49. Искусство

…это нескончаемая история лучших устремлений человечества.
Ерванд Кочар.

49.1 – 49.13: Назначение искусства. – Не копировать, но выражать. – Близкое сходство убийственно. – Предмет искусства. – Заражать известным настроением. – Лучшая награда певцу. – Вызвать катарсис. – Сделаться полным фанатиком. – Люблю неизлечимо. – Начинается с чуть-чуть. – Должно быть праздничным. – Преувеличенное значение. – В искусстве прогресса нет.


49.1. Назначение искусства…

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. Николай Чернышевский. // Искусства смягчают нравы. Овидий. // И как происходит эволюция знаний, то есть более истинные, нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства. Лев Толстой. // Искусство – борьба за более высокую моральную организацию человека. Роберт Музиль. // Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор Гюго. // Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства. Иван Гончаров. // Только искусство делает из человека человека. Константин Коровин. // Лишь оно способно поддержать тонус нашей жизни, которая с каждым днём падает и духовно мельчает. Фёдор Шехтель. // Даже в минуты высшего счастья и глубочайшего несчастья нам нужен художник. Иоганн Гёте. // Если бы мне было позволено, я бы покрыл стены тюрем живописью. Несчастным, томящимся в этих мрачных местах, я показывал бы мои картины: деревья и луга. Камиль Коро. // Много думаю о нашем деле и прихожу к выводу: никому, кроме искусства, до человека нет дела. Государству нужны солдаты, рабочие, служащие; чтоб был порядок, и всё. А ведь люди должны быть добрыми. Кто же научит их этому, кроме искусства. Василий Шукшин. // Искусство занимается добрым и трудным. Иоганн Гёте. // Искусство – одно из средств различения доброго от злого – одно из средств узнавания хорошего. Лев Толстой. // Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. Александр Твардовский.


49.2. Не копировать, но выражать…

Во время последнего сеанса Анри Матисс много говорил об искусстве. Позвал молодую помощницу: «Принесите слона». Я увидел очень выразительную, негритянскую скульптуру. Мастер вырезал из дерева разъярённого слона. «Вам это нравится? – спросил Матисс. – И ничто не мешает?.. Мне тоже. Но вот приехал европеец, миссионер, и начал учить автора: «Почему бивни подняты вверх? Бивни, как зубы, не двигаются». Автор послушно исправил ошибку…» Матисс снова позвонил: «Лидия, принесите, пожалуйста, другого слона». Лукаво посмеиваясь, он показал мне статуэтку, навроде тех, что продают в универмагах Европы: «Бивни на месте. Но искусство кончилось». Илья Эренбург. // Секрет искусства в том, что оно исправляет природу. Франсуа Вольтер. // Искусство никогда не должно превращаться в действительность. Вильгельм Виндельбанд. // Правда природы есть основание правдоподобия в искусстве. Дени Дидро. // Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт!.. Попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной. Ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придётся обратиться к ваятелю. Не давая точной копии, он передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Оноре Бальзак. // Живопись фривольна, она привлекает нас к образам, оригинал которых оставил бы нас равнодушными. Блез Паскаль. // Надо ли в картинах следовать природе или нет? Например, ты хочешь изобразить окно, открытое летним утром в сад. Если, честно следуя природе, ты изобразишь всё так, как видишь, – разве это будет всё? А пение птиц, свежесть утра, эта невидимая, но обливающая тебя чистота? Ведь, рисуя, ты воспринимаешь их, они входят в твоё ощущение летнего утра – как же их сохранить и в картине, для зрителя? Очевидно, надо их восполнить! – композицией, цветом, ничего другого в твоём распоряжении нет. Значит, не просто копировать? Конечно, нет! Александр Солженицын. // Искусство – это не то, что ты видишь, а то, что ты заставляешь увидеть других. Эдгар Дега. // Искусство – это только слово, которому уже не соответствует никакая действительность. Мартин Хайдеггер. // Искусство – всегда метафора действительности. Юрий Бондарев.


