В гости к Пушкину

                1.
  Было это лет 20 назад. Точно март 1986 года.
  Работал я тогда в Минводхозе и занимались мы, типа, мелиорацией. Дело это хорошее, нужное и мы старались, как могли.
  По просторам большой страны были разбросаны регионы в них находились подразделения, а руководящий орган был в Москве.

   И каждый год этот руководящий орган, уставший от сидения в офисе, устраивал
народу семинары. Предлог чаще всего был: охрана труда и техника безопасности.
  Выбирался провинциальный город - желательно с достопримечательными местами и вызывался народ с регионов. Их штудировали, накачивали и принимали экзамены.

  За долгий период работы я побывал уже в Грозном, Ставрополье, Горьком, Туле, Воронеже и Тамбове. Мы посетили и Ясную Поляну и музей квартиру Алексея Максимовича и замок царицы Тамары.

              2. Наше, буквально,  все.
   И вот настал черед Александра Сергеевича - нас позвали в Пушкиногорье. Село Михайловское в Псковской области.
   Родовое гнездо великого русского поэта.
               
   Поехали мы с главным инженером Вячеславом вдвоем и добирались, сначала, самолетом до Ленинграда, а потом поездом до старинного города Пскова.
   В Псков мы приехали вечером часов в пять. Это было воскресенье, а семинар начинался уже завтра в понедельник - в восемь утра.
   Но мы вышли с вокзала на широкую залитую заходящим солнцем привокзальную площадь с твердой уверенность, что сейчас нас будут встречать и доставят до места на шикарном автобусе культурно и без проблем.
  Но на площади никого не было, кроме еще таких же прибывших с опозданием семинаристов, которые стояли рядом и озирались.

   Нас собралось человек шесть и мы заметили рядом автовокзал.
   Дойдем до вокзала, и доедем сами, чего там - решили мужики.
   Вокзал однако, был небольшой и не очень солидный. Сунув голову в зарешеченное окошко мы узнали. что последний наш дилижанс уже ушел и завтра до обеда ничего не будет и что можно, конечно,  поехать транзитом, а там надо слезть на трассе и добраться как-нибудь до места.
 "Скажите, а с трассы далеко до Михайловского?"
  "Нет, не далеко... километров двадцать, ну может тридцать, самое большее..."

                3. А что делать ?
   Наш народ загрустил. Время  уже пять, пока доедем стемнеет...
   Мужики собрались кучей и закурили. Вид у них был растерянный.
   Ладно, думаю, придется брать ситуацию в свои руки. Собрал у них по карманам "двушки", сказал, чтобы не расходились а то потеряются... напротив через дорогу висел телефон автомат.
  Номер "справочной" был как у нас "09"
  Девушке в трубке я объяснил всю нашу тревожную ситуацию и попросил телефоны,  "что-будь типа водного хозяйства".
   По первому телефону ответил солидный мужской голос. Это был их главный руководитель, который в выходной день сидел не дома, а  на работе. Молодец.
   Я его сначала гневно поругал, за такой "теплый" прием, от этого он куда-то сбегал и выяснил, что автобус за нами будет (Ура!) но в восемь вечера и в аэропорту.
   Ну хоть что-то. Аэропорт то мы уж сами найдем.
               
   Мы походили по городу и к семи вечера все уже были в стеклянном здании аэропорта.
   Мужики слонялись. Я периодически выбегал смотреть: нет ли на стоянке нашего экспресса.  Я его себе представлял большим, комфортабельным и с красивой надписью за стеклом " Для участников семинара"
   Прошло уже почти час  после установленного времени, стало темно, а стоянка была практически пуста.  Мы стали опять волноваться.

   И тут на краю, под деревьями я заприметил какой-той синий "пазик"  старый и неприглядный. Я подошел к нему, осмотрел - никого нет-  и вернулся на вокзал.
   Прошло еще минут десть  вышел и никого, кроме того же синего "пазика"
   Я, еще раз к нему подошел, и даже постучал по корпусу.
   В окошке вдруг поднялась сонная голова водителя. "Чего надо?!"
   - Скажите, пожалуйста, будьте так любезны, этот автобус для семинара по мелиорации?"
   "Ну да" - буркнул водитель и уронил голову обратно на руль.
   Я побежал за мужиками.
   Мы сели и были рады, что поедем. Водитель сонно осмотрел салон, дернул внизу какой-то рычаг, машина чихнула, дернулась и поехала.
  Ехали мы долго, в темноте и даже сильно замерзли ноги - это был март месяц. Хорошо, что не пошли пешком.
   Привезли нас куда-то уже в час ночи и разместили в гостинице.

