Я, ТЫ, ОН, ОНА...

                ЭДИК
 
 Эдуард любит рассказывать разные истории, любит поучать других: детей, взрослых. Пришёл в парикмахерскую постричься.
-Девушки, здравствуйте!- Это я. Помните, не забыли меня?Я к Оксане сяду, сегодня пусть она меня стрижёт.
-Давай ко мне, Эдуард, садись, пожалуйста! Как, модельная стрижка?
-Да, да. Оксана, пока Вы меня стрижёте, я полезные советы вам, девушки, дам.
-Ой, Эдик, как интересно! Мы слушаем тебя!
-У вас есть мужчины?Знаете, как мужей выбирать?   
-Нет. А как?- спросила Оксана, другие хихикнули.
-А что? Интересно? Мой совет: надо поехать в Турцию без мужа.
-Почему?
-Там такие мужчины! Очень любят женщин.
-Ты, Эдик, бывал в Турции?- спросила Наталия Александровна, мастер ногтевого сервиса.
-Да. Мы с мамой в прошлом году ездили. Знаете: у моей мамы очень нежная белая кожа. К ней все мужчины приставали. Мне приходилось её защищать, говорить им: "Она замужем". Давайте я вам расскажу о своей бабушке. Её зовут Фариза, работает главным бухгалтером в Западно-Сибирском банке и недавно закончила курсы водителей. Теперь она и водитель. А знаете, какой самый низкий тариф таксистов?
-Нет, скажи,- просит Эльвира.
-Конечно, скажу. Буквально вчера бабушка мне заявила: " Ладно уж, Эдик, буду тебя до школы возить за тридцать рублей".   
Через две недели Эдик снова в парихмахерской.
-Здравствуйте, девушки! Теперь я не один, привёл к вам папу. Постригите его, предлагаю самую модельную стрижку.
-Спасибо, Эдик. Мы очень постараемся.
-Хорошо. Папа, иди, поговори с женщинами, я хоть от тебя отдохну.
Эдуард разговаривает с кассиром.
-Вчера Вы поздравили своего мужа с 23 февраля?
-Да, поздравила. А ты папу?
-Конечно. Я всех мужчин с Днём защитника Отечества поздравил. Знаете, что я им пожелал?
-Говори, что?
-Я всем мужчинам пожелал такую женщину, как наша учительница Елена Михайловна. А Вы её знаете? Она тоже к вам приходит.
               
                * * *
 Эдуард в Центре национального творчества на концерте.
-Елена Михайловна, пришли Ваши ученики,- говорит дежурная на вахте.
-Что, они плохо себя ведут? Где они?
-В конференц-зал направились.
Елена Михайловна забеспокоилась, побежала в зал. Смотрит - на втором ряду сидит её ученик Сальманов Эдуард.
-Эдик, здравствуй? А где остальные? Ты один, где твоя бабушка? Она обещала мне прийти на концерт вместе с тобой.
-Да она у меня в белой блузке и платье в горошек. На вид ей лет двадцать.
-Где она сидит?
-Подальше от меня. Елена Михайловна, подойдите ко мне поближе: скажу Вам по секрету - выглядит на двадцать. Ой, моей бабушке уже пятьдесят три года.

                ЭРИКА

- Двадцать пять лет в школе, - Елена Михайловна делится со своей коллегой, подругой-тёзкой Еленой Владимировной.
-Радуйся, Лена, немедленно оформляй пенсию. Тебе начислят пенсию по выслуге лет.
-Знаю. Но когда? Тетради, планы, совещания, проверки. Ничего не успеваю. И дома всё запустила. Говорят, что в пенсионном фонде бешеные очереди.
-Завтра в параллели третьих классов родительские собрания. Давай я к твоей родительнице, кажется, её зовут Ниной Петровной, обращусь к ней, если тебе неудобно. Я знаю: она работает в пенсионном фонде. 
 На следующий день документы на пенсию были уже у родительницы.
-Никаких неудобств, Елена Михайловна. Передам документы соседке по кабинету. И всё.
-Что-то ты в школе задержалась? Меня Елена Михайловна ругала?- спросила Эрика, встреая маму из школы.
-Нет, нет, доченька. Хвалила, вот только по трём предметам четвёрки вышли. Елена Михайловна пенсию оформляет. Я ей помогу.
-Помоги. Пусть уж она свою пенсию получает. Ой, мама, кто же нас будет учить?      
-Елена Михайловна. До настоящей пенсии десять лет, ей ещё пахать и пахать. Насчёт четвёрок твоих надо подумать.
-На следующей четверти их не будет. Я постараюсь. Дедушка обещал мне пятнадцать тысяч рублей.
-Коммерческий интерес?   

