О вере в бессмертие и жизнь вечную
Для человека неестественна мысль о небытии, уничтожении собственного человеческого существа. Желание прекратить жизнь всегда воспринимается как следствие болезни. Мысль о самоуничтожении присутствует, когда нет веры в загробную жизнь.
Ветхий и Новый Завет согласны между собой в вопросе о бессмертии души и воскресении . Учение о благе и блаженстве земной жизни Тертуллиан в своем аллегорическом толковании переносил на небесное и вечное царство Христа, как образы небесных таинств. Сочетание благ и блаженств на земле обетованной имеет значение по его отношению к присутствию Бога среди народа земли. Законодательство Моисея требует от народа святости, подобной святости Бога, «будь совершен предо Мною» ( Быт.17,1). Подобно и евангельское выражение « будьте совершенны, как Отец ваш небесный» ( Мф. 5, 48). Цель всех предписаний – воспитание духа и сердца человека.
В Пятикнижии описаны особые личные отношения патриархов еврейского народа с Богом. Авраам заключает с Богом завет, подчиняет себя воле божией, и Бог обещает возвеличить его потомство и через него благословить народы. Патриархи возлагают надежды на промысл божий , присутствие которого видят во всей своей жизни. Завет не прекращается с Моисеем, при котором иудейский народ находится в таком же непосредственном общении с Богом, в каком были патриархи. Для сохранения постоянных отношений Бог избирает священников и патриархов. Моисей спокойно, по повелению Божию, умирает на горе Нево. Из живых отношений и божественного промышления о народе вытекает учение о Мессии. Божественный Мессия – «имеющий стереть главу змия». Бог повелевают идти Аврааму в землю рождения и земной жизни Христа. Весь иудейский народ служит распространителем благословения, частнее определяется его распростанение через колено иудино.
Пятикнижие указывает и на отличие человека от животных, содержа учение о духовной природе человека. «Взем персть от земли и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу.» - кроме материальной природы в человеке есть природа , чуждая сотворенному миру, природа богоподобная. Духовная природа обозначается как источник познания , чувствования и воли в союзе с Богом. Из духа человека вытекают побуждения к деятельности, сила воли, твердость характера, размышление, рассудок, личный характер человека и его духовные дарования. Источником духовных явлений служит человеческое сердце, продукты которого - направление воли, побуждение воли и пожелания.
Душа находится в крови, взаимодействует с ней , но не есть кровь. Кровь не считается источником духовных способностей человека.
Что такое образ Божий в человеке. Бог, в отличие от видимого, не имеет материального вида, вечный, живой и бессмертный, вездесущ и всеведущ, слава Его наполняет всю вселенную. Бог творит материальный мир, проявляет могущество над силами природы. Слово Святой впервые употребляется в Библии в торжественной песни при переходе через Чермное море (Исх. 15,11). Святость делается синонимом отделения и обособления, неприкосновенности, выражается в возвышении над сотворенным миром. Так духовность человека выражается в отделении от чувственности.
Человеку разрешается убивать животных в пищу себе и в жертву Богу, но запрещается убивать человека.
Человек как цель мироздания, где осуществляются религиозные отношения с ним Бога, имеет способность наречения имен. Вся последующая история изображает личные отношения между Богом и человеком. Библия, как предназначенная для чтения человеку, не указывает на подобные отношения между Богом и животными. Существование в человеке области духовных явлений , учение о его происхождении и природе дает основание для веры в бессмертие.
Смерть как следствие грехопадения определяется в библейской терминологии словами « дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси». Вкушая от древа жизни, источника вечной жизни, человек мог быть «жив во веки». Насколько был склонен организм к смертности без вкушения плодов древа жизни, вопрос нерешенный.
Земная жизнь, по описанию Моисея, место скитаний, с прекращением которой не прекращается существование человека. Бытие упоминает посмертное жилище ( Быт. 37,35), и евреи, соединенные узами крови, по смерти отходят к отцам. От нравственного достоинства в земной жизни приводится зависимость состояния по смерти.
Иаков называет жизнь странствованием и по роду жизни , указывая на кочевую жизнь предков и его самого, и по продолжительности существования, ожидая постоянного отечества на небесах. В ветхозаветных книгах употребляются выражения «умре в старости добрей» , « приложися к людям своим», говоря о том, что с прекращением телесной жизни человек присоединяется к прежде умершим и живет религиозной жизнью в царстве мертвых.
