротная, главное на уральском материале оперетта. Григорий Абрамович решил с помощью ее поправить свое материальное положение. Но он понимал, что спектакль могут снять с репертуара, если он покинет родину. Варшавский хитрил, опубликовал в местной прессе опровержение, где заявил, что никуда не едет. Но он  покинул Свердловск. Спектакль, конечно, с репертуара сняли.

За границей Варшавский не прижился, с его взрывным характером, трудно было найти друзей. Там он не примкнул, ни к левым, ни к правым. Тосковал, искал пути возврата на родину, и даже, говорят, приезжал в СССР. Некоторые люди его видели в Москве – это подтверждает его первая жена. Но разрешение вернуться на родину пришло поздно. Варшавский умер в Нью-Йорке.
В общении с товарищами Григорий всегда был внимателен. Конечно, мог вспылить по любому поводу, но быстро отходил. Любил застолье, но не так бухты-барахты. Варшавский жил в самом центре, в доме напротив почтамта. Когда собиралась у него компания, он всех усаживал у себя на квартире, а сам ехал на центральный рынок, покупать мяса, зелени. Затем тщательно готовил. Мы все терпеливо ждали – знали его характер. Когда было все подготовлено: сварено, поджарено, изрезано на салаты, вот тогда и приступали к трапезе.
Он был наш русский советский поэт. Зря он уехал в Израиль, а затем в Германию и США, где и умер в 1989 году» (13).

«Ах, Гриша… Гриша! Каким я его знал, - вспоминал Владимир Акимович Курочкин в интервью «Областной газете», - он был мятущимся, суетливым, любил выпить, любил красивых женщин. Работать с ним было сложно. Коля Мягких, наш актер, запирал его в комнате и не выпускал пока не допишет текст. Но он был добрым и порядочным, изюминка в нем была. Он всегда находил интересное решение.
Спектакль «Екатеринбургский бал». Это был настоящий успех. Спектакль прокатили при полных аншлагах несколько раз и закрыли.
Он ведь был совершенно советский! Конечно, у него были сложности в творчестве, но не такие уж значительные. В тот период было трудно работать всем» (14).

С некоторой обидой вспоминают о Г. Варшавском люди хорошо его знавшие: «Жил он трудно (в эмиграции), - писал артист филармонии А. Лялин, - работал, кем придется, в том числе таксистом, как поэт он там не нужен был. Его знали  и любили только здесь, дома» (15).
Е. Родыгин, который сотрудничал с Г. Варшавским более пятнадцати лет, и пострадал от отъезда поэта более кто либо, раздраженно заявил в интервью корреспонденту «Областной газеты» Наталье Подкорытовой: «Он ведь такой безалаберный был. В жизни по поверхности скользил. Ему ни чего не надо было. Мог денег занять – не отдать, мог напиться, по бабешкам…, мог накричать. А напьется – душа-человек. И зачем он метался по планете» (16).

Разным был Григорий Абрамович Варшавский, таким он остался в памяти тех, кто его знал. Но в памяти народа он оставил стихи для двух прекрасных песен: «Свердловский вальс» и «Белым снегом». Но об этом чуть поздней, а сейчас об оперетте.

Кумиром для Евгения Павловича всегда был И. Дунаевский. Он этого не скрывал никогда, и это было понятно из многих интервью в газетах, где один композитор упоминает имя другого композитора. Это стало ясно и из личных бесед с Е. Родыгиным, когда уральский композитор вспоминал мелодии своего знаменитого коллеги из веселых оперетт «Белая акация», «Вольный ветер», из кинофильмов.
Попробовать себя в жанре оперетты Родыгину представилась возможность, после того как у него сложились творческие отношения с поэтом Г. Варшавским. Тот в свою очередь привлек в соавторы создания оперетты артиста Свердловского театра музыкальной комедии Николая Ивановича Мягких.

Эти три человека создали оперетту «Простор широкий». Но по каким-то сложившимся обстоятельствам впервые спектакль появился на сцене Омского театра. Газета «Вечерний Свердловск» в корреспонденции «Оперетта Свердловских авторов в Омске», писала в те годы: «14 мая Омский театр музыкальной комедии показал премьеру оперетты «Простор широкий», написанную уральским композитором Евгением Павловичем Родыгиным».
Исполком омского областного совета депутатов трудящихся наградил Евгения Родыгина и авторов либретто Г. Варшавского и Н. Мягкого медалью «За освоение целинных земель» (17).