                ПАШКА

-Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Это в Новосибирской области. Я вышел во двор,- рассказывает Павел,- и вижу: сорока залетела в курятник, прошло, ну, минуты две, не больше,  вылетает она с куриным яйцом. Несёт его в клюве. Как?- подумал я.- Решил проверить. Спугнул сороку - яичко выпало. Сорока-воровка в яйце сделала дырочку, проклюнула, как щипцами, клювом зажала яичко и летит себе. Я спросил у бабушки: " В курятнике яйца теряются?"
-Пашка, теряются, ещё как теряются! Кто же ворует яичек-то? Грешу ведь на соседку Марью.
-Нет, бабушка, не соседка. Не греши ты на неё. Пошли со мной.
Мы с бабушкой за крыльцом спрятались - следим за сорокой. Подкараулили мы воровку - несёт яйцо в клюве, летит уже не к оврагу, как обычно, а в другую сторону, на крышу сарая тётки Марьи.
-Ах, ты, бесстыжая птица, сорока-воровка, не видать тебе больше лакомства! Спасибо тебе, Пашка, внучек ты мой! 
И закрыла моя бабушка курятник. Жалко мне сороки. Стал её подкармливать зерном впритайку от бабушки. Что поделаешь?   

                РИТА

-Я в летние каникулы отдыхала в Кировской области,- на классном часе теперь рассказывает Рита. Мой брат Борис у бабушки украл стакан мёда. У бабушки в деревне пчелиные ульи, их много. Ульи расставлены в саду между яблонями. Вот и Борис стакан с мёдом спрятал на сеновале. Он летом там спал. Бабушкина соседка Авдотья и говорит:
-Варвара, смотри ты: на сеновале-то у тебя рой пчёл. Откуда рой-то там? Видишь: пчёлы так и летают. Собери! Ловить, поди, надо.
-И верно, Авдотья, спасибо тебе! Ритка,- теперь обращается ко мне,- проверь-ка, на сеновал слазь-ка, это же проделки Бориски. Я видела, как он на сеновал нёс какой-то стакан. Не мёду ли? 
-Сейчас, бабушка,- я по крутой лестнице полезла на сеновал. Там чёрный рой, пчелиная семья над стаканом летает. Позвала бабушку. Она взяла ведёрко, сетку, тоже полезла на сеновал, начала собирать пчёл, говорит мне: "Рита, только бы на дерево не перелетели, здесь будем их ловить. Главное надо матку в ведро заманить". Стакан мёда поставила в ведро.
-Пчёл твоя бабушка не боится?- спросила Саша.
-Саша, не перебивай Риту, рассказывай дальше,- делает замечание Эдик.
-Я, конечно, бабушке помогла в ведро заманить матку. За маткой остальные пчёлы сами влетают. Моя бабушка Варвара - мастер на все руки. Вырасту, я тоже буду пчеловодом.
 
                ТАНЯ

Тане не хватило времени ни на уроке, ни на классном часе поделиться  своими впечатлениями с одноклассниками о проведённых в деревне Юма под городом Санчурском каникулах. Это  в Кировской области. Татьяна - очень скромная девочка: то её  во время рассказа перебьют - она молчит; то достанет из кармана свой сотовый, посмотрит время - скоро звонок с урока. На этот раз Тана решила  во время прогулки на дворе школы  группы продлённого дня подойти к Едене Михайловне. Подумала: "Вон Эдик читает свои книги, ему нет никакого дела до других, расскажу-ка Елене Михайловне, как мы в деревне раков ловили."
-Елена Михайловна, можно, я расскажу один случай? Можно?
-Конечно, можно. Давай тогда присядем.
-Летом мы с деревенскими ребятишками ловили раков.
-Ой, как интересно. Почему на уроке или классном часе не рассказала?
-Я хотела, но меня Дарья перебила.
-Пожалуйста. Я послушаю.
-За деревней Юма, где моя бабушка живёт, есть небольшая речка, там водятся раки. Я их раньше не видела. Они такие красные, сначала показались мне страшными, а потом я к ним привыкла. У рака спина твёрдая, покрыта панцирем, у него такие цепкие и острые клешни, как ножницы. Глаза пыпученные. Вот мы их ловили. Их у берега нет, много в середине, прямо кишат, плавают.
-Ты что прямо руками держала?- извинившись, что перебила девочку, спросила учительница.
-Да, руками держала, ловила.
-Интересно, дальше что было?
-Деревенские плавать умеют, но боятся раков. Они старше меня, две девочки в пятый класс перешли, мой брат Артур тоже раньше раков не видел. Меня, как самую маленькую, пустили в воду, за обе ноги держат, потом толкают в середину, и я раков руками за шею-животики хватала.
-Не испугалась? А если бы раки клешнями руки твои зажали?- спросила Елена Михайловна.- А зачем ловили? Для чего?
-Раки боролись, не сдавались. Мне было больно. Раков едят, как рыбу. Их варят, жарят. Мы их продавали.
-Где продавали?
-На рынке. Они стоят дорого, по пятнадцать рублей каждый.
-Жалко их, конечно. В общем-то, Таня, молодец. Ты смелая девочка. Мы с тобой картинку, лучше  цветную, с изображением раков найдём?
-Я в журналах поищу, схожу в библиотеку, Елена Михайловна. Обязательно найду.
-Знаешь что, Таня: почитай дополнительную литературу о раках. Это пресноводные или морские животные. О них подробно расскажешь на следующем классном часе. Хорошо? Не знаю, нужно ли, что их вы продавали?
 
                ДАРЬЯ

-Елена Михайловна, Вы учите, что про папу плохо гоаорить нельзя. А он Вас Ленкой называет, а Людмилу Георгиевну - Людмилкой.
-Кого же твой папа называет по имени, отчеству?
-Есть у него один друг - в тюрьме сидит.