Иаков в печали по Иосифу употребляет выражение « сниду к сыну моему сетуя во ад». Думая, что сын растерзан зверями, не имеет могилы, Иаков верит, что он не уничтожился, и не теряет надежду на встречу с ним между мертвыми.
На то, что между мертвыми и живыми существует общение, указывает книга Царств ( 1 Цар . 28,19), где умерший Самуил говорит с Саулом через Аэндорскую волшебницу, (2Цар. 12,23) а Давид говорит, что дитя не возвратится, но он сойдет к умершему сыну. Закон запрещал слушаться вызывателей мертвых ( Втор. 13,1 4), и писатель книги Царств не признает за волшебницей власти над мертвыми, но сам Самуил , пророчествовал царю о смерти, понуждаемый выйти из своего покоя, где находился с телом и в одежде. Вера в возможность вызывания мертвых , которые могут появиться на земле и принять участие в жизни ее обитателей, существовала у евреев во времена Моисея, царей, пророков и после плена.
Енох берется Богом за хождение перед Ним и за благочестие удалился он из среды людей. Схожее поэтическое выражение можно встретить у Исаии ( Ис. 57,1-2) : «Праведник похищается Богом из среды живых». Признаком божественного благоволения считалось долголетие патриархов. Взятие Еноха с телом за свое благочестие яснее представляет духу патриархов бессмертие, полнее раскрывая существование после земной жизни . Божие правосудие выполняется и в жизни и в способе ее прекращения, и в благоденствии и в несчастии, праведники восхищаются Богом, а грешники снисходят в преисподнюю, показывается возможное благочестие и недопустимые святотатственные деяния. Благословение Божие , по общему представлению израильского народа, проявлялось в счастливой жизни, многочисленности потомства, спокойной тихой кончине. Выражаются пожелания умереть смертью праведных, ожидания безболезненной кончины и отрадной загробной жизни. Божественное избрание иудейского народа запрещает выражать печаль по умершему ( языческие народы выражали печаль нарезами на теле, свидетельствуя о поклонении богам смерти и служа умилостивительной жертвой за умерших). Символ печали и горя - разодрание одежд, обозначающий разрывание сердца , запрещается первосвященнику, вместе с открытием головы.
Острижение волос символизировало отнятие жизни – как рост волос соответстует росту тела, так отнятие волос отнятию жизни тела .
Иаков ожидает спасения от Господа, но не временного , скоропреходящего, а обещанного вечным словом, через сына Давидова. По пророчеству Иакова Примиритель составит предмет надежды будущего народа на земле, и надежду для умирающих. Этой верой должны быть объединены живые и мертвые.
Книга Царств показывает, что иудейский народ верит в то, что умершие могут являться и говорить с живыми. Смерть представляется ими как сон, а Бог способен возвратить к жизни умершего. Также выражают вере во всемогущество Бога над жизнью и смертью. Илия , призвав Бога, воскрешает сына Сарептской вдовы. Факты воскрешения напоминали евреям, что смерть – не природное и неизбежное, а временное явление, которое может быть побеждено божественной силой. Пророк в молитве просит возвратить душу отрока в его тело, признавая возможным разделение души от тела и их раздельное существование.
В речах Иова также раскрывается тема бессмертия, но , по его мнению, благочестие не сопровождается уже благоденствием в земной жизни. Вследствие страданий, которые терпит праведник для исполнения веры, диавол ждет от него отречения , чтобы с другими его поклонниками самозабвенно предаться во тьму смертную. Иов доказывает в своих речах величие и премудрость божию, подтверждает свою веру в бессмертие и будущую жизнь, и этим оправдываются его надежды на жизнь настоящую. Называя смерть сном, временным успокоением до скончания неба, Иов скорбит о прекращении жизни земной , говорит о временном избавлении в преисподней. Он ожидает перемены, смены страданий, не отрицая, но в надежде, что воззовет Бог и он даст ответ. Иов верит, что после временного испытания в преисподней уже не будут подстерегаться шаги человека и исчисляться обвинения против него. Беззакония будут запечатаны в свитке, и прекратится возможность их видеть , вина будет закрыта, замазана печатью, т.е. предана забвению. Светлую веру Иова поколебали болезни и страдания, но в его речах постепенно раскрывается переход от отчаяния и сомнений к вере в жизнь загробную. Описывая свои телесные и душевные страдания, Иов обращается к принципу божественного правосудия, он надеется прекратить подобные жалобы, чтобы им не было места на земле и его кровь не была закрыта землей. Он выражает желание, чтобы слова о Искупителе были вырезаны на камне железным резцом на вечное время. Иов твердо уверен, что Спаситель в противоположность смертному человеку вечно живой, и впоследствии , по прекращении существуюшего порядка мировой жизни, восстанет над его прахом в защиту и оправдание. Иов верит, что увидит Искупителя во плоти ( вновь оденется плотью ), но другой, прославленной, телесными очами для получения лично себе воздаяния за страдания. Истаевает дух его от желания скорее увидеть Бога.