49.3. Близкое сходство убийственно…

Искусство – это второй мир второго творца. Юрий Нагибин. // Всякий пейзаж (портрет) начинаешь с того, что любуешься натурой и думаешь: ах, как хорошо! как здорово! ах, если бы удалось сделать так, как оно есть! Но углубляешься в работу и вдруг замечаешь: позвольте! позвольте! Да ведь там, в натуре, просто нелепость какая-то, чушь, полное несообразие! – вот в этом месте, и ещё вот в этом! А должно быть вот как! вот как!! И так пишешь! Александр Солженицын. // Простое копирование натуры никогда не создаст ничего великого. Джошуа Рейнолдс. // Искусство не есть дагерротип. Иван Тургенев. // Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства. Ральф Эмерсон. // Простое воспроизведение фактов и людей составляет задачу протоколиста или фотографа. Александр Дюма-сын. // Дагерротипия свидетельствует против ложного взгляда, будто искусство подражает природе. Природа здесь сама доставила доказательство того, как мало она понимает в искусстве, каким жалким получается всё у неё, когда она начинает заниматься искусством. Генрих Гейне. // Требовать от искусства, чтобы оно было отражением только действительности, – очень мало. Тогда хватит и фотографов. Максим Танк. // Не старайся слишком подражать природе. Искусство – это абстракция, извлекай её из природы, фантазируя на её основе. Поль Гоген. // Раскованность в обращении с историческим материалом, поэтическое своеволие Пушкина – пример того, как следует писать о прошлом. Надо быть верным духу, а не букве – художественное изображение истории вовсе не требует буквализма. Пушкин резко отделял собственно историческое сочинение от поэтического. Юрий Нагибин. // Важнейшее правило искусства гласит, что оно не может подражать ничему иному, кроме правдоподобного. Лопе де Вега. // Писатель, как всякий человек искусства, даёт иное, чем в реальности, изображение. Но именно в этом, всегда поразительном, искажении и нуждается реальность, чтобы быть понятой. Ана Бландиана. // Увидя пейзаж, большой художник остерегается рабски копировать его; он передаёт скорее его дух, чем букву. Оноре Бальзак. // Искусство не является истиной. Искусство – ложь, заставляющая нас осознать истину. Пабло Пикассо.


49.4. Предмет искусства…

Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме. Георг Гегель. // Если наука есть память ума, то искусство есть память чувств. Владимир Солоухин. // Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их. Искусство должно быть средством передачи чувств, техника же – только орудие, а не сущность искусства. Художник не может делать ничего другого, как только передавать в искусстве свои чувства. Лев Толстой. // Главное, что должен уметь писатель, – претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Альбер Камю. // Через произведение искусства художник передаёт свою страсть. Огюст Ренуар. // Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Сначала подметить что-то интересное в жизни, а потом в нужный момент искусственно вызвать в себе раз испытанное чувство и посредством движений, линий, красок, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же самое. Лев Толстой. // Автор описывает движения сердца не столько для того, чтобы их описать, как для того, чтобы их внушить. Он сеятель чувств, как философ сеятель мыслей. Эмиль Фагэ. // Понять – значит почувствовать. Константин Станиславский. // Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство. Словом один человек передаёт другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства. На способности заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства. Чувства, самые разнообразные, если только они заражают читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства. Искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным, и наоборот. Лев Толстой. // Прекрасные произведения никогда не стареют, если их источником является неподдельное чувство. Эжен Делакруа. // Искусство, не основанное на чувстве, – вообще не искусство. Поль Сезанн.