                ВОВА

Мама Вовы, ученика третьего класса, попросила учительницу-соседку позаниматься с сыном дополнительно по русскому языку. Вова пишет словарный диктант на парные согласные: мороз, дуб, суп, пруд, прут, зуб, салазки, обед. На столе рядом с учеником лежит его сотовый телефон. Вова постоянно отвлекается.
-Вова, к каждому написанному слову подберём проверочные слова,- обращается учительница,- мороз - проверочное слово?
-Звезда.
-Проверяй. Как надо проверить?
-Звезда-а-а.
-Подумай, Вова. Измени слово"мороз".
-У меня ещё есть такое слово - РЭП.
-О-о, какие ты слова знаешь!
-РЭП - это жанр в музыке. Сейчас я Вам послушать включу, эта музыка в моём телефоне есть.
Играет музыка - Вова доволен и думает, что музыка нравится учительнице.
-Там у меня ещё ругательные слова есть. 
-Вова, мне мелодия песни не нравится и слова твои плохие. Ты ко мне заниматься пришёл?
-Так дед мой на бабушку ругается.
-Нельзя такие слова говорить. За это в тюрьму сажают.
-Да-а?   
                КСЮША

-Ксюша, ты опять к уроку плохо подготовилась, - заявила учительница.
-Мой папа тоже плохо учился.
-Мама зато хорошо училась. Она у нас в школе работает учителем математики. Прекрасный учитель.
-Ну и что! Со мной вчера папа занимался. Маме, как всегда, некогда. У неё то тетради, то планы, ещё уйдёт или на родительское собрание, или на совещание, педсоветы - жди её!
-На кого хочешь быть похожей?
-На того и на другого.
                ДАШКА

-Дашка, оденься потеплее. Холодно, ветер нехороший поднялся,- поглядывая на внучку, говорит бабушка.- Ноги-то замёрзнут, колготки тонкие, продует. Сверху гамаши натяни.
-Бабушка, совсем от моды отстала. Никто на меня смотреть не будет, и так все мальчишки от меня отвернулись.
-Вчера за что маму в школу вызывали?- не отстаёт бабушка.
-За что, за что. Ничего особенного. Да я в чужой ранец коробочку мела подложила, все тетради и книжки запачкались. Теперь в другой класс меня хотят перевести.
-Вся ты, Дарьюшка, в меня. Я в молодости тоже шкодила. Слишком уж сурово в другой-то класс.
-В 3 А не пойду - там у меня много врагов. В 3 В тоже не пойду - и там есть враги

                ЛЮБА

-Елена Михайловна, меня скоро родители воспитывать перестанут, - заявила третьеклассница Люба своей учительнице.
-Почему? Что случилось?
-Скоро у меня сестрёнка родится.
                АНИНА

В подъезде дома Елена Михайловна, возвращаясь с работы домой, поднимаясь по лестнице, случайно встретилась с соседкой, ученицей своего класса. Приветливо улыбнувшись ей, учительница вежливо спросила:
-Анина, чем занимаешься?
-Ой, Елена Михайловна, забот прибавилось. К бабущке детей маленьких нянчиться привели. Надо же их ругать.
 
                АНГЕЛИНА И ЕЁ ДРУЗЬЯ

Ангелина и её лрузья на дне рождения одноклассника Захара. Было очень весело. Стол  богатый, чего только там нет! И всё так вкусно. Но вот что интересно: у Ангелины перед тем, как идти к Захару, болел зуб. И это скрыла от всех. Вначале Ангелина попробовала овощные и фруктовые салаты, затем аккуратно положила вилку рядом с тарелочкой и стала следить за всеми присутствующими.
-Гелька, в чём дело? Живот болит?- спросила Вероника.
-Всё в порядке, не волнуйся,- ответила Ангелина.
-Почему не ешь тогда?
Ангелина рот зажала, молчит.
-Пошли, выйдем,- не отстаёт от подруги Вероника.
-Выйдем.
 Ангелина раскрыла рот, показывает Вике зуб - он висит на волоске.
-Выплюнь его!-приказывает Вероника, тут же протянула салфтку.
Ангелина качает головой. На помощь пришла Эрика, спрашивает:
-Там все Захара начали поздравлять с днём рождения, вручать подарки, а  вас нет,
-Да вот у Гельки зуб торчит,-пояснила Вероника.
-Открой рот! Показывай! Давай его вырвем!
Ангелина упрямится.
-Гелька, ну-ка, покажи!- теперь просит Вероника.
Ангелина раскрыла рот - бедный зуб уже лежит на языке.
-Девчонки, я обязатльно буду стоматологом!
                ЛАУРА