По-видимому, задетый за живое коллектив Свердловского театра музыкальной комедии, имевший всегда авторитет в своем жанре не ниже московского приступил в том же году к репетициям спектакля «Простор широкий».
В подготовке спектакля были задействованы лучшие силы коллектива. Здесь приводятся полностью фамилии всех принимавших участие в этом спектакле. Сейчас это уже история, а тогда эти люди олицетворяли авторитет советской оперетты всей России.

Оперетта «Простор широкий»
Музыка – Е. П. Родыгина.
Либретто – Г. Варшавского, Н. И Мягкого.
Постановщик – Г. И. Кугышев.
Режиссер – А. Невлер.
Дирижер – Н. Фотин.
Художник – Н. Ситников.
Балетмейстер – А. Поличкин.
Партии действующих лиц и исполнителей.
Пшеничный – Засл. артист РСФСР  Б. К. Коринтели
                Н. И. Мягкий.
                В. Н. Попов.
Курбатов –                С. Ф. Духовный
                М. П. Мазаев
                В. В. Фыгин
Мария – Засл. артистка РСФСР –     А. А. Кузнецова
               Засл. артистка РСФСР –      Н. А.  Энгель-Утина
                П. Н. Яновицкая
Крупица – Засл. артист РСФСР –     М. М. Матковский
                В. А. Шадрин
Анюта –                В. Г. Евдокимова
                А. С. Комарова
                Н. Ю. Силь
Семечкин – Народный артист РСФСР – А. Г. Маренич
           Засл. артист РСФСР –       С. А. Курочкин
Ракитный –                М. П. Днепровский
                Г. М. Энгель
Глафира – Засл. артистка РСФСР,
                Лауреат Сталинской премии – А. Г. Викс.
                Засл. артистка РСФСР,
            Лауреат Сталинской премии – П. А. Емельянова.

                В. М. Пименок
Богатырь –                Н. Ф. Бадьев
                В. Ф. Селюков
Женя –                Н. Ф. Иванова
                О. Н. Крылова
Петя -                А. М. Бельмесов
                В. М. Булгаков
                В. К. Остапенко
Шофер –                М. Г. Дробязко
                А. В. Лебедев.
В балете был задействовано 23 человека.

Над спектаклем работали с большой ответственностью, даже в день сдачи спектакля 23 февраля 1961 года на заседании художественного совета находили недостатки. Так Лапин отмечал: «Пьеса рыхлая и часто выпадает концертом. Часть номеров вставного характера, приземленный конец, не вытекающий из общего дела» (18). Курочкин высказал свое мнение: «Первое общее впечатление спектакля, что он слишком велик, слишком утомлен, что он нуждается в каких-то либо сокращениях, либо в каких-то сжатьях. Это главное и основное, что сразу бросается в глаза, что спектакль вместо того, чтобы развлекать, он утомляет. В конце даже великолепный радостный солнечный финал, он уже не действует потому, что обкормлен зритель» (19).
Конечно, все эти недостатки ликвидируются в ходе прогонов, но…

Любители оперетты ждали этот спектакль, интерес к нему поддерживала пресса. Газета «Вечерний Свердловск» информировала: «Началась репетиция оперетты Е. Родыгина «Простор широкий». Сегодня идет застольная работа с пьесой. Одновременно солисты разучивают с концертмейстерами вокальные партии, идут занятия хора. Премьера намечена на 23 февраля» (20).
«Уральский рабочий» в статье Б. Когана «Они зовут вперед» ждал удачи: «В эти дни театр завершает работу над музыкальной комедией Е. Родыгина «Простор широкий», первый новый спектакль после «Сильвы», выпущенной в начале июля прошлого (1960 года). Мы с интересом ждем премьеру и желаем театру удачи в решении важной современной темы. Пусть будет этот спектакль по настоящему праздничным» (21).