Антропологическое учение Псалтири признает загробную жизнь, различая посмертное состояние духа и тела человека. Дух человека выходит из него, а тело возвращается в землю. (Пс.145). Представляя землю местом странствия, в виду будущего отечества, псалмопевцы верили в загробную жизнь и выполнение божественного правосудия о благоденствии после смерти. Они веруют , что праведники не увидят тления ( разрушения телесного организма) (15), воскреснут (16), наследуют землю ( 36), поселятся в земле живых (26). Они будут вписаны в книгу жизни ( 68), увидят свет жизни( 55). Вера в божественную справедливость приводила их к убеждению в необходимости всеобщего суда, когда злое будет отделено от доброго и погибнет. Говоря о великих и сильных мира сего, псалмопевец не советует надеяться, что от смертного человека может быть истинное спасение, а возлагать надежду на Бога .Богатый оставляет имущество наследникам, для самого человека оно гибнет с его смертью , как пропадает сон при пробуждении. Но у него здесь нет никаких разъяснений о понимании процесса сна и сновидениях. Он говорит о справедливости и суде, который недоступен разуму человека, т.к. только Бог способен увидеть все невидимые нити напряжения и силы влияния на человека, которые доступны взгляду Бога.
В книге притчей теоретическое образование соединено с практическими наблюдениями над жизнью. Это сборник наставлений, которые исходят от наблюдательности писателя. Он отмечает, что к истинному бессмертию и жизни за гробом ведут духовные устремления в жизни настоящей. Убеждая сына, воспитанника, слушать и исполнять слова мудрости, Соломон верит, что благородному желанию поможет Бог и сообщит премудрость и знание,и это поможет сохраниться от беззакония. Мудрость направляет путь жизни вверх, поднимает от земли, от низменного, и направляет к небу. Праведник уклоняется от опасностей, и испытующий сердца , обладая всеведением, направляет свое промышление к спасению человека, воздавая каждому за дела. .
Учение книги Екклезиаст о суете и благе также связано с темой бессмертия. Суета – весь видимый порядок в постоянно изменяющейся природе, когда духовные интересы подавляются материальными. Всем своим существованием человек, в котором преобладает дух , должен помнить Бога, когда цель дел и земных благ в прославлении Создателя. Когда же золотая цепь жизни рвется, человек умирает, то тело возвращается в то, чем оно было, а духовная природа человека возвращается к тому , кто ее дал, к Богу. В мире одушевленном, как и в неодушевленном, существует определенная периодичность , жизнь упорядочена законосообразностью и поддерживается Богом. Законы физической природы человека сходны с животными, но они возвышены духом. Этот божественный дар необходимо развивать и поддерживать, т.к. после смерти его уже не исправить. Учение о тесной связи посмертного состояния духа человека с его настоящей жизнью составляет непосредственный вывод богословствования Екклезиаста. К посмертному состоянию человека неприложима ни работа, ни размышления, ни знания и мудрость, которые могут найти применение в земной деятельности. При сопоставлении писатель принимает понятие воздаяния, имеющего место по смерти, за настроение и состояние человека на земле, за его облик как образа Божия по отношению к Первообразу.
В пророческих книгах учение о загробной жизни стоит в связи с учением о Мессии.
Иудейский народ находится в плену, который сравнивается с плавильной печью, а за ним должно последовать восстание к новой жизни.