 Елена Михайловна эту застенчивую, очень скромную, с красивыми, нежными чертами лица девочку заметила на торжественной линейке первого сентября, в День знания. "Откуда-то приехали? На подготовке будущих первоклассников девочки не было,- изучая, разглядывая новенькую в своём классе, рассуждает учительница.- Как она похожа на своего папу! Не отходит от дочери ни на шаг. Беспокоится. Глаза у дочери такие красивые, карие, большие, ресницы длинные-длинные. А волосы! Они чёрные, густые, заплетены в две косы. Волнуется девчушка."
Лаура за три года учёбы в школе подросла, стала высокой, стройной, с учительницей почти в один рост. Мальчишки то и дело поглядывают на красавицу Лауру и во время урока, и в перерывы. Но девочка  по-прежнему спокойная, ни с кем не спорит, не ругается, дружит только с Ольгой Петровой, такой же замкнутой, скромной, как сама. Однажды подружки поссорились. Чего не поделили? Никто в классе толком не разберётся. Учительнице о ссоре подружек решили не рассказывать.
Ольга разгорячилась:
-Лаура, я ни в чём перед тобой не виновата, поняла? Пошли со мной!- кричит Петрова.- Надо выяснить отношения. Пошли!
-Если не пойду, что тогда?- спокойно спросила Лаура.
-Ничего. Боишься что ли?
-Нисколечко!
Разгорячённая Петрова шагает впереди, почти бежит, Лаура чуть отстала.
-Догоняй!- приказывает подружка.
Добежали к шестнадцатиэтажке. Ольга забежала в подъезд, за ней спешит Лаура. Петрова подошла к лифту, Лаура отошла в сторону, спокойно сказала:
-Я здесь ничего не потеряла.
-Что, боишься?- опять спросила Ольга
-Нет!
Девочки по дифту поднялись до пятнадцатого этажа.
-До шестнадцатого этажа кнопки нет. Нам надо выше. Выходи! - скомандовала Ольга. -Пешком доберёмся!
Петрова подружку довела до последнего этажа здания, а сама куда-то исчезла, то ли спряталась, то ли спустилась по лифту.
Лаура вначале растерялась, постояла, спокойно обдумала, затем нащупала в кармане свой сотовый, позвонила маме, рассказала ей о случившемся.
Никто: ни родители, ни учительница, ни одноклассники - не могут понять, какая же чёрная кошка пробежала между подружками.
 
                АРТЁМ И ЕГО ДРУЗЬЯ

В субботу, весенний солнечный день, мальчишки 3"Б"класса: Слава Русинов, Саша Емельянов, Тимур Мустаев, Артём Репин, Алексей Навозов, Захар Попов и трое девчонок -  высыпали на дорогу вокруг Комсомольского озера, катались на роликах. Тепло, на улице плюс семнадцать градусов, весело. Катались наперегонки, кто быстрее, сильнее. Хорошо получается у девочек: Пикущей Дарьи, Ангелины Володиной, Элины Тумановой. Мальчишки постояли, любуясь и восхищаясь мастерством одноклассниц, затем присели отдохнуть, а Алексей друзьям рассказал о бальных танцах во Дворце искусств, о своих успехах, что он на конкурсе занял первое место. Потом к Тимуру подошёл Артём и предложил составить ему компанию идти в магазин за компьютерной игрой.   
-Хорошо. Через полчасика у школы встретимся,- согласился Тимур.
День по-прежнему был тёплый, солнечный, хотя на небе кое-где начали появляться тёмные облака. Вдруг с северной стороны подул резкий, противный, пронзительный ветер. Хлопьями повалил снег.
-Тёплый весенний день превратился в зимний, метельный, ветреный. Но нас это не остановило, мы всё-таки продолжили путь в магазин,- рассказывает Артём Славе Русинову.- Образовались высокие сугробы, все дороги замело. Шагать было тяжело. Мы с Артёмом проваливались, а противный ветер обжигал нам лица. Становилось всё холоднее и холоднее. Мы одеты по-весеннему: на нас лёгкие курточки, шапочки, кроссовки и без перчаток. Замёрзли до костей, мороз щиплет щёки. Прятались от злого ветра за машинами, домами, ларьками, только бы согреться! Я окоченел, Тимур тоже. Спросил его:
-Ты ещё не заледенел?
-Почти. Да вот твой несчастный магазин.
-В магазине мы стали оттаивать, с нас ручьём полилась вода,- продолжил свой рассказ Артём.- Купили компьтерные игры, отправились домой. Ветер свирепствовал, не утихал. Еле добрались домой. Думал: заболеем оба, но выдержали, всё обошлось. 
 
                РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

-Трагедию Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта" вам нужно прочитать дома полностью. В нашей хрестоматии даётся только отрывок. На следующем уроке вы поделитесь со своими впечатлениями. 
-Трагедия, Елена Михайловна, про любовь, обязательно прочитаем,- сказала Валерия.-А по ролям будем читать?   
-Валерия, ты будешь Джульеттой?- спросил Данил.
Данил вообще к Валерии с первого класса не равнодушен. В первом классе даже сидели за одной партой, во втором - Еленв Михайловна Валерию пересадила к Саше. Данил вначале обиделся на учительницу, а потом согласился: Валерия снова рядом, их отделяет ряд между партами. Посмотрит вправо - Валерия. В третьем - они снова вместе.
-Мама,  у нас есть трагедии Шекспира?- спросил Данил.
-Конечно, есть. Найди сам на книжной полке.
Данил весь вечер сидел, перелистывал Шекспира, немножко почитал, потом решил сходить к Валерии домой. Зайти к ней он не решился, оглянулся - вокруг никого. Тогда встал под балкон третьего этажа шестнадцатиэтажного дома."Выйдет-не выйдет на балкон? Выйди, пожалуйста, Валерия, выйди, прошу тебя! Жду, люблю не меньше Ромео, может, больше",- шепчет Данил. Весь вечер простоял третьеклассник под балконом, но невесты не увидел. На следующий день Данил к Валерии  напросился в гости.
Несмело позвонил в квартиру, затем постучался в дверь - перед ним сама Валерия, ростом чуть ниже его, красивенькая, светловолосая, глаза голубые-голубые, как ясное нёбушко.
-Привет!- поздоровался Данил.
-Виделись сегодня, час назад расстались,- ответила Валерия.- Проходи вперёд. Дома папы нет, мама собирается на работу - вторая смена. Зато бабушка дома. Вдруг из противоположной комнаты выполз огромный сибирский кот, пушистый-пушистый, белая манишка, и лапки такие же белые, хвост как у белки. Кот приблизился к гостю, обнюхал его, прыгнул на диван и стал наблюдать за чужим человеком.
-Что, боишься что ли кота? Не укусит. Он у нас мирный,- успокоила гостя Валерия.
Данил поздоровался с бабушкой, присел в кресло напротив дивана. Но тут он закашлялся, стал чихать. Ему стало плохо.
-Простите, у меня аллергия на кошачий пух. Разрешите: я выйду на балкон подышать свежим воздухом? - глядя на бабушку, говорит Данил, сам не перестаёт чихать.
Посмотрел вниз - под балконом на его вчерашнем месте стоит парень, старшеклассник из их же щколы, разговаривает с девушкой со второго этажа. "Точно, как Ромео и Джульетта, даже похожи,"- успел подумать, нагнулся, чтобы взглянуть на Джульетту - сорвался вниз. К счастью, угодил на козырёк подъезда. 
"Скорая"в сопровождении свидетеля-парня и Валерии  мальчика доставила в травмпункт.
-Слабо тебе было, сынок, прыгнуть с парашютом с шестнадцатого этажа? Что тут с третьего? Ногу только ушиб. Большой синяк на месте падения. Хорошо, что перелома нет. Видите ли, Ромео!-  отчитал Данила папа.    
               
                АЛЕКСЕЙ

-Не везёт мне в жизни, ох, как не везёт! Сегодня на уроке зачитали моё сочинение. Люблю сочинять! Конечно, это хорошо, что попал в число лучших, - Алексей делится по дороге из школы со своим другом Ефимом.
-Главное, твоё сочинение понравилось учительнице и ребятам,- поддержал друга Ефим.
-Почему потом все надо мной стали смеяться? Ну и что? Ошибся! Все ошибаются. Жаль, что здесь, на Севере, нет дубов. Деревья эти самые крепкие, развесистые, ствол широкий, а листья какие разрезные. Ни с одним деревом по красоте дуб не сравнится! Дубы растут, их много в Чувашии, где моя бабушка живёт. Я всегда летом на каникулы туда езжу.
-Как ты в сочинении написал?
-Как, как! Просто написал:"Люблю гулять по дубоватой роще под вечер при розоватом небосклоне, когда кругом тишина..."
-Ты понимаешь, что значит "по дубоватой роще"?
-Понимаю! Не дурак! Объяснили же потом: по дубовой! Такой он сложный, этот русский язык!   
                НАСТЯ

-Елена Михайловна, можно, я расскажу интересный случай?- спросила ученица Настя Кириллова.
-Можно. Вот только скоро звонок.
-У меня короткий рассказ, но очень забавный. Вот слушайте:
-Летом я тоже отдыхала в деревне у бабушки, это под Тюменью. Комаров было тьма. Мы с бабушкой ждём на остановке рейсового автобуса, комары не дают покоя. А дядя Коля стоит в сторонке, не шевелится. На его голове сидит птичка, маленькая-маленькая, кажется, трясогузка. Она на голове дяди Коли клюёт, ловит комаров. Набрала полный клюв комаров и улетела. Голове стало легче.

                НИКОЛАЙ

-Я отдыхал у дедушки,- рассказывает Николай Сауков.- Он живёт в Татарии, в деревне. Напротив дедушкиного дома, прямо через дорогу, стоит красивый двухэтажный дом, это детский дом. Я сначала наблюдал за детьми, как они играют, вместе ходят в столовую, занимаются спортом. Прямо на территории детдома есть брусья, кольца, конь, беговая дорожка. Знаете, как они кувыркаются на кольцах, лазят по канату, по утрам бегают, делают зарядку. Здорово! Я подходил к детдому, постою у калитки, потом ухожу. Дедушка не разрешал, ругал меня за это, говорил, что они хулиганы, лазят на огороды, дерутся. Но я всё равно подходил к детдому, хотел познакомиться с мальчишками. Знаете: такие они дружные. Однажды на площадке (она прямо за детдомом) играли в футбол. Играли детдомовцы с местными ребятами, с деревенскими. Судили два парня, десятиклассник Борька и Васька из соседней деревни. Детдомовская команда забила гол, а Борька гол не засчитал. Болельщики детдомовцев, девчонки и мальчишки, так начали кричать на судью, а Борька не сдавался.
-Тогда что?- поинтересовался Миша.
-Что? Что? Драка началась. Их девочки с криком выбежали на футбольное поле, к ним присоединились и мальчики.
-Что, с ними не было воспитателей, взрослых людей?- спросила Настя.
-Не было. Да они сами играли, не видел я взрослых, стоял один старик, проходил мимо и остановился.  Видно, ему понравилось и решил поболеть за своих деревенских.
-Тогда что?- опять Колю перебил Миша.
-Что? Что? Ты, Миша, мне не мешай. Детдомовцы пошли в атаку. Девчонки, знаете, как дерутся? Налетели на Борьку-судью, кричат на него, машут кулаками. Здорово! Деревенские еле спаслись, и судья бросил мяч, убежал. Да тут на помощь подоспел воспитатель детдомовцев. Повёл своих домой.
 
