Сказать по правде...
И много чего не люблю. Например, у меня со школы не ладилось с общественной работой. Ну, вот не лежала душа! Не ждите, что я что-то скажу про работу. Не буду распространяться на всякий случай. Всякое бывает. Вдруг кто прочитает и поймет неправильно.
Так вот, из того, что я люблю: и виски, и сухое вино, и портвейнчик, и колбаску с шашлычком я не пью и не ем. По многим причинам, но….не пользую.
И, естественно, многое из того, к чему моя душа не лежит, мне приходилось ( и приходится !) делать.
В том числе и заниматься общественной работой.
Еще раз. В школе это получалось не очень. Мягко скажем.
Но, худо-бедно, я поступил в институт и стал как-то учиться и, естественно, попав в среду, кардинально отличную от школьной, я стал подвергаться различным влияниям.
В том числе и участвовать в институтских вечерах.
О! что это были за вечера!
Немного о том, что представлял из себя этот самый институтский вечер.
Во-первых, и это не всегда было самое главное, устраивался некий спектакль. Разумеется, силами студентов.
Во-вторых, были и танцы, на которых играли группы, о которых сейчас мало кто помнит, но по тем временам это было так круто, что билеты на вечер ( с рук !) стоили до 5 рублей. По тем временам, хорошо сходить в ресторан.
Без большого шика, но…хорошо.
Но попасть на вечер можно было двумя путями. ( А попасть хотелось!). Первый путь- нешуточно задружиться с профкомом ( для первокурсника- не очень реальный шанс), второй- принять участие в подготовке вечера. Вариант покупки пригласительного билета за такие деньги, само собой, не рассматривался.
Но это не совсем так было. Т.е. не было такого, что я по своей инициативе пришел и предложил свои услуги. Каким-то образом меня нашли как человека, который что-то там может нарисовать и я после недолгих, признаться, колебаний, согласился.
Как сейчас помню, что в то время ( а это 1974) нашим факультетом ставился спектакль, связанный с некоей интерпретацией отношения к учебе студенчества в разрезе времени. Т.е. как есть доисторические времена, средневековье, современность.
Естественно, что доказательство того, что природа студента не изменилась ( а именно естественная лень, лукавство и прочие штучки, далекие от идеального воплощения задачи получения знаний) особых усилий не потребовало, что и весело продемонстрировалось в течение, 45 минут- часа.
После этого танцы. Играла группа то ли «2001й» ( для 1974-го 2001й год -это было сказочно далеко!), а может группа из Политеха. Может кто-то еще играл ( и неплохо!), но я просто этого не помню. Особым бенефитом для нас, дурачков, было то, что со сцены не произносилось ни одного русского слова. Исключительно Deep Purple и все в этом роде.
Так вот, для оформления зала, по замыслу организаторов, требовались некие плакаты, характеризующие ту или иную эпоху. Ну вот я и нарисовал ( как мог, не особенно и искусно) какую то более-менее известную картинку ( взятую из юмористического журнала) из доисторических времен.
….Какой-то динозавр, люди в шкурах, палица в руках…..
Так и пошло. С тех пор я вовлекался в такого рода мероприятия.
До второго курса все шло неплохо. Я каким то образом приобрел славу человека, который умеет что-то изображать на бумаге (справедливости ради, надо заметить, что сейчас я очень далек от такого рода оценок) и получал пригласительные билеты.
Короче, все шло хорошо. Но вот настал для меня 3й курс и ребята, которые очень активно занимались организацией вечеров такого рода, потихоньку позаканчивали институт и на смену им пришли другие, в том числе и мы.
29-го мая 1976 должен был состояться очередной конкурсный вечер и кому то надо было все это организовывать.
И как то совершенно случайно, и вовсе этого не желая, я оказался на острие проблемы.
Началось все с того, что наш Комитет комсомола собрал всех, кто так или иначе участвовал в этих мероприятиях и стали кумекать что бы такое и, главное как это все сделать.
Это было не так просто и этому предшествовали события, в том числе и трагические.