49.5. Заражать известным настроением…

Стихи должны обладать инфекционным свойством – заражать читателей. Михаил Светлов. // Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство. Обыкновенно, получая истинно художественное впечатление, получающему кажется, что он это знал и прежде, но только не умел высказать. Признак, выделяющий настоящее искусство от поддельного, есть один несомненный – заразительность искусства. Степень заразительности есть и единственное мерило достоинства искусства. Чем сильнее заражение, тем лучше искусство, как искусство, не говоря о его содержании, то есть независимо от достоинства тех чувств, которые оно передает. Лев Толстой. // Искусство не может быть ни моральным, ни аморальным. Джеймс Джойс. // Один из основных признаков искусства – это свойство заражать читателя или зрителя известным настроением. Вячеслав Шишков. // Своеобразие этой песенки ещё и в том, что, когда её читаешь вслух, она повергает тебя в отрадно-мечтательное настроение. Иоганн Эккерман. // Она из такого настроения возникла, вот почему это происходит. Произведение сообщает нам то настроение, какое владело художником в минуты творчества. Иоганн Гёте. // Искусство делается заразительно от особенности того чувства, которое передаётся, ясности передачи этого чувства и вследствие искренности художника. То есть большей или меньшей силы, с которой художник сам испытывает чувство, которое передаёт. Воспринимающий тем более удовлетворён, чем яснее выражено то чувство, которое, как ему кажется, он уже давно знает, испытывает и которому теперь только нашёл выражение. Лев Толстой. // Сила искусства есть обыкновенно сила воспоминания. Николай Чернышевский. // Стихи Пушкина выражают мои мысли гораздо лучше и точнее, чем я мог бы выразить их сам. Иван Шадр. // Более же всего увеличивается степень заразительности искусства степенью искренности художника. Если художник искренен, то выскажет чувство так, как он воспринял его. Искренность заставит художника найти ясное выражение того чувства, которое он хочет передать. Лев Толстой. // Одна из удивительных особенностей искусства состоит в том, что если художник сам не взволнован, не потрясён по-настоящему теми идеями, образами, картинами жизни, которыми он наполняет своё творение, то никакого чуда не происходит. Читатель, зритель или слушатель, воспринимая это творение, также остаётся холодным, оно не затрагивает его души. Александр Твардовский.


49.6. Лучшая награда певцу…

Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести  свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации. Константин Паустовский. // Хорошая книга точно смычок великого артиста, касается моего сердца, и оно поёт, стонет от гнева и скорби, радуется, если этого хочет писатель. Максим Горький. // Передача настроения – одно из наиболее магических свойств искусства. Александр Фадеев. // Художественное произведение есть то, которое заражает людей, приводит их всех к одному настроению. Лев Толстой. // Вот зарисовка с натуры. Закончился спектакль «Расстрелянная соната» – о судьбах наших людей в тисках фашистской оккупации. Администратор театра, собирая свои вещи, обращается к большой группе школьников с двумя учителями: «А вы почему не уходите?» Отвечают: «Ждём, когда слёзы высохнут». Валерий Поволяев. // Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца. Ханс Андерсен. // Цель искусства – вызвать неизъяснимое волнение. Если художественное произведение не волнует, значит, оно не достигает истинной цели искусства. Гюстав Флобер. // …не поэт тот, чья поэзия не волнует. Михаил Осоргин. // Я вообще целью своего творчества – в кино, в театре, в песне – ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию. Владимир Высоцкий. // Задача искусства – волновать сердца. Клод Гельвеций. // Искусство должно не заставлять думать, а заставлять трепетать. Владимир Набоков. // Искусство призвано бередить, тревожить, наука – успокаивать, внушать чувство уверенности. Жорж Брак. // Люди всегда будут больше любить книги, которые их волнуют, чем книги, которые их образуют. Поскольку скука им тяжелее, чем невежество, они предпочтут удовольствие быть взволнованным удовольствию быть наученным. Аббат Дюбо. // Вчера мои дочери вернулись из театра счастливые. Им удалось немного поплакать. Иоганн Гёте. // Провозгласим «ура» в честь этой мелодрамы, она вчера до слёз растрогала Марго. Альфред Мюссе. // В искусстве есть только одно правило, один закон: показывать и трогать. Жорж Санд. // Талант – в умении говорить слова, необходимые и достаточные для того, чтобы тронуть чью-то душу. Алиса Белоусова. // Цель музыки – трогать сердца. Иоганн Бах.