                КОЛЯ

- Николай Рыжков, опять ты? Что ты делаешь?
- Качаюсь.
-Вижу: повис на двери! Слезай! Вот нашёл качели! Сломаешь! - возмущается директор школы.- Что-нибудь, но придумает.
-Не я придумал, - быстро сообразил Коля, хулиганистый, но очень добрый мадьчик из третьего "Б"класса.
Директор школы, очень строгий на вид мужчина средних лет, повысил голос и приказал:
-Завтра в школу придёшь с отцом!
-Хорошо. А Вы, Иван Петрович, поглядите, кто на другой стороне двери?
Иван Петрович взглянул - его сын Артём обеими руками вцепился за дверь. Сын хотел со всего размаху  оттолкнуться от стены - почувствовал сильные руки отца.      
-Оба сейчас же в мой кабинет!

                ДАНИЛКА

-З "Б" класс, почему на урок опаздываете?
-Пообедать не успели, Нина Петровна. Первое блюдо - борщ был горячий, остыть не успел, вот  и опоздали,- ответил дежурный по классу Данилка.
-Стройтесь быстрее! Начинаем разминку. Раз, два!...Легли на пол, на матрас! Ноги подняли вверх, держим вместе, прямо!
Учительница осмотрела каждого ученика, но внимание остановила на одном.
-Что это такое?-минуту разглядывая ноги ученика, проговорила учительница.- Кто это?- теперь спросила себя, затем подошла к нему поближе - видит: кроссовки глядят в разные стороны.
-Данилка, в третьем классе учишься! Кроссовки обул неправильно!       


Рецензии
Дорогая Роза!Какие милые детские души, добрые сердца! Как здорово Вы описали характеры и особенности деток.

Вера Кулагина   26.07.2022 15:02     Заявить о нарушении
ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Сразу после встречи с девушками из своего детского дома Виктор Каюмов поспешил на автостанцию, на последний рейс автобуса в Люльпаны. «Надо увидеться с Павлом Петряковым. Поздравить Павла с окончанием института. Он в письме сообщил, что после защиты диплома по пути в Волжск заедет в детдом. Павел закончил Астраханский рыбопромышленный институт, - рассуждает студент Каюмов. - Молодец, Павел! По распределению, как пишет, попал в молодой город Волгодонск, будет работать инженером в НИИ (научном исследовательском институте), это, конечно, здорово!» Виктор вспомнил, как Павел часто на концертах пел песенку:

Дуй, пастух, дудочку на заре.

От росы травушка в серебре.

Я ранним-рано зорькою встану,

Отвяжу тёлушку во дворе...,

за что в детдоме прозвали его «пастушком». Действительно, это прозвище в детдоме за Павлом Петряковым закрепилось надолго. Павлик пел с душой, громко. Любил, когда его вызывали на «бис». Погладит свои красивые кудри, подправит на себе красную рубашку, улыбнётся, своими зелёными глазами взглянет на баяниста, что, мол, готов ещё раз повторить «Пастушка», тут же выбежит под аплодисменты зрителей на сцену. Павлик и учился с большим желанием, по всем предметам получал только пятёрки. Десять классов закончил с серебряной медалью. Два медалиста, Павел Петряков и Игорь Костромин, (это было в конце июля 1956 года, по стране во всех высших учебных заведениях вступительные экзамены начинались первого августа) заявили директору детдома Василию Васильевичу Стрельникову о своём желании учиться в Московском энергетическом институте.

- Я, конечно, рад за вас! Езжайте, деньги на дорогу дадим, а где будете жить? - спросил директор.

- У девчонок наших, они работают на прядильно-ткацкой фабрике в посёлке Октябрьском Московской области. Живут в общежитии. Может, нам, пока сдаём экзамены, дадут место в общежитии института, - ответил Игорь.

Да, Павел проездом в город Волжск, на малую родину Петря-ковых, заехал в Люльпанский детдом на несколько часов. Виктор его не застал.

