Такие разные таланты
Когда Венгеров стал уже известным, Спиваков встречался с ним в одной и той же компании на Западе. По словам мамы Венгерова, он был бы счастлив сыграть у Спивакова на ежегодном фестивале в Кольмаре, во Франции. И Спиваков в 1999 году пригласил Максима. Связались с импресарио и получили ответ:
- Господин Венгеров может приехать. Условия - гонорар 30 тысяч долларов, 4 билета на самолёт в первом классе и 2 номера "люкс" в отеле.
Кто на фестивале получал такие гонорары? Никто!
Наоборот, многие артисты играли за маленькие деньги, поддерживая проекты коллег. Мстислав Растропович сыграл в Кольмаре благотворительный концерт, сказав:
- Старики, если я возьму свой гонорар, вы разоритесь.
Для того, чтобы так себя вести надо быть Растроповичем.
Венгерову в 1999году не было ещё и 30-ти. Спиваков набрал его телефон:
- Здравствуй, Максим.
- Здравствуйте, маэстро.
- Твой импресарио прислал предложения, но у меня на фестивале нет таких денег. Не мог бы ты поговорить с ним, чтобы согласиться на меньшую сумму?
- Вы знаете, маэстро, у нас договор: он не вмешивается в мою интерпретацию, а я - в финансовые вопросы. Если он столько просит, значит, я столько стою.
- Я не говорю, что ты не стоишь 30 тысяч, я счастлив, что ты получаешь такие деньги. Но бывают случаи... Всё-таки мы коллеги, мы - русские музыканты, ты должен меня понять.
- Я не могу с ним говорить на эти темы.
- За меня тоже Мишель Глоти просит большие деньги, но, когда предлагают маленькие, он всегда спрашивает, поеду ли я. И я часто соглашаюсь. Тем более, знаешь, на фестивале в Кольмаре можно сыграть и благотворительный концерт. Как это сделал Растропович.
- Вы знаете, маэстро, сколько я сыграл в прошлом году благотворительных концертов? Семь!
Спиваков ответил:
- Я сыграл значительно больше, не буду говорить сколько - я их не считаю.
- Попробуйте написать моему импресарио, может быть, я и сыграю благотворительно.
Спиваков повесил трубку и подвёл итог:
- Для меня этого мальчика больше не существует.
Прошло какое - то время. Максим как будто что - то понял. Спиваков готовился к концерту в Нью-Йорке, в Avery Fisher Hall, а у Венгерова должен был состояться концерт в Карнеги - холл. Случайно музыканты встретились на улице, поздоровались, и Венгеров сказал с надеждой:
- Я видел, у вас концерт. У меня тоже, завтра. Вы придёте?
- Нет, - ответил Спиваков. - И не потому, что ты меня очень надолго разочаровал. Я не хочу тебя слушать, я просто желаю тебе успеха.
- Маэстро, я готов приехать к вам в Кольмар и сыграть благотворительный концерт.
- Но я уже не готов тебя приглашать.
На этом музыканты и расстались.
P.S. На фото - Максим Венгеров, которого Спиваков "уже не готов приглашать".
Свидетельство о публикации №215022200659
Евгений Нищенко 24.02.2015 14:13 Заявить о нарушении