49.7. Вызвать катарсис…

Толстой удивляет, Достоевский трогает. Василий Розанов. // Очень трудно переводить простое внимание публики в плоскость переживания. Я уж не говорю о катарсисе и нравственном очищении. Марк Захаров. // Человеческому мозгу несложно устроить сотрясение, ему сложно устроить потрясение. Хомуций. // О, если б голос мой умел сердца тревожить. Александр Пушкин. // Греческий драматург Фриних, друг и соперник Эсхила, был изгнан из родной страны за то, что его трагедия, изображавшая гибель Милета, дала такое натуральное изображение народного бедствия, что зрители не могли удержаться от стенаний и слёз. Он был наказан за то, что его искусство было не очищением, а сентиментальной эксплуатацией сострадания зрителей. Прими я участие в голосовании, тоже подал бы свой голос за изгнание Фриниха. Всеволод Мейерхольд. // Искусство имеет смысл и право существовать лишь, когда способно вызвать катарсис, очищение, прекрасное потрясение. Майя Ганина. // Катарсис – по Аристотелю, очищение души «путём сострадания и страха» под воздействием искусства, путём сопереживания чужим страданиям; термин древнегреческой философии и эстетики. // Каждая произнесённая фраза – это совокупность сил, которые затрагивают в читателе его логический инстинкт, его музыкальные способности, приобретения его памяти, пружины его воображения, и через посредство нервов, внешних чувств и привычек потрясают всего человека целиком. Ипполит Тэн. // Потрясение – неотъемлемая часть произведения искусства. Андре Моруа. // Истинный художник узнаётся по тому, что прекрасное так же близко ему, так же, а быть может, ещё более потрясает его, как и реальные явления жизни. Для него – это сама реальность. Жан Гюйо. // Гейне приходил в Лувр, часами просиживал около статуи Венеры Милосской и плакал. Константин Паустовский. // Я долго лежал у её ног и плакал. Генрих Гейне. // Всегда заставляй зрителя страдать как можно сильнее. Альфред Хичкок. // Истинным мерилом мастерства поэта должна служить сила того воздействия, которое его стихи постоянно оказывают на читателя. Стендаль. // Душевно! Задушевно! Грустно! А значит прекрасно! Владимир Руссь. // Подлинное искусство – это всегда чудо. Потому и необъяснимо, неповторимо оно. Не объяснишь, почему оно так очищает душу. Григорий Бакланов.