Игорь и Павел сдали первый, основной, предмет для энергетического института математику - получили оценку «четыре». Если бы сдали на «пять», высшую оценку, они бы были сразу зачислены в институт. Оба парня растерялись. Никто им не подсказал, не посоветовал, что надо дальше бороться, сдавать остальные экзамены. Они, возможно, прошли бы по конкурсу. Один из преподавателей, узнав, что парни детдомовские, предложил поехать в Астрахань, попытаться поступить в рыбопромышленный институт - приняли. Учились пять лет. Не то, что учились, а выживали. В те времена для детдомовцев не было никаких привилегий, всё на общем основании: стипендия, студенческое общежитие. Парни в вечернее время работали, как и многие студенты в то время, на железнодорожной станции выгружали вагоны с зерном, разными крупами. Деньги зарабатывали. Павлик Петряков и Игорь Костромин в летние каникулы вместе с другими студентами по комсомольской путёвке ездили на целину, осваивали казахстанские степи. Учились на стипендию, иногда получали повышенную. Павлу на рыбном отделении факультета не всё нравилось, поэтому на третьем курсе перешёл на факультет автоматизации рыбной промышленности.

Павел никогда не любил проигрывать, спорил, отстаивал свою правоту. «Спиральбол» - любимая игра всех мальчишек Люль-панского детского дома. На шест высотой в четыре метра привязана верёвка - шнур с мячом. Игроки стоят в кругу друг против друга. В игре участвуют четыре или два человека, два на два или один на один - две команды. Каждая команда должна накрутить верёвку на шест. Один игрок шнур передаёт другому. Итак, получается спираль. Игорь и Павел, подростки одного возраста, хотя и одноклассники, в этой игре чаще бывали противниками.

- Игорь, ты не прав, это не спираль. Ты два раза крутил, надо по одному разу! - кричит Павел. - Так нечестно. Я с тобой больше не буду играть!

Игорь не любил спорить, ругаться, спокойно отвечал:

- Ну и пусть!

Виктор Каюмов и Павел Петряков часто сбегали из детского дома, в самоволку ездили в город Йошкар-Олу, за тридцать километров от Люльпан, на попутках, сцеплялись за борт машины с зерном или другим грузом.

- Витя, хочешь со мной в город, к моей сестре Вере? Она учится в педучилище, на спортивном отделении. Вера-гимнастка, все её знают. Все!

- Хорошо! - соглашается Виктор. - Давай поехали сейчас. Машины зерно на элеватор повезут. К вечеру в Люльпаны вернёмся.

Мальчики вышли на центральную дорогу. Голосуют, но ни одна машина не останавливается, мчатся, оставляя сзади себя пыльный хвост. А один водитель машину притормозил, высунув голову из кабины, кричит:

- За вас отвечай! Близко не подходите к машине! А то научились сцепляться за борт, вези их, этих детдомовцев. Куда ездят? Кто их в городе ждёт? Шныряют бездельники везде.

Всё-таки удавалось залезть на машину, сесть на мешки с зерном и благополучно совершить путешествие в город и вернуться в детдом к ужину.

У Павла Петрякова всё было серьёзно: и учёба в вузе, и первая любовь, женитьба на самой красивой девушке Волгодонска, забота о семье, о детях: сыне и дочери.

- Надя, как ты думаешь, смогу я написать научную работу, а потом защитить кандидатскую диссертацию по разработке промышленных добавок? Ты мне поможешь?

- Конечно, сможешь, - поддержала мужа Надежда Константиновна. - Помогу.

Павел Михайлович Петряков, молодой учёный-инженер, увлёкся диссертацией, обобщал свой опыт работы, изучал передовые достижения науки в области разработки промышленных добавок по стране и за рубежом. Писал долго, мучительно, тщательно обдумывал каждую деталь своей диссертации. Беспрестанно советовался, консультировался с женой, тем более супруги Пет-ряковы вместе учились, работали в одной организации. В семье всё ладилось: дети хорошо учились, росли здоровыми, послушными, Павел любил свою Надежду, сына и дочь. В семье он находил утешение, отдыхал. Всё было хорошо.

- Павлик, отдохнул бы немножко, довела тебя эта диссертация, в субботу с друзьями сходика-ка на рыбалку, - посоветовала мужу Надежда. - Ты же с детства рыбак.

- И то верно. Пойду-ка, схожу на рыбалку. И дни стоят погожие, надо позвонить Геннадию. Своей диссертацией обо всём на свете забыл, а ведь в детдоме я, Надя, был заядлым рыбаком. Бывало, с Игорем и Витей накопаем червей и на рассвете бежим к речке.

Сидят друзья, коллеги по работе, на берегу небольшой речки, ловят карасей, линей. Хватит рыбы на богатую уху. Из рюкзака каждый выложил провизию, смотрят - бутылки нет.

- Так не годится, что за уха без бутылки! Павлик, ты у нас самый молодой и самый шустрый, пока варится уха, сбегай-ка, в магазин за бутылкой, - советует Геннадий Иванович, сотрудник Павла по работе, пятидесятилетний учёный-химик.

- Магазин недалеко. Ты туда-сюда - и уха будет готова. Наваристой она будет! - добавляя чищеную рыбу в котелок с кипящей водой, помешивая её, говорит Дмитрий.

Игорь не стал отказываться, побежал в магазин. «Какую бутылку им нужно? Уха, она и так жирная», - недоумевает Павел. Купил бутылку растительного масла. Торопится, бежит на берег.

- Ждут, наверно, маслом уху заправить хотят, а я чуть задержался. Надо поторопиться.

Да, уха получилась жирной, вкусной, наваристой. Рыбаки уху разлили по тарелкам. Ждут бутылку.

