Жизнь продолжается

Должен вам честно признаться, я детскую телепередачу «Спокойной ночи малыши» не смотрю. Не потому, что она неинтересна, отнюдь, а потому, что некогда, да и возраст к тому же. А тут пришлось мне как-то сидеть с двухлетней внучкой, которая в отличие от меня «Спокойной ночи малыши» любит и смотрит с удовольствием. Я включил ей эту замечательную телепередачу, а сам стал заниматься своими делами. После узнаваемых и ставших родными ни одному поколению россиян музыкальных позывных этой передачи, начался мультфильм о Лунтике. Мультяшными персонажами были пчёлки дедушка Шер и бабушка Капа. Услышав такие имена, я отложил свои дела и с любопытством стал вглядываться в телеэкран. «Надо же какое совпадение – Шер и Капа, нарочно не придумаешь», - подумал я, вспомнив замечательных людей, живших в нашем городе Щёкино - Бориса Константиновича Шера и его жену Капиталину Ивановну. Бориса Константиновича, к сожалению, с нами нет уже десять лет, а вот Капиталина Ивановна, слава Богу, здравствует.
Борис Константинович Шер знаком многим щёкинцам, особенно людям старшего поколения, как художественный руководитель Дома культуры «Химик» в посёлке Первомайский. Ещё больше Борис Константинович знаменит тем, что в начале шестидесятых годов теперь уже прошлого века создал при ДК вначале народный театр ТЭМП, расшифровывался, как театр эстрадных миниатюр Первомайского, а затем киностудию «Проба», в полном варианте это означает - производственное объединение «Азот». Знаменитый создатель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Юрьевич Грачевский свой первый фильм выпустил в 1974 году, а наш Борис Константинович Шер ещё в сентябре 1966 года по своему собственному написанному сценарию снял детский малометражный юмористический игровой фильм «В первый раз в первый класс». Восьмого сентября того же года фильм был смонтирован, и с этого дня и принято официально считать началом творческого пути киностудии «Проба». Второй фильм назывался «Дети подземелья». Этот фильм был признан победителем на пятом Всероссийском кинофестивале любительских фильмов, посвящённых памятникам истории и культуры, проходившем в городе Перми в июле 1972 года. А уже спустя пять лет третий игровой фильм Бориса Константиновича под названием «Опять двойка», на конкурсе любительских фильмов, проходившем в Венгрии, получил два приза первой степени и один приз второй степени. Фильм имел грандиозный успех в международном масштабе. Кстати сказать, на конкурс в Венгрию был приглашён лично Борис Константинович, но в Министерстве культуры СССР  решили, что в Будапешт должен ехать чиновник от минкульта. Такие были времена.
Все эти фильмы Борис Константинович снимал в школе посёлка Первомайский и в Щёкинской шестой школе, где в то время работала учителем и привносила доброе, разумное и вечное в детские умы и души его жена Капиталина Ивановна. Её  ученики и стали первыми артистами, снявшимися в фильмах у Бориса Константиновича, хотя, если быть более объективным, первым артистом, вернее артисткой, у режиссёра Шера, конечно же, была Капиталина Ивановна. Работая директором Вельского Дома культуры Архангельской области, влюбился он в участницу художественной самодеятельности, энергичную и жизнерадостную комсомолку - его избранница работала вторым секретарём районного комитета комсомола, спортсменку и просто красавицу Капиталину Шарову. Девушка ответила взаимностью, да и кто бы сомневался?! Ведь перед ней во всей своей красе предстал не только директор Дома культуры и руководитель художественной самодеятельности, но и видный военный, молодой отставной офицер - лейтенант, да к тому же ещё и прекрасный фотограф. Только сейчас он в руках держал не фотоаппарат, а большой букет цветов. В общем, сыграли свадьбу и зажили счастливой семейной жизнью. Вскоре у молодых родилась дочь – Елена, а после её рождения уехали они из Архангельской области в Тульские края. Вначале жили в городе Советске, а затем в шестидесятых годах переехали в город Щёкино, где в основном и проявились огромные творческие способности Бориса Константиновича.