И вот премьера состоялась. Пресса молчит. Осмысливают увиденное и услышанное. Первой  откликнулась газета «Вечерний Свердловск» большой статьей В. Языкова «Зритель ищет изюминку». Автор анализирует сюжет, реакцию зрителей, отмечает, как скептик становится поклонником оперетты «Простор широкий». «Здесь слились воедино, - пишет В. Языков, - остроумный текст, хорошее оформление, радуют необычайные для оперетты частушечные формы.
Сколько смеха вызывает, например, сцена с Буренкой «обещающей океаны молока».
Зрители провожают частушки дружными аплодисментами… Там доволен и наш сосед скептик.
«Началась «изюминка», - весело подмигивает он, имея в виду народную песенную и танцевальную основу, которая так расцветила спектакль, заставила его играть красками, несмотря на всю банальность сюжета» (22).

Значит, в этом спектакле Е. Родыгин вновь возвращается к своей родной стихии – песенно-народной мелодии. Давайте обратимся к мнению члена союза композиторов, современнику Е. Родыгина, который высказывал свое мнение по горячим следам события. Б. Певзнер в «Уральском рабочем» писал: «Сюжет «Простора широкого» близок творческому облику композитора, и мы вправе были ожидать здесь новых песен, которые также глубоко запали бы в сердце слушателя.
Ожидания во многом оправдались. В спектакле звучат напевные лирические мелодии, шутливые песенки, задорные частушки. Особенно отметим заключительную песню о Родине и славных тружениках. В ней сочетается мужественная устремленность и хорошая человеческая теплота». И далее «Интересно задуман комический дуэт Анюты и Семечкина. В нем каждый имеет свою музыкальную характеристику. Жора Семечкин наделен мещански-пошлой мелодией, а ответные реплики Анюты построены на народно частушечных напевах.
Но даже несколько удачных песен не могут составить целостный музыкальный спектакль. Это лишь основа для музыкальной драматургии, для развития образной характеристики действующих лиц. И в этом отношении мы вынуждены сделать основной упрек композитору. Значительно слабее оказались те сцены, сталкиваются характеры, где требуются более развернутые формы». И в заключении «Правда, многие недостатки музыкальной драматургии связаны с несовершенством либретто» (23).

Вот так. Совершенствованию нет предела и нет горше оценки, чем современника. Но давайте вдумаемся в содержание высказанных оценок. Во-первых, оба рецензента сходятся на том, что музыка Е. Родыгина создала спектаклю лицо при значительных недостатках либретто. Во-вторых, в рецензии признается, что Родыгин уже не просто молодой, начинающий композитор, а признанный, от которого «мы вправе были ожидать…». Такое надо заслужить. В-третьих, обращает на себя внимание менторский тон второй рецензии, суждение высказывается с таких музыкальных высот, до которых молодому композитору Е. Родыгину, казалось, никогда не подняться до конца своей музыкальной карьеры. Но таков был стиль общественной жизни в советское время. Такие рецензии слабых характером выбивали из творческой колеи, сильным же только укрепляли характер.

Тем не менее, спектакль собирал театральную публику. Был принят тепло. В этом спектакле были задействованы дебютанты (24). С. Духовный в роли Курбатова впервые в жизни вышел на профессиональную сцену. Дебют был удачным. С. Духовный в Свердловском театре музыкальной комедии сделал большую сценическую карьеру получив звание «Народного артиста РСФСР».
Летом 1961 года театр поехал на гастроли в города Киров и Пермь. Через год в города Горький и Казань и всегда показывал спектакль «Простор широкий» и каждый раз музыку Е. Родыгина встречали тепло. Вот отзывы в кировской областной прессе: «Музыкальная комедия «Простор широкий» в полной мере рождена в Свердловске: она написана местными авторами.
Это интересное, злободневное произведение о наших днях.
Коллектив театра создал спектакль современный, волнующий, насыщенный мыслью.
Композитор Родыгин написал мелодическую музыку, дал выразительные музыкальные характеристики персонажей пьесы. Оркестр театра (главный дирижер Н. Фотин) хорошо передал достоинства музыки. Немало в спектакле запоминающихся арий, дуэтов, хоров» (25).