Однажды, на 2м курсе ( это была зима, точную дату не помню) мы, находясь в общежитие ( в частности наш факультет занимал 6й этаж), заметили какое-то зарево. Как раз в стороне, где располагался институт. Мне еще тогда пришла в голову мысль, что это же родной институт горит, но мысль, как очевидно плохая, была тут же отвергнута (как и все плохие мысли, которые забираются в голову).
Однако, все именно так и оказалось! Действительно поздней ночью загорелся чердак правого крыла. Погиб один человек. Сторож. Кажется, он и был причиной пожара. Т.е. заснул с сигаретой или что-то в этом роде. Кажется, погиб и пожарный.
Естественно, во время тушения ( а здание 5-ти этажное) все этажи были практически залиты водой. Под воду попали и библиотека и актовый зал. Это обстоятельство важно для моего повествования.
Попутно, чтобы больше не возвращаться к теме, замечу, что это объективно трагическое событие тут же обросло анекдотами.
Буквально на следующий день появился анекдот :
Остановка. Стоят люди. Подходит студент и спрашивает : « Как проехать к ЛИВТу?».
Ему отвечают : «ЛИВТ сгорел». Он подходит к другому и спрашивает : « Как проехать к ЛИВТу?». Ему снова отвечают : «ЛИВТ сгорел». Он подходит к третьему и снова спрашивает :« Как проехать к ЛИВТу?». И снова ему отвечают : «ЛИВТ сгорел». Поскольку больше никого на остановке нет, он снова подходит к первому и спрашивает : « Как проехать к ЛИВТу?». Ему в гневе отвечают : « Да сколько тебе можно говорить?! ЛИВТ сгорел, сгорел, сгорел !!!!». «Приятно слышать!».
Кроме этого произошел эпизод, который тогда показался на грани анекдота. Один наш преподаватель физик ( как сейчас помню его фамилию Сапрыкин- хороший, кстати, преподаватель, но понимание этого пришло, к сожалению, позже) выбежал из лаборатории, спасая какой-то ценный прибор.
Этот эпизод лег в основу песни, которую сочинил мой однокурсник и сосед по комнате Боря Ш. На мотив известной песни В Высоцкого « Нет острых ощущений…». Просто не могу не вспомнить слова:
Нет острых ощущений все старье, гнилье и хлам
Того гляди сыграю в долгий ящик
Вот если б Анка заболела или ЛИВТ сгорел к **ям
Вот это дело! Это подходяще.
Повезло! Наконец повезло!
Видит бог что дошел я до точки
Кто то кафедру физики сжег
Все накрылось ****ой в одну ночку.
И сидит студен, улыбается
Каждый член у него расслабляется
По отдельности до исправности
Лишь Сапрыкин ушел от опасности.
Анка- это Анна Борисовна, секретарь деканата. Славная добрая женщина, но у Бори были свои взаимоотношения с деканатом.
Последние два слова я додумал, но смысл был этот. «Плохой» Сапрыкин спасся.
Кстати, встретив Бориса уже через много лет (так…, слегка через 36 , если быть точным), я обнаружил, что он очень преуспел в деле написания песен на известные мелодии.
Правда, они стали намного (или немного?) приличнее.
Но попытаюсь вернуться к своему повествованию.
Короче, мы остались без актового зала, но не без конкурсного вечера. Было решено проводить их на стороне и для нашего факультета был арендован зал ДК Мир. Бывшее его название ДК им Молотова, за что его навсегда окрестили Молоток. Ноя об этом узнал вот только сейчас. Тогда было просто не до этого. Или, как несущественный факт, это не отложилось в памяти.
Итак, нас собрали, и меня в том числе, и стали мы ломать голову как бы что бы сделать. Скорее всего мне пришла в голову идея обыграть известную русскую сказку про Емелю (По щучьему веленью), т.к. я тут же был избран на роль сценариста, и, как потом оказалось, режиссера. Единогласно, как водится.
Справедливости ради надо сказать, что в этом мне помогала моя добровольная помощница Любка Сухарева. И мы с ней довольно быстро накидали канву и какие-то общие штрихи. Труд, разумеется, был коллективным.
