Калейдоскоп 39 Протокольевна, театр, Роберт

                Калейдоскоп перескакивающих мыслей, разговоров на кухне,
                старых и новых шуток, вымысла и зарисовок из жизни.
                Можно читать с любого места.

Детей интересует вопрос: откуда все берется? Взрослых - куда все девается?
- Игорь Станиславович, Вы так на Домогарова похожи!
- Это не я на него похож. Это он на меня похож!
- С возрастом всё больше.
- В Москве в общественных местах меня часто пристально разглядывают. Видимо, путают.
- Может, тебе сыграть с ним что-нибудь на пару в качестве дебюта?
- Нет, это не для меня!
Что такое страдание? Страдание – это ощущение того, что вы не являетесь самими собой.
Есть провал между вами, какие вы есть, и вами, какими вы должны быть по вашим ощущениям. Ошо.
Разумность женщины – быть согласной с мужчиной. Мудрой для других быть легко. С чужими мужиками все согласны, со своим – нет.
Прочитала – всё избегают пустоты, а в ней скрыт великий смысл. Точно, слышала, что пустота – смысл жизни. А все стремятся к наполненности. Даже когда образуется свободное время, тут же начинаешь искать занятие. Вместо того, чтобы заглянуть в себя и насладиться пустотой. А если попробовать искать не занятия в пустоте, а пустоту в занятиях?
- Звонила сегодня маме, она говорит – у Алёнки есть небольшие успехи, если можно так сказать. А почему нельзя? Она ездит на олимпиады, участвует в концертах в музыкальной школе – и это не успех? Как ребёнок себя выражает – это всегда успех! Надо хвалить! Хотя нас в детстве не хвалили. Если всё хорошо – само собой разумеется. Если чуть что не так – надо ругать!
- Это результат советской системы – в нашей стране при таком воспитании все должны быть правильными и хорошими, чуть ли не идеальными. Если всё хорошо – за что хвалить? Иначе и быть не может. А если что не так – надо ругать, что не дотянул до идеала.
У Сони в садике проводят развивающие занятия. Пятилетние дети занимаются по тетрадям с картинками и заданиями. Воспитательницу мы между собой зовём Протокольевна, уж больно она протокольная. «Педагогница» делит детей на любимчиков и нелюбимых. В любимчики попадают удобные послушные дети, не очень индивидуальные. Соня в эти рамки не вписывается. Протокольевна объявила её необучаемой  - неспособна выучить стихотворение, ничего не понимает по работе в тетрадях. Пришлось взять тетради домой для дополнительных занятий. За полгода Соня не выучила ни одной буквы и не научилась писать палочки. За несколько дней домашних занятий Соня с интересом выучила буквы, научилась попадать в клеточки и писать разные элементы. Но одну букву никак не запоминала.
- Соня, какие это буквы?
- О, У, Ы.
- Молодец! А это?
- Не знаю.
- Это буква А. Какие знаешь слова на букву А?
- Не знаю.
- Арбуз, автомобиль, астра, абра-кодабра. Какие ещё слова знаешь?
- Больше не знаю.
- Это буква – Ах, какая я дура!
- Да! Ах какая я дура!- С новой интерпретацией букву выучили быстро.
- Соня, какая это буква?
- А! Ах, какая я дура!
- Молодец, выучила! Давай её переименуем – Ах, какая я умная!
С буквами разобрались, но над тетрадями долго удивлялись. Слова на букву Э и с буквой Э – электричка, аэроплан. Ребёнок увидит на рисунке поезд и самолёт. В наше время на букву Э была этажерка, а сейчас? Экран, этаж – неоднозначно, не нарисовать. Эскимо – мороженое. Экскаватор? Эскалатор? Эскимос?
Рисунки очень неоднозначные. Дельфин и акула похожи друг на друга. Ну ладно. Но как можно нарисовать тюльпан, похожий на розу? Красного цвета, мохнатый, с листьями как у алоэ? Как ребёнку отличить рисунок черники от голубики? Но шедевр непрофессионализма – три одинаковых красных рыбки с вопросом – кто из них окунь, карась и ёрш? Трое взрослых терялись в догадках.
- Эту тетрадь разрабатывали, утверждали и рекомендовали для работы в детских садах, автор женщина.
- Наверняка, чья-то бездетная дочь, жена или любовница. А может, взятку дали.
Мы купили квартиру с мебелью, вещами и лыжами, пришлось только ботинки докупить. Третий год хожу на пластиковых лыжах. Они одинаково скользят в обе стороны, я двигаюсь как пастор Шлаг в известном фильме. Светка Динабург подсказала, что лыжи без насечек, я и не знала. Проверила в интернете – такие лыжи хороши для профессионалов, развивают большую скорость, особенно при коньковом ходе. Можно сделать насечки самим, озадачу Игоря, если доживём до следующей зимы.