49.8. Сделаться полным фанатиком…

Искусство – это та святыня, которой нужно поклоняться в этом мире. Анатолий Лядов. // Выше искусства ничего нет на свете. Искусство – это лучшая доля. Сомерсет Моэм. // Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное – неусыпный труженик. Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством. Василий Перов. // Искусство – это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников. Оноре Бальзак. // Служение искусству – тяжёлый труд. И в начале, и в середине, и в конце. Мария Каллас. // Я работаю с раннего утра до сумерек, потом при свечах или масляной лампе. Искусство для меня – это мучение, тяжкое и исступлённо радостное, когда оно удаётся хорошо. Искусство держит меня в своей власти постоянно, не отпуская ни на минуту. Заканчивая вечернюю работу, я опустошён до предела: я всё отдал мрамору и фреске. Вот почему я не могу тратить своих сил на что-либо другое. Мой главный жизненный интерес – это как можно лучше исполнить свою работу. Всё остальное проходит как дым. Микеланджело. // Искусство для него было не род занятий или раздел знаний, а единственный способ жить. Александр Солженицын. // Большинство людей, предаваясь самым глупым, бесполезным и часто безнравственным занятиям, то есть, производя и читая книги, производя и глядя картины, производя и слушая музыкальные и театральные пьесы и концерты, совершенно искренне уверены, что они делают нечто очень умное, полезное и возвышенное. Лев Толстой. // Искусство – суррогат жизни, потому что искусство любят те, кому не удалась жизнь. Василий Ключевский. // Художника, занимающегося бесполезным делом, оправдывает только одно – величайшая любовь к своему искусству. Оскар Уайльд. // Искусство – это лишь ещё один способ прожить жизнь. И это отдельная профессия. Всё остальное только кажется близким искусству. Причём, более всего это касается того, что часто соседствует с ним – почти всей журналистики, критики и трёх четвертей того, что называют литературой. Райнер Рильке. // Почему я занимаюсь искусством? Да потому что меня притягивает всё бес-по-лез-ное, и чем бессмысленнее оно, тем лучше. Можно, конечно, пить, есть, делать детей, то есть осуществлять биологическую программу нормального человека. Искусство – антибиологично. И всякий, кто посвятил себя искусству, не вполне здоров, немножко не в своём уме, он или маньяк, или параноик (как я). Искусство – ужаснейшая болезнь, но жить без неё пока нельзя. Сальвадор Дали. // Ценно лишь то искусство, которое соединяет людей, и лишь тот художник идёт в счёт, который способен чем-то пожертвовать ради своих убеждений. Лев Толстой.


49.9. Люблю неизлечимо…

Я всё так же, как с самой юности, люблю свет, истину, добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем близких и друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо. Где бы я ни был, оно всегда в моей голове, в моих лучших, сокровеннейших желаниях. Всё второстепенно по важности – важно утро от 9 до 12 перед картиной, когда я отдаюсь работе своей. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Илья Репин. // На свете только две вещи оправдывают человеческое существование – любовь и искусство. Сомерсет Моэм. // Хорошо ты делаешь, что любишь искусство, служа ему. Оно только тому и даётся, кто любит его. Искусство требует всего человека. Ты должен вполне, безраздельно отдаваться искусству, чтобы значить в нём что-нибудь. Николай Гоголь. // Да здравствуют музы, да здравствует разум! Александр Пушкин. // Искусство, искусство, искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни. Игорь Грабарь. // Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство. Сергей Есенин. // Сверкните, мысли! рассмейтесь, грёзы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам – призрак! и что – угрозы! Искусство с нами, – и Бог за нас! Игорь Северянин. // Искусство для меня – религия. Кто понимает искусство, кто однажды проник в его глубины и разгадал его предназначение, тот начинает по-настоящему понимать суть вещей. И тот всегда счастлив. Дина Верни. // Искусство наполняет жизнь значением и смыслом, и делает это мощно и красиво, как ничто другое. Генри Джеймс.


49.10. Начинается с чуть-чуть…

Как-то раз в Академии Брюллов подошёл к мольберту одного из учеников, взглянул и поправил ему этюд. Ученик посмотрел на исправленную работу и потрясённый сказал: «Как странно, поправили всего чуть-чуть, а стало совсем другое». – «Всё искусство начинается с чуть-чуть», – ответил умудрённый мастер. Николай Ге. // Из пустяков складывается совершенство, а совершенство – не пустяк. Микеланджело. // ...чуть-чуточные изменения. Лев Толстой. // Разница между неудачей и успехом заключается в том, чтобы делать что-то «почти правильно» и «совершенно правильно». Эдуард Симмонз. // Ничто не может лучше объяснить нам, что же такое искусство, чем неудачные творения тех, кто носит или носил звание мастера. Генрих Бёлль. // Всяк пляшет, да не так, как скоморох, гласит пословица. Всяк поёт, да не так, как поёт тот, у кого талант. После до можно взять фа, но для того, чтобы настроить до и настроить фа на скрипке, надо поворотить колышек чуть-чуть, ещё чуть-чуть, ещё чуточку, чтобы это было совершенно фа и до, которые суть математические точки в пространстве звуков; но и не поворачивая колышка, будут фа и до, только не совсем верные. Фа надо тянуть одну четверть секунды, но можно тянуть и одну четверть секунды без одной сотой или с одной сотой, и никто не скажет, что темп не верен. Талант тем отличается от неталанта, что он сразу берёт одно единственно верное из бесчисленности не совсем верных фа и тянет его ровно одну четверть секунды, ни на одну тысячную не больше и не меньше. Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть, сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства. Обучение школ останавливается там, где начинается чуть-чуть, – следовательно, там, где начинается искусство. Лев Толстой.