По прошествии какого-то времени (а нас торопили все-таки ) мы собрались некоей инициативной группой и стали выбирать актеров. На роль Емели очень подошел Сашка Степанов по кличке «Сын» (не могу вспомнить, почему именно это прозвище к нему приклеилось). Сейчас он, как я знаю, уважаемый человек и входит в руководство одного южного города, а тогда выглядел этаким разбитным малым, который за словом в карман отнюдь не лез, да и внешне живая и подвижная его фигура как нельзя более подходила к статусу Главного героя.
Конечно, он до этого никогда и нигде не играл (как и все остальные участники!), тем не менее, мы как то быстро с ним договорились.
Естественно, за ним подтянулся и его друг игрищ и забав Сашка Симакин ( или просто Симака). Он как то органично и естественно влился в коллектив.
К сожалению, я плохо помню остальных участников спектакля. Да и канву спектакля так же плохо помню.
Сюжет же был не так чтобы замысловат. И самое сложное, как обычно, было придумать концовку. С ней мы мучились дольше всего.
Емеля-студент, по пути в институт ( естественно в ЛИВТ) в Обводном канале ( не скрытая ирония!) встречает щуку, которая просит его помочь выбраться отсюда. (надеюсь, не надо объяснять почему?). Емеля помогает, и за это исполняются его желания.
Желания, естественно, чисто студенческие, читай примитивные.
Во-первых, это сдача зачета или экзамена. Перед экзаменом «Молитва студента». Тут мы позаимствовали эпизод из комедии про Шурика. Это там, где преподаватель попадается на сдаче билетов. Помните «Очко! Перебор!» ?.
Помню, что там был эпизод, связанный со столовой. И еще на сцене пили почему-то пиво. Причем пиво было настоящее!
Хорошо помню эпизод бокса, в котором Емеля побеждает соперника ( Симака!) опять же по щучьему веленью. Помню это потому, что Симака сначала (по сценарию) крепко врезал Сыну. Причем, в запале он это сделал по настоящему. Сил не рассчитал, а парень он крепкий. После чего (и после пива и, я подозреваю, не только пива, но кто ж проверит?) Сын уже играл на автопилоте. ( По его собственному признанию, он последние акты просто не помнил). Но дело свое отработал очень хорошо, надо заметить.
Конечно все эпизоды, декорации и прочее мы делали вместе. И моя роль, как режиссера, не может быть воздвигнута на пьедестал.
Например, мы придумали как разделить сюжеты. Да и оформить естественные паузы. Было предложено выпустить двух симпатичных девушек, идущих под музыку и пританцовывая навстречу друг другу до центра сцены. Одна из них произносит «Действие такое-то», а друга называет это действие.
После долгих обсуждений было решено пригласить Наташу и Олю из младших курсов. На наше предложение Наташа ( да и Оля) вся зарделась и сказала, что она этого никогда не делала и делать не будет! Я уже не помню, что мы им наговорили, какие приводили аргументы, как их затащили на репетиции, но вы бы видели, как они выглядели на сцене! Потрясающе! Мини-юбка ! Ножки! Фигурка ! Пластика! Голос! Шикарно! Это было реальным украшением спектакля. Думаю, после этого у девочек повысилась самооценка.
Поскольку, тема этого вечера была в какой то степени посвящена интернациональной дружбе, то братья Фарины спели про «Дружбу-Фройншафт» под гитары. Кажется, там был еще Серега Усачев.( или, в просторечии Ус). Эта троица вместе с моим другом Юрием, пытались организовать ВИА, но у них ничего не вышло почему-то. Юрий, правда, остался в теме на всю оставшуюся жизнь и стал тем, что у нас называется бардом.
Спектакль прошел за минут 30-40 (едва ли больше). После этого танцы, естественно, которые я плохо запомнил. Нет, не потому что выпил (этого не было), а просто не отразилось.
…Кроме одного момента….