Через день газета поместила еще одну рецензию, еще через два фотографию из спектакля. В заключение гастролей еще одна рецензия: «Кировчане увидели две музыкальных комедии, созданные на родине театра «Мы большие друзья» В. Козенина (пьеса И. Риф) и «Простор широкий» (пьеса Г. Варшавского и Н. Мягкого). Правда если первую не отнесешь к большой удаче театра, то вторая (при всей некоторой стандартности, отдельных характеров, ситуаций пьесы) заслужила несомненный и прочный успех зрителя» (26). Как говорится, комментарии излишни.

В г. Перми слушатели родыгинский спектакль приняли однозначно: «…в спектакле очень хороши и песни, и пляски. Музыка мне очень понравилась – задушевная такая, понятная. И композитор знакомый наш – свердловчанин Е. Родыгин, который написал любимую нашими девчатами «Уральскую рябинушку». А танцевальные сцены – «Зимушка» и, особенно «Праздник урожая» - один из самых замечательных в спектакле» (27).

Приведу еще один отклик из г. Нижнего Новгорода (тогда Горького), гастроли там состоялись через год, в газете была приведена интересная статистика: «…два года назад появилось новое название – «Простор широкий», которое сейчас стоит на афишах одиннадцати театров» (28).
Таким образом, спектакль Е. Родыгина прошел практически по всем музыкальным театрам страны – это успех.

В теплый весенний день я встретился с Заслуженным артистом РСФСР Георгием Михайловичем Энгель, театр гудел, все были в движении, все собирались в очередные гастроли, поэтому мы разместились с Георгием Михайловичем на лавочке, в сквере, напротив музыкального театра. Г. Энгель играл в спектакле «Простор широкий» роль Ракитного. Естественно разговор шел о спектакле, актерах, авторах. Георгий Михайлович вспоминал своих коллег многих, из которых уже нет среди нас. «Владимир Акимович Курочкин стал Народным артистом СССР, в жанре оперетты – это всего третий народный артист в Союзе. Народными артистами России стали: Нина Александровна Энгель-Утина, десятки лет мы с ней прожили как муж и жена в полном согласии и понимании. Анатолий Григорьевич Маренич – легенда Свердловской оперетты. Мария Густавовна Викс, Николай Федорович Бадьев – все народные артисты России.
- А как спектакль?
- Спектакль был веселый.  Главное он имел устойчивый успех. Вместе с Евгением Павловичем мы участвовали в сотнях концертов и телепередачах. Везде душой встреч и заводилой был Евгений Павлович.
- Что можно сказать о Николае Ивановиче Мягких?
- Не заслужено стали забывать о нем. Сколько он сделал для театра. Он выступал организатором концертов, писал либретто. Ведь у него еще, кроме «Простора широкого» есть спектакль «Принц и нищий» по Марку Твену».

Мы сидели с Георгием Михайловичем на лавочке под лучами весеннего солнца, мимо нас проходили люди. Вот так же проходит время, и многое в памяти людской стирается, забывается. Торопиться надо, собрать материал, положить на бумагу – карандаш лучшая память.

Писал ли композитор Е. Родыгин еще музыку для оперетт? Да писал. Известен еще один спектакль с его музыкой, поставленный в Омском театре музыкальной комедии в 1962 году и назывался он «Рассвет над Иртышем». Этот спектакль еще известен под названием «Счастье трудных дорог» либретто И. Листова и Н. Петрова.
Но мало кому известен такой факт в жизни композитора.

Успех спектакля «Простор широкий» воодушевил руководство Свердловского театра музыкальной комедии к постановке еще одной оперетты с музыкой Родыгина. Художественный совет театра обсуждал текст либретто под названием «Улыбка робота», была высказана уверенность, что Евгений Павлович откликнется и напишет музыку (30).
Информация просочилась в печать. Об этом сообщил «Уральский рабочий» (31).
Многомиллионная «Правда», поместила информацию своего корреспондента Н. Ильинского о том, что Свердловский театр музыкальной комедии совместно с уральским композитором Е. Родыгиным работает над музыкальной комедией «Улыбка робота» (32).
Информация хоть и очень небольшая помещенная в уголке большой газеты, но ту газету, в те годы, читали миллионы людей от корки до корки.