- Студенты на философии делятся на три категории, рассказывала Светлана.- Первые не верят в Бога и всё отрицают. Вторые верующие. Сдавал мне недавно один парень с другой группой. Очень толково всё рассказал. А третьи не отрицают, но знаний у них на страничку маленького формата наберётся.
Два дня читала в интернете про артиста из своего сна. Что это был за город? Кунгур, Челябинск? Что за дом? Что за ангар? Кто был мальчик? Зачем он мне приснился? Точек пересечения не нашла. Биография очень лаконична. Почему-то взял псевдоним. Не нашла ни одного интервью. Встретиться с ним и предложить взять интервью? Может, он специально не выкладывает информацию, хочет остаться загадочным? Несколько раз ходила по той улице, не знала, что там театр. Плохо знаю этот район, особенно за кольцом. Знаю, куда пойду в Москве в следующий раз. Может, дело в театре? Вопросы для подсознания.
Надо сходить в тот театр. Все деньги уходят на ремонт, живём в режиме жёсткой экономии. С чистовой отделкой вышли на финишную прямую. Ещё полтора-два месяца. Остались стены, потолок и пол. Мелочи и часть мебели. В марте полетим с Игорем к маме на юбилей, уже билеты купили. Невозвратные.
Это второй раз в моей жизни возникает театр. Первый раз мне ещё в Перми мне захотелось работать с Георгием Исаакяном. Я за неделю набросала набросок проекта по привлечению дополнительных денег в театр и начала искать выходы на администрацию. Ничего не получилось, а потом мы неожиданно переехали в Казань. Сейчас Исаакян работает в Москве, но дважды в одну реку входить не стоит. У меня есть заметка об этом эпизоде. С публичным человеком пересечься и легко и сложно.
За последние три месяца я трижды видела людей, похожих на Роберта. Первый раз я обрадовалась. Второй раз испугалась. Третий раз поняла, что это важная информация для меня, надо отнестись очень внимательно. Может, мы что-то не завершили в отношениях. Или это знак для меня и моей избирательной памяти.
- Ленка, мы с тобой одинаковые!
Это было первое совпадение с другим человеком в моей жизни. Совпадение взглядов, ценностей, чувства юмора, каких-то приоритетов. Позже я поняла, что у нас был один социотип – интуитивно-логический интроверт и что-то ещё необъяснимое, понимание на особом уровне. Почему-то я всегда знала – с Робертом можно хорошо общаться, но замуж за него выходить нельзя. Он, кстати, никогда не звал. Женился одним из первых в группе на коллеге курсом старше по залёту.
Роберт умер с июне 2011 года. Он был одним из самых способных студентов нашего потока. Наша на две трети мужская группа была очень неоднородна. Девчонки были из области, а парни почти все из сильных городских школ. Парни делились на две группы, которые друг друга терпеть не могли. Отличники конспектировали все лекции, и занимались общественной работой. Неформалы любили компании, и часто вместо лекции зависали в пивбаре Нептун, или корпусе N. Одногруппницы больше общались с отличниками, а мы с Иркой поддерживали отношения со всеми. Роберт был лидером неформалов, но в середине учёбы неожиданно стал комсоргом, а после института попал в райком комсомола. Потом он играл на бирже, что-то автоматизировал, продавал завод, чем-то руководил.
- Роберт, пойдём вместе зубы лечить!
- Вместе, Ленка, можно только водку пить, а не к стоматологу ходить.
В какой-то момент я заметила, что Роберт жалеет себя и плывёт по течению. Он боялся лечить зубы. Он не хотел выходить из зоны комфорта. Любил компании и спиртное. Пьют многие, спиваются не все. От Роберта ушла жена с двумя детьми. Друзья женились и предпочли семьи обществу Роберта. Многообещающий студент превратился в опустившегося эстета. Начался путь вниз по социальной лестнице. Он несколько лет ходил в одной одежде – мне так удобней. Потерял много зубов, но это не бросалось в глаза и не отразилось на речи. Продавал сейфы, занимался нижним бельём и букмекерством.
- Я, Ленка, свободу люблю. Хочу работать в удобном мне ритме. Не хочу никому подчиняться.
Он получил свою свободу. От друзей, от семьи, от любимой женщины, от работы. От жизни. Это был его выбор.

Королёв 17-22 февраля 2015


Рецензии