Военная сказка. 2. Выбор жизненного пути

Начало:http://www.proza.ru/2015/02/23/1019



       Да, выбор жизненного пути – вещь, несомненно, ответственная и важная. Счастливы те, кто, как говорят, «с младых ногтей» выбрал для себя свой жизненный путь и со школьной скамьи прилагал усилия для его достижения, налегая на нужные для будущей учебы предметы, изучая дополнительный материал, посещая различные курсы, участвуя в олимпиадах, привлекая репетиторов и т.д.

       Но что-то в среде своих одноклассников я таковых не наблюдал. Наш класс, конечно, не эталон для подражания, но все же… Да, и у нас были два медалиста – «золотой» и «серебряный», были девочки и мальчики, которые интересовались  отдельными школьными предметами, но вундеркиндов либо особо одаренных и зацикленных на будущей профессии среди них я не встречал.

       Скажу больше – некоторые знакомые одноклассники после 8 класса, посчитав свои способности достаточными для дальнейшего углубленного изучения физико-математических наук, ушли из нашей обычной школы в престижную, физико-математическую. Однако, окончив её, позже не только не проявили себя выдающимися физиками или математиками, но даже отказались от дальнейших усилий заниматься точными науками в высших учебных заведениях – настолько им надоела либо утомила их эта физика с математикой в школе. Во всяком случае, мой друг, окончивший эту пресловутую физико-математическую школу, позже поступил со мной не куда-нибудь там, в  привилегированные МИФИ или МФТИ, а всего лишь в экономический ВУЗ.


       А что же Армия, спросите Вы? Казалось бы – выросшему в военной семье, с младенчества вращающемуся в военной среде и знающему её изнутри – мне сам Бог велел связать свою дальнейшую судьбу с Армией. Но, не всё так просто и однозначно в этой жизни… Перед самым окончанием школы ко мне обратился наш будущий «золотой» медалист Саша В. и предложил составить ему компанию для поступления в Севастопольское высшее военно-морское училище им. Нахимова.

       Это предложение он сделал кроме меня еще одному однокласснику. Я, естественно, загорелся этой идеей: «чёрный китель, золотые погоны…, девочки, млеющие от одного вида лихого морского волка и т.д.». Но мой отец, отдавший службе в Армии к тому времени уже четверть века, и продолжавший служить, по-военному быстро остудил мой пыл. Вообще, он был в те годы невысокого мнения о моих способностях и характере, и не видел меня в роли военного вообще, а уж морского офицера – тем более. Об этом он прямо и категорично заявил мне. И после разговора с ним я отказался от этой затеи.

       В дальнейшем, однако, судьба распорядилась моими одноклассниками очень неоднозначно. Наш третий товарищ, Володя П., белокурый красавец-мужчина, по которому тайно сохло не одно девичье сердечко из нашего класса, обладавший к тому же отменным здоровьем и имевший явные успехи в спортивном самбо, не прошел, однако, медицинскую комиссию по зрению. Забрав документы, он кинулся поступать в Одесский гражданский кораблестроительный институт, который благополучно и окончил, и до настоящего времени очень плодотворно трудится на строительстве и реконструкции многих отечественных морских портов  – от Ванинского и Владивостокского, до Мурманского, Сочинского и Санкт-Петербургского.

       Ну, а у нашего «золотого» медалиста военно-морская служба не задалась вообще. Выпустившись в 1971 году из училища лейтенантом, он попал на Балтийский флот, но, дослужившись за семь лет только до старшего лейтенанта, в 1978 году был уволен в запас и остался на гражданке в Таллинне, где его следы потерялись. Много позже, уже после развала Союза, я попытался разыскать его следы, но неудачно. Писал даже в Главное управление кадров МО РФ, в Таллиннскую полицию, опрашивал своих бывших одноклассников, свою классную, жившую в Кишиневе, провел длительные поиски в Интернете, но получал весьма противоречивые и неясные ответы. Тем не менее, из всего собранного постепенно сложилась весьма нерадостная картина его службы и жизни. Его военно-морская служба не сложилась, он был списан на берег. Далее свои неудачи он постепенно стал топить в спиртном. Это наверно и послужило поводом для окончательного списания его с Флота в 30-летнем возрасте. И, по некоторым данным, в реальность которых никак не хочется верить до сих пор, он ушел из жизни в 2003 году, в возрасте 55 лет.