                4. Семинар.
   Наутро мы, и еще человек двести, сидели амфитеатром в большом, красивом  и стеклянном зале местного дворца культуры.
  Со мной был Вячеслав Игнатьевич - наш новый главный инженер, веселый и неунывающий мужчина. который мне всю ночь рассказывал всякие веселые истории из своей жизни.
  В этот день, а было это 11 марта, у него был день рождения и ему стукнуло 40 лет. Тожественный, побритый и подтянутый он сидел рядом со мной и слушал, что говорят с трибуны.
  А в президиуме выступал уже немолодой, строгий мужчина с таким грудным, трубным голосом, почти как у Левитана.
  Он накачивал аудиторию на счет дисциплины и организации производства. Говорил, что травматизм растет - есть и случаи со смертельным исходом и что будут уже, принимать кадровые решения.

  А я, еще до его выступления, послал в президиум, тайно от своего главного инженера записку: так мол и так, сегодня у человека юбилей -40 лет, прошу поздравить.

  А этот "Левитан" оказался человек с юмором и после того, как он сказал
"будем принимать кадровые решения", назвал фамилию моего соседа и громовым голосом поднял его с места.
  А надо сказать, что у нас как раз произошло два смертельных случая... и вот  наш главный инженер, на ватных ногах, уже прощаясь со своей работой, весь обреченный  от плохого предчувствия, поднимается на экзекуцию...
  Его тем же манером, как читают приговор, представляют залу и ...поздравляют с юбилеем.
   Под аплодисменты  он  садится и поворачивает ко мне свое пунцовое, как помидора, лицо: "Твоя работа?"
   Ага - киваю я.

                5.  Экзамен.
   Мы слушаем лекции и ходим по музейным местам.
   Домик Пушкина, который сгорел, но был восстановлен.
   Аллея, где он встретил Анну Керн.
   Островок уединения посреди пруда.
   Монастырь с захоронением поэта, который взорвали немцы и внутри - упавший от взрыва колокол с необыкновенным  малиновым звоном.
   Потому что, когда этот колокол отливали , то приехала строгая комиссия - проверять процесс литья и весь народ чтобы не ехать в Сибирь, поснимал с себя все серебро, которое они понаделали из того, что предназначалось для отливки... с испугу поклали все свое что было в котел,  от чего  колокол приобрел серебренное звучание, но увы теперь он молчал, лежа на монастырском полу.

   Мне осталось только  сдать экзамен. На третий день семинара мы снова пришли в залу. Сзади сидели два приятных молодых человека.
  Откуда?- спросили мы.
  С Ингушетии.  В зале было народу со всей России.
  Ну как у вас с мелиорацией?
  "Да какая там мелиорация...земля такая, что палку в воткнешь и она растет"

  Вызвали первых пять человек сдавать экзамены. Они взяли билеты и сели за столы - шпаргалить.
  Комиссия сидит скучает. Ну кто смелый, -говорит "Левитан",-  идите без подготовки, будут скидки.
  Мой главный инженер тычет меня локтем "Иди! Ты же знаешь! Смотри сколько народу - до вечера будешь париться!" 
  Париться до вечера я не хотел и пошел на комиссию тараном.
  Сорвал свои пять баллов и под аплодисменты вышел из зала.
            
  Первым делом я решил посетить книжный магазин, но он меня не ждал и был все это время закрыт.
  Но этот старинный - из того века монастырь,сохраненные  в первозданном виде места, погосты, аллеи все возвращало ...вот она "моя деревня"...
  Я стал ходить по полям, где возможно ходил и он, вдыхал ... пытался проникнуться духом и воздухом  поэзии в надежде, что вот сейчас оно снизойдет... но ничего не снисходило.
  Если бы дело было в посещении мест, то здесь бы жили одни великие русские поэты - так подумал я и прекратил поиски в себе дарований.
  Ни тени, ни звука. Эх Пушкин, Пушкин, брат. Что же не выйдешь из-за дерева в своем темном плаще. Поговорили бы о судьбах словесности. Говорят, что умный был мужчина, если верить Николаю Первому.