В одной из бесед спрашиваю Евгения Павловича, почему не появилась на свет третья оперетта. Он удивляется: «Какая оперетта?». – «Улыбка робота». Первый раз слышу. Ни какой «Улыбки робота» я не знаю.
Забыл, или не хочет вспоминать?
Это так и осталось тайной.
Работа на кино- и телестудиях, в театрах – это одна из составляющих творческой деятельности композитора Е. Родыгина. Главное в его творческой деятельности – песня.

Песня, песня?!
Сколь же их написал композитор Родыгин? На этот вопрос он отвечает по-разному: Не знаю, много, не помню (см. приложение). Но я не уверен в окончательной цифре приведенной в приложении. Песни находятся неожиданно. В разговоре с солистами Уральского хора супругами Полотовыми
Людмилой Алексеевной и Александром Николаевичем выяснилось, что Александр Николаевич имеет в своем репертуаре песню «Наша лодочка» на слова Р. Никитенко и музыка естественно Родыгина, но сам автор уже забыл о ее существовании. А сколько их еще забытых? Но, живущих своей самостоятельной жизнью!

Как создает песни Е. Родыгин?
Из многочисленных интервью данных композитором в разные годы и опубликованных в разных газетах и журналах, из личных бесед с композитором можно условно сделать обобщающий вывод.
Главное в стихотворении, которое в последующем ложится на музыку, слова, рифма, сюжет, мелодика стиха. Важно, чтобы все это задело внутренние струны, жизненный настрой композитора, совпали с его взглядом на проблему, заставили его сопереживать, даже нервничать, держать его в напряжении, даже несколько лет, чтобы потом вылиться в мелодию.

26 июля 2000 года в Екатеринбурге был сильный ливень с грозой. Потоки воды заливали улицы, городской транспорт выбился из графика движения, я опаздывал на встречу с Е. Родыгиным. Когда позвонил в дверь, мне открыла Галина Семеновна, а сзади стоял Евгений Павлович в спортивных брюках, в майке, по-домашнему, ведь на улице духота, а в панельном доме особенно. Взъерошенные седые остатки на голове, не бритая борода, при свете электрической лампочки делали хозяина дома каким-то воздушным, но и обычным человеком, ни как не напоминающим человека создающим музыку.
- Ты чего опаздываешь? – давай проходи, - обрушился он с упреками.
- Да вот попал под ливень. Мы прошли в его кабинет.
- Я тоже пострадал. Сидел, работал. Два часа трудился, оркестровал новую мелодию на компьютере. На улице как бабахнет, у меня что-то чикнуло и все пропало. Хочешь послушать?
Зазвучала новая, еще ни кем не слышанная мелодия. Композитор замолчал.
- Вот здесь, на этом месте оборвалась. В память еще не заложил. Вышибло. Так, так сейчас мы восстановим аккордеон.
Родыгин начал высчитывать такты, возиться с компьютером, а я, глядя на него, думал: «Человеку 75 лет, а он увлечен, как молодой человек».
- Евгений Павлович, сколько лет компьютером занимаетесь? – вторгнулся я в его творческий процесс.
- Года три.
Другой в сорок лет считает себя стариком, новая техника не для него. А Е. Родыгин не умеет отступать. Если к нему пришло какое-то решение, он добивается его выполнения. Без оглядки на возраст.
Перед ним, на столе, лежала старая истертая по краям, и с обветшалой дыркой посредине, когда-то свернутая вчетверо страница, вырванная из какого-то журнала.
- Евгений Павлович, как новая песня называется?
- По пути из Гаваны в Гвинею.
- А стихи откуда?
- Из журнала, кажется, из «Крокодила».
- Как они к вам попали?
- У – у - у, - Родыгин смеется, - да еще в брежневские времена попали на глаза, все никак не давались. Носил, носил, вот взялся. В них же философия, вся жизнь.
- Смотри.
На дисплее вырисовалась алая, выложенная из кубиков дуга.
- А теперь слушай.
Компьютер воспроизвел только что заложенную в него мелодию.
- Вот здорово, - радостно воскликнул хозяин дома. Сейчас мы ему еще добавим. Вот так…
Родыгин работает часами, с утра. В этот момент его ничего не интересует. Рождается новая мелодия, какая она получится – это другой вопрос. Какая у нее будет жизнь? Опубликуют ее в прессе, или нет? Воспримут ее исполнители, или нет? Как воспримут слушатели? Это все потом, а сейчас работа.
Композитор носил стихи к этой новой песне в своем кармане более двадцати лет, они его когда-то заинтересовали и остались в памяти, но мелодия никак не давалась. За это время он написал десяток других мелодий, но те стихи сидели в подсознании и постоянно напоминали о себе. Пришло время, они ложатся на музыку.