       Сейчас, с позиции прожитых лет, давно сняв офицерские погоны, но продолжая последние годы перед уходом на пенсию заниматься военными вопросами, как говорят, изнутри, работая с личными делами подлежащих увольнению кадровых военнослужащих, - я убедился в том, что военная служба, как и любая другая область приложения человеческих сил, это – большая лотерея, зависящая от многих моментов. И совсем не обязательным фактором для её успеха является наличие приоритета привычности военной обстановки, в которой вырос, либо преемственность, если хотите, династийность нескольких поколений военных среди мужчин в отдельно взятой семье. Хотя и это очень часто присутствует.

       Достаточно сказать, что у нас троих, возмечтавших «на заре туманной юности» надеть морской китель, отцы были офицерами, прошедшими каждый свой нелегкий военный путь, в том числе Великую Отечественную войну. А у меня в семье я вообще стал военным в третьем поколении, то есть можно было бы  смело говорить о военной династии. Хотя судьбы моего деда, отца, да и моя собственная судьба никак не подразумевали связи с армией. Связали нас с ней скорее жизненные обстоятельства, в которых оказались мы все трое, в разное время.

       Мой дед, Прохор Николаевич Голышев, волею судеб прошёл три войны – Первую мировую, Гражданскую (в рядах красных) и сложил голову в Берлине 5 мая 1945 года, в звании капитана и в должности начальника финансовой службы полка, а его прах покоится в братской могиле в 23 км под Берлином. Хотя по своему образованию и приложению сил он менее всего был связан с армией – с детства он выучился профессии продавца, а в годы Первой мировой в армии познал профессию фельдшера, в качестве которого и служил в погранвойсках с 1918 по 1922 годы, на границе с Китаем, а закончил свой жизненный путь 49-летним военным финансистом, начальником финансовой службы 492 отдельного истребительного противотанкового артиллерийского полка резерва Верховного Главнокомандования, пройдя с ним с боями от Сталинграда до Берлина.

       Мой отец, которому 1 января 2015 года исполнилось 92 года, после школы, за год до войны, поступил в Горный институт, на маркшейдера, но, окончив первый курс, с началом войны перешел в Московский Гидрометеорологический институт, эвакуированный в Среднюю Азию, слушателем на военный факультет, где проучился всю войну и был выпущен лейтенантом в 1946 году. Уже тогда из них в институте готовили специалистов-синоптиков на случай будущего ведения атомной войны (и это – за 4 года до создания и испытания американцами атомной бомбы! Вот ещё когда Сталин озаботился формированием военных специалистов в этой области!).

       Так что после окончания института он большую часть  времени прослужил по своей, отнюдь не военной, но очень востребованной в армии, специальности военного синоптика-гидрометеоролога, а общая выслуга его составила 32 календарных года. Его очень уважали как высокообразованного, в том числе в военных вопросах, офицера. Он был штабистом, как говорят, от Бога, обладавшим к тому же от природы острым пером журналиста (так что его гены отчасти наверно передались и мне). Даже когда я, через год после его увольнения, пришел в штаб 14-й армии оформляться в кадры Вооружённых Сил, узнав, что я его сын, его коллеги по службе отнеслись ко мне тоже  с особым вниманием, что, поверьте, говорит о многом. Ну, а мой жизненный путь изложен ниже.


Продолжение:http://www.proza.ru/2015/02/23/1073


Рецензии
Виталий, я уже как-то в прошлом писал Вам, что в Одессе не было кораблестроительного вуза, а был институт инженеров морского флота, в котором, правда, был кораблестроительный факультет.
Извините за мою прошлую описку "Вадим".
С уважением, АэС

Антон Ромашин   14.04.2024 17:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.