49.11. Должно быть праздничным…

Искусство должно облагораживать людей. Максим Горький. // Искусство должно, и раньше художники это понимали, призывать к чистоте, к нравственному совершенствованию. Александр Шилов. // Быть может, я был самый плодовитый автор между моими современниками, но меня успокаивает мысль, что я никогда не пытался поколебать чью бы то ни было веру, не развратить чьи бы то ни было принципы, и ничего не писал такого, что на моём смертном одре желал бы вычеркнуть. Вальтер Скотт. // И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Александр Пушкин. // Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей: я стремился их сделать лучше. Георг Гендель. // Искусство должно быть праздничным, должно поднимать, должно чаровать. Пусть лучше приподнятость, а не обыденщина, искусство должно преображать жизнь. Александр Скрябин. // Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. Андре Моруа. // Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает. Илья Репин. // Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины её в очищенном зеркале искусства. Артур Шопенгауэр. // Те явления прекрасны, которые доставляют нам удовольствие. Джеймс Джойс. // Живопись, как музыка, как стих поэта, всегда должна вызывать в зрителе наслаждение. Художник дарит зрителя только прекрасным. Константин Коровин. // Произведение искусства должно производить на нас впечатление, но не волновать. Сальвадор Дали. // Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия, чистоты, оно не должно беспокоить и смущать. Я хочу, чтобы усталый, надорванный, изнурённый человек перед моей живописью вкусил покой и отдых. Анри Матисс. // …суть искусства – радость. Новелла Матвеева. // Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело. Василий Поленов. // Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области. Альберт Эйнштейн.


49.12. Преувеличенное значение…

Если читатель ищет в подлинной поэзии «морали», если он ждёт от неё «пользы» или какой-либо функциональности, то напрасно. Дерек Уолкотт. // Подлинно прекрасно лишь то, что не может приносить никакой пользы; всё полезное – безобразно. Теофиль Готье. // То, что делает больше всего чести человеческому уму, часто бывает меньше всего полезным. Человек, владеющий четырьмя правилами арифметики и здравым смыслом, становится великим негоциантом, а какой-нибудь несчастный алгебраист проводит всю свою жизнь в поисках отношений между числами и их поразительных свойств, причём пользы от этого нет никакой. Существует предел, за которым исследования производятся только из любопытства. Франсуа Вольтер. // Всякое искусство совершенно бесполезно. Оскар Уайльд. // Конечная цель искусства – наслаждение, а без наслаждения можно обойтись. Готхольд Лессинг. // По моему убеждению, люди, достигшие успеха в любом виде искусства, оказывают сравнительно небольшое влияние на историю человечества и повседневную жизнь, воздействуя в основном лишь на само это искусство, причём даже только на ту область искусства, в которой работают сами, на работы своих последователей. Майкл Х.Харт. // Общество изменяется не литературой, а реформами и пулемётами. Литература в лучшем случае показывает, в кого надо стрелять или что нуждается в изменении. Братья Стругацкие. // Если романам случается оказывать такое большое влияние на нравы и привычки, то происходит это не столько к чести книг, сколько к стыду эпохи. Жозеф Жубер. // Литераторам, их трудам приписывается неподобающее им значение и важность потому, что в руках литераторов – пресса, устанавливающая общественное мнение. Только этим можно объяснять эти странно-серьёзные рассуждения критиков о значении героев поэм, романов. Тем же объясняется и преувеличенное значение, придаваемое искусству. Они все одной клики. Лев Толстой. // Обычное влияние хорошей книги: глупые стали глупей, умные умней, а тысяча прочих ни в чём не изменились. Георг Лихтенберг. // Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека. // Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным. Гораций. // Искусство должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие. Николай Чернышевский.