Борис Константинович Шер родился 31 декабря 1926 года в городе Харькове в семье типографского служащего. Его отец Константин Григорьевич в силу специфики своей работы часто уезжал в длительные командировки, забирая с собой и семью. По нескольку месяцев жили в различных регионах страны. Приходилось снимать квартиру в Сибири, временно занимать казённую жилплощадь на Урале,  обустраивать свой быт в Средней Азии. Бывало такое, только обживутся они на новом месте, только подружатся с соседями, только создаст домашний уют мама Бориса Константиновича  Мария Александровна, как приходит приказ убыть к новому месту назначения. Нередко школьник Борис Шер учебный год начинал в одном городе, а заканчивал его в другом. Начавшаяся война застала семью Шер в Казани, но вскоре они переехали в Архангельскую область, где прожили долгое время. Заканчивать школу Борису Константиновичу пришлось в городе Вельске Архангельской области. Выпускники военных лет ничем не отличались от выпускников другого времени. Так же мечтали о взрослой жизни, о большой и светлой любви, о красивых и модных нарядах. Мальчишкам повезло меньше. Вместо красивых костюмов им пришлось надеть солдатские гимнастёрки и встать в строй. Бориса Константиновича направили служить на Дальний Восток, где в то время у границ Советского Союза было сосредоточено огромное количество японских милитаристских войск. Там же на Дальнем Востоке и встретил он победу. После войны Борис Константинович вернулся в Архангельск, где вскоре повстречал свою судьбу.
Капиталина Ивановна Шарова родилась в деревне Заболотье Холмогорского района Архангельской области в семье крестьян пекарей. Её родители отец Иван Михайлович и мама Мария Михайловна смогли дать дочери прекрасное воспитание и образование, которые помогли ей в дальнейшей самостоятельной жизни в городе Вельске, где у Капиталины Ивановны появилось много друзей и знакомых, пришло признание и уважение коллег по работе. А потому, услышав предложение мужа уехать в молодой и развивающийся город Щёкино, восприняла с осторожностью. Не потому, что испугалась трудностей или неизвестности, нет, просто женщины намного мудрее и прагматичнее мужчин. Они, в отличие от мужчин, больше склонны к созданию и уютному обустройству своих жилищ, своих «гнёздышек», и меньше к различным жизненным изменениям, переездам или поисков романтизма. По крайней мере, мне так кажется. Но Капиталина Ивановна знала, что с Борисом Константиновичем можно ехать хоть на край света. Знала, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не подведёт, не бросит в трудную минуту, не предаст, а потому – согласилась.
Город Щёкино к тому моменту рос и процветал. Работал во всю мощь, выдавая продукцию и перевыполняя план, химический гигант, о котором в те времена много писали газеты, говорили на радио, показывали по телевидению, снимали фильмы. Вскоре о заводе появились и фильмы, созданные Борисом Константиновичем на киностудии «Проба». Фильмы рассказывали о буднях химкомбината, о работающих на нём людях, об их нелёгком труде и быте. Но не только о заводе снимал Борис Константинович Шер. Все его фильмы в полном объёме отражали жизнь огромного по своей территории района. Стеклянный глаз его кинокамеры заглядывал в самые сокровенные места, выхватывал из жизни самое главное, самое интересное, самое нужное.  В кого только не приходилось перевоплощаться художественному руководителю Первомайского Дома культуры. Снимая фильм о людях села, он на время становился колхозником, влезал на самую верхотуру, показывая на экране работу монтажников, или спускался в шахту с шахтёрами, да не просто в шахту, а в забой, в самую, что ни на есть, шахтёрскую преисподнюю. Всего Борисом Константиновичем и его командой на киностудии «Проба» было изготовлено свыше ста полнометражных фильмов со звуком и титрами. Продолжительность фильмов по времени разная, от трёх до сорока пяти минут.