Так создано композитором Родыгиным большинство его произведений, но он использует и другой метод. Он пишет музыку на слова тех авторов, которые уже были озвучены другими композиторами. Об этом говорилось ранее, но эти случаи не единичны. Е. Родыгин переложил на свой музыкальный ритм популярную песню на слова А. Фатьянова «На солнечной поляночке», музыка Соловьева-Седого. Такие случаи в творческой деятельности известны в литературе. Так об одном и том же герое (о Корейше) писали в Х1Х веке Н. С. Лесков и Н. А. Некрасов, в ХХ веке Куприн и Паустовский, но в этом случае авторы пишут об одном герое как бы автономно, независимо друг от друга и на основе своего сюжета.

В случае с Родыгиным создается впечатление, что он вызывает на соревнование своего коллегу: «Чья мелодия лучше?», поскольку текст стихов один. В случае с Соловьевым-Седым и Новиковым музыка Родыгина не стала более популярной. Песня «Уральская рябина» на слова Е. Хоринской с музыкой К. Кацман и Е Родыгина получилась мало исполняемой, и только смена слов, работа с другим поэтом и измененным названием стала всемирно известной.

Еще один случай. Песня «Девичья лирическая» была написана самодеятельным музыкантом и поэтом Григорием Шориковым, была опубликована Свердловским областным домом народного творчества еще в 1963 году тысячным тиражом. Ее исполняли самодеятельные артисты, но широкой популярности мелодия Шорикова не приобрела.
Как она попала на глаза Е Родыгина, сказать трудно. Буклет песни Шорикова, изданный на серой бумаге, можно было встретить во многих сельских домах культуры, где и мог подобрать его Родыгин. Это потом, композитор будет говорить на концертах, что Г. Шориков прислал ему по почте текст и музыку своей песни. Шориков этого не делал (33).
Тем не менее, Родыгин написал новую мелодию, отредактировал слова шориковской песни, и она зазвучала свежо, по-родыгински мягко, получила другое название «В чистом поле», исполнялась в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Песни создаются по-разному.
Но меня интересовал другой вопрос. Почему композитор не продолжил писать музыку для оперетт, как это делал его кумир И. Дунаевский, для театральных спектаклей, для кино? Вопрос не простой? Но я его задал.
Евгений Павлович, почему вы перестали писать музыку для оперетт, ведь ваше начинание в этом жанре было удачным?
Родыгин долго думал и как тихо ответил: «Не знаю. Перестали приглашать».










 


Рецензии
Читала отзывы о любимом фильме "Во власти золота" и по ссылке вышла на Вас. Замечательная статья, много информации о творческих людях Урала. А фильм этот я готова пересматривать бесконечно. Романс в исполнении автора хочу записать для регулярного прослушивания. Передайте, по возможности, благодарность всем причастным к его созданию, и тем, кто помог сохранить для потомков. Ведь сегодня ни таких лиц нет, ни такой фактурности. Ушли вместе с эпохой. В фильме же вплоть до деталей интерьера, костюмов ещё сохранён дух того времени и реалий.(Исправьте - стиляги,ну, и ещё есть ошибки...)
Знаете, подумалось... Если бы не репрессия, не запрет проживания в столицах, не приехал бы создатель фильма на Урал. Не было бы фильма, не "засветилась" бы Свердловская киностудия среди лучших фильмов для проката, для зарубежного показа. Вот как всё переплетается...

Нора Нордик   22.04.2018 09:36     Заявить о нарушении
Нора спасибо за отзыв. Виноват, задержался с ответом, пока занят составлением сборника прозы наших областных авторов. С уважением.

Владимир Голдин   25.04.2018 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.