Старики автомобилисты

В Лос-Анджелесе, на Main Street, учащиеся начальной школы направлялись, как обычно, к «кафе на колесах» - фургону, привозящему в перерыв горячие завтраки. И в этот момент старый «Кадиллак», дав задний ход и перепрыгнув через бордюр на тротуар, врезался в толпу детей...

Прибывшие на место происшествия спасатели увидели полный хаос: дети, распростертые на асфальте, разбросанные повсюду школьные рюкзачки и свертки с завтраком. Кроме школьников в числе пострадавших оказались двое взрослых родителей, один - с ребенком на руках. В больницу попали 11 человек, в возрасте от 14 месяцев до 48 лет. К счастью, все остались живы, а состояние четверых оценивается как тяжелое. Виновник происшествия - 100-летний Престон Картер. Водительская история у него чистая - без аварий и штрафов, кровь тоже - без алкоголя и наркотиков. Если не считать самого главного - возраста. Он «просто» нажал не на ту педаль.

«Мне очень жаль, что это произошло, - сказала журналистам его 78-летняя дочь. - Но я благодарю Бога, что никто не умер». И добавила, что отец дал обещание никогда больше не садиться за руль, а машину подарить семье. Увы, это далеко не первый случай среди пенсионеров. Пару лет назад 75-летний водитель Невады въехал в зал казино Edgewater, в Лафлине, двоих убив и восьмерых покалечив. На прошлой неделе в Северной Каролине 84-летний Майлс Брукс поздно вечером выехал из дома и пропал. Кто-то видел, как его белый «Кадиллак» двигался по хайвею 77 против движения. А два дня спустя его машину нашли под откосом хайвея. Брукс был без сознания, но живой. Сейчас он в больнице.

В Коннектикуте, в Нью-Лондоне, 89-летний водитель потерял управление и врезался в толпу людей, любовавшихся фейерверком во время фестиваля Sailfest, передавив 27 человек, к счастью не насмерть.

Отто Дженсену, почетному гражданину Бербанка (в Большом Лос-Анджелесе), в прошлом известному боксеру по кличке «Костолом», стукнул уже 101 год, но он продолжал работать фотографом, был любимцем города, принимавшим участие в его автопарадах на своем старинном кабриолете. С месяц назад он шел по улице и его насмерть сбила машина, за рулем которой сидела женщина в возрасте 91 года.

Вопрос о «перезревших» водителях за рулем был поднят по всей Америке в 2003 году, после беспрецедентной трагедии, разыгравшейся в самом центре Санта-Моники, в Калифорнии. 86-летний Джордж Рассел Веллер перепутал педали тормоза и газа. На полной скорости его занесло на переполненный людьми фермерский рынок. Видимо окончательно потеряв от стресса голову, он еще несколько минут продолжал давить своим «Бьюиком» визжащую, объятую ужасом толпу. Больше 70 человек были покалечены с разной степенью тяжести, из них 10 распрощались с жизнью.

Как ответил престарелый Веллер за содеянное? Практически никак - условным наказанием и 100 тысячами штрафа. Адвокат подсудимого сумел доказать, что его подзащитный страдает старческим слабоумием, и не несет ответственности за свои поступки, а из-за слабого здоровья его нельзя сажать в тюрьму. Казалось бы, в обществе, где водят машину до последнего вздоха, где в фаворе наркотики и алкоголь, где разного рода психические нарушения далеко не редкость, было бы логично и правильно требовать при выдаче прав на вождение хотя бы справки от врача. Но в Америке такой практики нет. Единственное, что проверяется, это умение водить, знание правил дорожного движения (письменный экзамен) и зрение.

Два последних теста автомобилисты обязаны подтверждать заново каждые 5 лет. Но если нет штрафов, аварий или судимостей, DMV может дважды автоматически продлить лицензию. В Калифорнии с 2003 года закон этот действует только до 70 лет. С 70 каждые 5 лет нужно являться в DMV для сдачи письменного теста, проверки зрения, отпечатков пальцев и обновления водительских прав.

А Флорида ввела на своей территории дополнительную проверку зрения 80-летних автомобилистов, в результате которой выяснилось, что зрение 7 процентов из них не соответствует нормам, а 20 процентов не приходят на тест сами, отказываясь тем самым от продления прав.

Дилемма с вождением в преклонном возрасте сама по себе тонкая и деликатная, ее не решить, наверное, только с позиций закона. В Калифорнии, например, где из-за огромных расстояний и гористого рельефа местности городской транспорт развит крайне слабо, без машины не обойтись. Человек тут же становится пленником четырех стен и заложником вечно занятой родни. Поэтому здесь стало давно привычным видеть, как согбенные временем, немощные, еле передвигающие ноги, а то и на инвалидной коляске старики, со скрипом добираются до своей машины и усаживаются за руль.

По статистике, на дорогах Америки больше 20 миллионов водителей, перешагнувших 70-летний рубеж. В целом они ездят осторожно и осмотрительно. И в то же время по количеству аварий уступают только шальной зеленой молодежи. Особенно это касается возрастной группы от 85 и выше.

Если бы с годами человек становился немощным только физически, было бы еще полбеды. Но ведь сбои начинает давать и мозг - рассеянность, забывчивость, невнимательность, притупление реакций, внезапные ухудшения самочувствия... Да мало ли что может случиться в преклонном возрасте! И самое страшное и обидное, когда страдают не только они сами, но и другие люди, включая детей.


Рецензии