                6. Незнакомец.
   У пруда стоял человек и кормил лебедей. Я обычно не назойлив, но он сам подозвал меня.
  - Ничего нет лучше, чем вот так стоять на берегу и кормить этих птиц, сказал он задумчиво, видимо желая поговорить на философскую тему.
  "Наверное" - подумал я и ничего не сказал.
  Скажите, - спросил он,- а что это там за такое красивое здание, в которое люди заходят и выходят...там что церковь?
  - Что-то похожее. Для кого-то вроде церкви. А вообще это магазин.
  - Магазин?  А где церковь, храм?
  - Вон там - я ему показал, - хотите сходить?
  - Нет, нет ,- торопливо сказал он и перевел разговор на другую тему.
  - А вы чем занимаетесь?  Я махнул рукой.
  - Я видел там у вас памятник стоит...это кому?
  - Пушкину.
  - А что известный был человек?
  - Стихи писал.
  - Просто писал стихи и поставили памятник? А зачем памятник, если человек писал стихи? Разве эта каменная скульптура умеет писать стихи или их читать?
Вы вот читаете стихи?
  (Вот пристал! Я стал вспоминать, когда я в последний раз читал стихи...и вспомнил.)
  - недавно,-сказал я.
  - зачем вы говорите неправду, это же плохо. А вы этого Пушкина читали?

   Пушкина я читал и даже со сцены. Но давно. Когда-то давно мы были в стройотряде, к нам подошла бойкая заводила и сказала, что нужно устроить концерт и кто что может...
    Наши ребята конечно могли кое-чего, но показывать такое со сцены было нельзя.
    А я уже читал со сцены Твардовского "Ленин и печник" и сказал, чтобы выручить ребят: "Я могу читать стихи"
    "Хорошо", сказала массовик-затейник,- запишем вас, а кого стихи?"
   Пушкина.  И прочитал им в первый концерт первую главу из Евгения Онегина.
   А через два- три дня опять они концерт затеяли, а меня позвали...
 "янтарь на трубках Царерграда, фарфор и бронза на столе.."
  Потом ко мне подошли ребята и с уважением спросили "Ты что всего Евгения Онегина наизусть знаешь"  "Нет" - поскромничал  я - всего не знаю.
  Это я сам с собой разговаривал, а мой собеседник стоял вдалеке и снова кормил лебедей, которые отплыли.
  - Теперь у нас таких поэтов нет, сказал я чтобы продолжить разговор.
   - А почему?
   - Не присылает небесная канцелярия.
   - А зачем ей их вам присылать? Что вы с ними сделаете...назовите мне хоть одного поэта, которые не пожалел бы о своей участи...
    Я стал думать какие у нас еще есть поэты и какая у них была участь.
    Собеседник продолжал:
-  разве вы их цените? Вы над ними  смеетесь, а потом памятники ставите, а зачем им теперь памятники?
   Я пожал плечами. Я тоже не любил памятники, но считал, что они все-таки иногда нужны, как, например, здесь. Никому же не мешают и красиво.
   Красиво - передразнил, меня мужчина, - хотя я это слово вслух не произносил, а подумал.
   Вот посмотри: дерево это красиво, пруд это красиво, лебеди, женщина это красиво...все вокруг красиво...вы это цените?
  Я понял его мысль -  на фоне магазина, куда заходят и выходят люди...
  - "Мы ленивы и не любопытны" *
  - если бы только, сказал он и пошел куда-то, давая понять, что разговор окончен.
   Потом это семинар окончился. Я уехал, а может там и остался. Тихое место.

* Мы ленивы и не любопытны - фраза Пушкина


Рецензии
Интересное повествование у вас получилось, только о Пушкине - мало. С уважением

Татьяна Подплутова 2   28.02.2015 11:43     Заявить о нарушении
Интересное замечание. Я не думал в этом направлении. Надо будет подумать. Может быть в отдельном сочинении. Спасибо, Татьяна.

Николай Кладов   28.02.2015 11:53   Заявить о нарушении
По просьбе Татьяны, дописана последняя глава. Про Пушкина.

Николай Кладов   18.09.2015 09:56   Заявить о нарушении
Где можно прочитать?

Татьяна Подплутова 2   18.09.2015 19:42   Заявить о нарушении
Часть номер 6 " В гости к Пушкину" как смог...

Николай Кладов   18.09.2015 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.