49.13. В искусстве прогресса нет…

Продвигаясь вперёд, наука непрестанно перечёркивает сама себя. Искусство не совершенствуется; я сказал об этом, кажется, одним из первых. Я знаю это. Никто не превзойдёт Эсхила, никто не превзойдёт Фидия, но можно стремиться к тому, чтобы стать равным им. Виктор Гюго. // Культура развивается взрывами. Юрий Лотман. // Развитие искусства отличается от развития науки, где каждая новая ступень отменяет и превосходит пройденную. Эсхил не превосходит Гомера. Рабле не отменяет Данте. Вершины искусства своеобразны и несравнимы. И было бы нелепо и гибельно, если б один великий художник основывался бы на подражании другому. Виктор Гюго. // В сущности говоря, со времени Пушкина и Лермонтова литературное мастерство не пошло вперёд. Были внесены новые темы, новые чувства и прочее, но самоё литературное искусство не двинулось. Проза Лермонтова и Пушкина остались не превзойдены. Иван Бунин. // В искусстве никакого «прогресса» нет! И быть не может! Был в семнадцатом веке Рембрандт – и сегодня Рембрандт, пойди перепрыгни! А техника семнадцатого века? Она нам сейчас дикарская. Или какие были технические новинки в семидесятых годах девятнадцатого века? Для нас это детская забава. Но в те же годы написана «Анна Каренина». И что ты мне можешь предложить выше? Александр Солженицын. // Нет понятия «современное искусство». Искусство либо есть, либо его нет. Иван Крамской. // Лувр. Фаюмские портреты первого века нашей эры. Смотришь и понимаешь, что искусство движется по кругу. Ярослав Голованов. // И пока горит мерцанье в чарах бытия: «Шёпот. Робкое дыханье, трели соловья», и пока святым искусствам радуется свет, будет дорог нежным чувствам вдохновенный Фет. Константин Фофанов. // В искусстве нет классификации, нет этикетов, нет школы старой или новой, а есть то, что во все времена волнует, восхищает, утешает, облагораживает, живёт, есть то, что красиво и благородно. Александр Дюма-сын. // Среди артистов разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Присутствовавший там Фёдор Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Внезапно дверь распахнулась, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами. Выражение эмоционального шока, что возникает при чрезвычайной ситуации. «Пожар!..» Поднялась паника, крики, но Шаляпин вдруг рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!» Рассказать об искусстве можно только искусством. Павел Таранов. ///


Рецензии
!!! ""Даже в минуты высшего счастья и глубочайшего несчастья
нам нужен художник" Иоганн Гёте.""
""Хорошая книга точно смычок великого артиста, касается
моего сердца, и оно поёт, стонет от гнева и скорби, радуется,
если этого хочет писатель. Максим Горький.""
...""Расстрелянная соната"... В.Поваляев""!!!
Паустовский о Гейне!!!...
Впечатляюще, Анатолий!
Трепетно всё, что Вы, неустанный труженик,
искусно преподнесли жаждущим!
Спасибо!

Ордина   24.02.2015 07:59     Заявить о нарушении
Рад быть полезен ценителям искусства,
всем тем, кто его понимает.
Благодарю за отзыв.
С уважением,

Анатолий Шуклецов   25.02.2015 13:20   Заявить о нарушении