Пророк Исаия признает существование преисподней, и поэтически изображает сошествие в шеол вавилонского царя, характеризуя состояние бессилия и плененность находящихся там. Пророк упоминает долину рефаимов, по библейскому представлению они тождественны с греческими тенями, мертвыми обитателями шеола, влачащими молчаливую спокойную жизнь. Но в его выражениях указывается не безжизненное состояние обитателей, подобно теням, а страдания души и тела и некоторая жизнь, сходная с настоящей. Говоря о гибели притеснителей иудейского народа, пророк продолжает от лица певцов, что гибель их окончательна для жизни на земле и их невозможно оживить. Затем, говоря уже лично от себя, он касается и темы преобразования мира и воскресения. Он обращается к воскресающим – воспряните от смертного сна и торжествуйте от сознания своего бытия. Слово Господне к мертвым как роса света для жизни. О земле же рефаимов пророк говорит, что земля исторгнет, бесприютно бросит их на верную гибель. Учение Исаии о воскресении, восстание Израиля, объединяется с телесным воскресением. Пророк , живший во время плена, познакомился с персидским учением о воскресении. Сходно выражение о оживляющем действии росы, как сок гоми для воскресших . Но выражение о живительной росе упоминается еще в книге Бытия. Исаак предсказывает Иакову проявление благословения в произведениях тука земли и росы небесной. Моисей желал , чтобы его учение полилось как дождь, а речь как роса на зелень. Благословение Божие на Иосифа уподобляется росе небесной.
Подобно Исаии говорит о страданиях Израиля в плену пророк Иезекииль. В главе 37 подтверждается существование веры в воскресение. Пророк описывает видение , в котором он в духе был приведен рукою Иеговы на поле , наполненное сухими костями. После признания пророком божественного всемогущества он , по повелению Божию , произносит пророчество сухим костям. Оно быстро начало выполняться, кости соединялись в цельные организмы. Затем Господь повелел изречь пророчество духу, который дохнет на убитые организмы , образуя собрание людей. Так будет и восстание иудейского народа, которому Бог сообщит свой дух и введет в Палестину.
В книге пророка Даниила учение о загробной жизни излагается под образами суда над язычеством и восстания Иудеев. Учение о воскресении вытекает из учения о правосудии, где каждому человеку следует воздаяние в соответствии с земной жизнью. В видении пророка языческие царства изображаются под видом зверей. Содержание видения объясняет участь поработителей иудейского народа ( самый злой зверь был убит и сожжен, а у остальных отнята власть), суд не имеет характера всеобщности, а спасение получат все иудеи, найденные записанными в книге.
В книгах пророков Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Авдия, Софонии упоминается день Господень. У них сходны описания изменения природы и всеобщий суд.
Осия пророчествует о победе над смертью. Народ израильский будет рассеян за то, что забыл Бога, и Иегова будет для них хищным львом. Увещевая обратиться к Богу для избавления от бедствий, пророк уподобляет спасенный народ кедрам ливанским и красоте цвета лилии. Предсказывая падение от меча и погибель , под спасением он, видимо , разумеет востание мертвых.
У пророка Малахии пришествие Господне на суд будет предупреждено явлением пророка Илии с проповедью . Он обратит сердца отцов к детям ( объединит в религиозно-нравственном отношении патриархов и народ) и сердца детей к отцам. День Господень будет подобен печи пылающей , попаляющей грешников, и взойдет Солнце правды для праведников.
Учение о загробной жизни и бессмертии проходит через все ветхозаветные книги. Антропологические, нравственные , религиозные и мессианские идеи пятикнижия привели к вере Моисея и последующих писателей. По смерти тела дух продолжает свое существование и его состояние является развитием настоящего состояния человека.
В книге Товита раскрывается учение о бессмертии души. Здесь указывается благодетельное значение милостыни. «Милостыня от смерти избавляет и не позволяет ити во тьму». Манассия сотворил милосердие и был спасен от тени смертной. В тяжелых жизненных обстоятельствах, в глубокой скорби от лживых упреков Товит говорит, что ему лучше умереть , отойти в обитель вечную, и просит Бога не отвратить от него лица. Это обращение представляет веру в загробную жизнь вблизи Бога и смерть как милость , разрешение, когда посмертное отшествие предпочтительнее земной жизни. В напутствиях к сыну Товит велит помнить Бога, хранить заповеди, и особенно подавать милостыню, запасая богатое сокровище на день нужды.
Свидетельство о публикации №215022301250