Мне тоже посчастливилось сняться у Бориса Константиновича в кино. Я помню, как он снимал наш класс в одиннадцатой школе, где я учился вместе с его дочерью Леночкой Шер. Борис Константинович ходил между рядами парт и внимательно вглядывался кинокамерой в наши лица. Затем в кинокамере заканчивался завод, и он заводил её, точно так, как наши родители дома заводили старые металлические будильники советской эпохи. И вновь кинокамера оживала, и вновь начинала стрекотать, и вновь он снимал нас, словно хотел запечатлеть, оставить для истории такими, какими мы были, - счастливыми и радостными, с изумлением, восторгом, смущением и детской наивностью взирающими на кинокамеру. А мы запомнили  его. Запомнили таким, каким его видели – интеллигентным и культурным в общении, аккуратным и неспешным в движениях, со строгим видом, но с добрыми глазами человеком. Запомнили его тем, что он подарил нам незабываемые минуты таинственной жизни кино, подарил волшебный мир искусства, он подарил нам сказку, а ведь только в сказках дети и бывают-то по-настоящему счастливы…
Осенью 2002 года, Бориса Константиновича не стало. Гроб с его телом для прощания был выставлен в вестибюле Первомайского Дома культуры, к которому потоком шли люди. Площадь перед Домом культуры была заполнена до отказа. Сновали люди,  стояли автобусы, подъезжали какие-то машины. Казалось, с мэтром Щёкинского любительского кино пришёл проститься весь город. Я тоже приходил прощаться с Борисом Константиновичем, приходил поклониться его таланту, приходил проводить его в последний путь. Я издали видел находившихся у гроба его родных и близких, видел Капиталину Ивановну, видел свою одноклассницу Елену Шер, которая  замужем и живёт в другом городе и, конечно же, уже не Шер.  Я не подошёл к ним и не выразил своего чувства соболезнования, знал, что не до меня им было в тот момент. Уж слишком большая была горечь утраты. Утраты для всех. Помню, как одна из женщин, видимо коллега Бориса Константиновича, стоя у гроба, не верила в реальность происходившего. «Мне кажется, он сейчас встанет и скажет: ну что, здорово я вас разыграл?» - говорила она в своём прощальном слове. Но, увы, это была реальность. Мэтр Щёкинского кино, руководитель любительской киностудии «Проба» от нас ушёл навсегда.
Несколькими месяцами ранее я тогда ещё внештатный корреспондент газеты «Щёкинский вестник» подготавливал с Борисом Константиновичем для газеты  интервью. Помню, он высказал опасение, что после него киностудия «Проба» перестанет существовать, что её закроют, а фильмы в лучшем случае положат на какую-нибудь дальнюю полку. К сожалению, его слова были пророческими. Сегодня в городе киностудии нет, хотя Борис Константинович подготовил целую группу талантливых молодых людей, которые готовы были продолжать его дело, но, то ли отсутствие финансирования, то ли сегодняшняя невостребованность кино, то ли какие-то другие причины повлияли на уничтожение этого важнейшего из искусств. Очень жаль. Борис Константинович Шер оставил нам всем жителям города огромный багаж культурного наследия, а мы его утратили. Горестно это всё.
Но хорошее и доброе никогда не проходит бесследно, не исчезает в небытие, оно всегда возвращается, особенно к тем, кто это хорошее и доброе любит и ждёт, например, к детям. Кинорежиссёр Борис Константинович Шер очень любил детей, ведь неслучайно его первые фильмы были о детях. Учительница Капиталина Ивановна тоже не один десяток лет отдавала детям свою любовь. И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, не утратила связи со школой, связи с детьми. И хочется верить, что имена: дедушка Шер и бабушка Капа, не случайно явились именно в мультфильме, явились именно детям. Это закономерно. Потому, что дети всегда добрее и честнее нас, взрослых.
И в заключение. В июне 2010 год в северном норвежском городе Тромсо международной киногруппой снимался любительский короткометражный игровой фильм под названием «Carpe Diem», что  в переводе на русский означает «Лови момент». Автором сценария и режиссёром этого фильма была наша соотечественница Светлана Аверьянова, внучка Бориса Константиновича Шера. Жизнь продолжается.


Рецензии
Фильмы Шера, к сожалению, в смутно-перестроечные времена пропали. Когда расформировывали студию, кто-то их куда-то складировал, а кто и куда - неясно, концов не найдёшь. Жаль, очень,жаль. В интернете остался один фильм "Олимпиада в Щёкино", а больше я не нашёл.

Геннадий Маркин   18.10.2015 23:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.