- Куда Павел пропал? Уха остынет. Да вон он бежит. Слава Богу! Павел, где твоя бутылка?

- Вот, нате! - протянул Павел Геннадию Ивановичу бутылку.

- Скорее давай сюда, заждались тебя. Только посылать тебя к чёрту на кулички! - рассматривая бутылку, говорит химик. - Эй, что ты принёс? Глядите, братцы, он бутылку растительного масла принёс. Где же водка? Ха-ха!

- Ты, Павел, соображаешь? Уха без водки! Мы его все ждём, а он? Аппетит пропал, - не доволен Дмитрий. - Ладно, Павлуша, не обижайся. Молодец ты. Знаю, что спиртное не употребляешь, это хорошо.

Верно, Павел Петряков вообще не употреблял спиртного, только по праздникам выпьет кружку пива. Изредка с близкими людьми, друзьями в честь какого-нибудь важного события попробует шампанского. Терпеть не мог пьяных людей, с сожалением смотрел на их жён, детей. Надежда гордилась им, привлекательным, единственным, непьющим, не похожим на других мужчин. Тем более Павел завершил работу над диссертацией. Надежда и Павел отшлифовали последние штрихи научной работы. Им обоим нравилась и тема, и содержание, ход суждения, выводы, в целом оформление диссертации. Оставалось перед учёным советом её защитить. Но жизнь человеку преподносит различные сюрпризы. В начальный период тяжёлого перестроечного времени, развала страны Павел стал защищать диссертацию кандидата химических наук по разработке промышленных добавок - не смог. Развал Союза чревато отразился на науке. Начались, как и везде и повсюду, метания, брожения. В науке - борьба идей, соперничество. Павел не выдержал несправедливого подхода некоторых «умов» к научным открытиям. Молодой, перспективный учёный начал пить. Горе, жизненные неудачи заливал водкой, вином. Где были тогда, в самое трудное время для человека, друзья, близкие люди? 22 апреля 2004 года для Павла Петрякова, детдомовца, зеленоглазого, кудрявого, общего любимца воспитателей и воспитанников Люльпанского детского дома «пастушка», стало роковым. Надежда Константиновна, самый родной человек для Павла, нашла своего мужа на даче мёртвым. Рядом с ним лежала бутылка с недопитым красным вином «портвейна». Павлу Пет-рякову было всего 64 года. Слишком рано оборвалась ещё одна детдомовская жизнь.

Роза Салах   26.07.2022 15:29   Заявить о нарушении
Вера, доброе утро! СПАСИБО большое за прочтение и подробный анализ содержания изданных мной очерков о ДЕТДОМОЫЦАХ. Я САМА ВОСПИТЫВАЛАСЬ В МАРИСОЛИНСКОМ И ВЯТСКОМ ДЕТСКИХ ДОМАХ. Особенно благодарна ВЯТСКОМУ ДЕТДОМУ, где я стала КНИГОЛЮБОМ, СПОРТСМЕНКОЙ: ИМЕЛА РАЗРЯДЫ ПО ЛЫЖАМ И ПО ПЛАВАНИЮ - СПАСЛА ДВЕ ЖИЗНИ на УССУРИ И ПАРАНЬГЕ - РЕКЕ, которая есть В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ. Детскому дому посвятила трилогию "ДЕТДОМОВЕЦ".

Роза Салах   26.07.2022 16:18   Заявить о нарушении
Вера, доброе утро! Спасибо Вам большое за подробный анализ-рассказ моих произведений о детях-школьниках, третьеклассниках. Я о НИХ и их учительнице Лилии Магдановне Газизуллиной посвятила, издала книгу "СЮЖЕТЫ ИЗ ТРЕТЬЕГО "Б". КНИГУ ПОДАРИЛА УЧИТЕЛЬНИЦЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ И ПЕРСОНАЖАМ-ТРЕТЬЕКЛАССНИКАМ.

Роза Салах   26.07.2022 16:57   Заявить о нарушении
Да, ВЕРА, "...МИЛЫЕ ДЕТСКИЕ ДУШИ, ДОБРЫЕ СЕРДЦА...". МНЕ НРАВИЛАСЬ СВОЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, В ОСНОВНОМ РАБОТАЛА С ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ, ЗАНИМАЯ ДОЛЖНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ГОРОДЕ.

Роза Салах   26.07.2022 17:13   Заявить о нарушении
ВЕРА, ОЧЕРЕДНОЕ СПАСИБО ЗА ЧТЕНИЕ НЕМАЛОГО РАЗМЕРА ГЛАВ-РАССКАЗОВ, ОЧЕРКОВ О ТРЕТЬЕКЛАССНИКАХ, КОТОРЫМ ПОСВЯТИЛА НЕБОЛЬШУЮ ПОВЕСТЬ, ИЗДАЛА КНИЖЕЧКУ "СЮЖЕТЫ ИЗ ТРЕТЬЕГО "Б". ТАКУЮ КНИГУ ПРЕПОДНЕСЛА ВСЕМ ПЕРСОНАЖАМ.ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ ПОВЗРОСЛЕЛИ, МНОГИ ПРОДОЛЖАЮТ УЧЁБУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Роза Салах   26.07.2022 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.