Это точно была опять моя идея. Оформить танц. зал чем то. Чем?! И тут, поскольку я немного интересовался живописью, мне пришла идея сделать так называемый вернисаж. Мы бросили клич и попросили всех, кто хоть как-нибудь держал в руках кисти прийти и накалякать что-нибудь. Нечто вроде абстрактных картин.
Это родилось не на пустом месте. На втором курсе мы как то отмечали мой день рождения. 18 лет. И во время этого кто-то, кажется, Любка Сухарева сказала, что в ДК Крупской проходит выставка абстракционистов. Ну, немного выпив, мы решили с ней сходить на эту выставку. Т.е. как раз последний день ее прохождения. Т.е. 20 сентября 1974 г.
…А ведь это была первая разрешенная выставка в СССР такого рода искусства….
Было холодно. Была огромная очередь. Мы выстояли пять часов. Чтобы пройтись по выставке за 20 минут. Там как то подгоняли. Были очень интересные работы! Запомнились « Кочевники» и серия «Звуки». Авторов, к сожалению, не помню.
Но в большинстве своем это была, конечно, как бы это сказать, халтура не халтура, но явный эпатаж.
Мы и решили ( точнее, я решил, возьму грех на душу) , что мы сможем по-иронизировать на эту тему.
Я удивился тому, как народ живо откликнулся на эту идею! Причем, должен заметить, что были и вещи вполне «на уровне». Была и откровенная мазня, конечно. Но были и актуальные вещи. Кажется Наташка Рудакова ( могу ошибаться, но эта девушка активно принимала участие в этом вечере) «наваяла» произведение «Завтрак студента». На ватмане формата А3 было что-то нарисовано нечто депрессивное, а в центре располагался кусок черствого черного хлеба, как квинтэссенция этой самой депрессивности. Эта работа, как ни покажется странным, имела большой успех.
Самое же поразительное было в том, что народ воспринял это как должное! Лично слышал разговор какого-то эстета, который говорил своей пассии, что вот это они взяли оттуда-то, а вот это у такого-то.
Я же сам в этом не участвовал. У меня была задача нарисовать афишу. И я довольно успешно справился с ней. На копировальной бумаге ( взятой на кафедре), склеенной в две полосы было изображено : русская печка, на печке русского вида ( нос курносый, соломенные патлы, круглая рожа в веснушках, мечтательный придурковатый взгляд, штаны в полоску- в общем классический образ) собственно Емеля. Над образом русской печки я долго не думал- все детство рядом с ней прошло. И всем афиша была хороша, но не хватало изюминки.
И уже на последних минутах рука как то само собой моя шаловливая рука пририсовала черного козла с характерной бородкой, которая тут же сделала его похожим на нашего зам декана.
…Ну, грешен, что тут говорить….
Это не осталось не замеченным. Но, правда и санкций никаких не последовало.
В общем, всё обернулось в шутку, грубоватую, но…. К чести Зам декана.
Но история на этом не закончилась.
…По крайней мере, для меня….
Кажется мы тогда заняли ( вполне заслуженное ! ) первое место среди факультетов.
Естественно, весь наш деканатский и кафедральный ареопаг был на этом представлении, и отдал должное его организаторам.
Где-то, сразу после майских пошла пора зачетов и я позорно завалил зачет по ПТМ ( Портовым транспортным машинам, так кажется). Профильный предмет и все такое. Принимал зачет зав кафедрой, профессор Долголенко.
…Немного остановлюсь на его фигуре, ибо он этого вполне заслуживает….
….так же как и многие другие, но сейчас не об этом рассказ…
Для этого, мне опять надо отступить от повествования ( это моя вредная и неискоренимая привычка) и вернуться на года назад.
А год назад мы провели лето в стройотряде и получили какие-никакие деньги. И со своим приятелем Евгением Л. мы решили купить себе по велику. Но не просто, а спортивный вариант.
Надо сказать, что инициатива, принадлежала как раз Евгению. Он в свое время занимался велоспортом. Я же был по большей части не спортивным человеком. Впрочем, почему был?
Задача была купить «Старт Шоссе». Это была та еще техника по тем временам!
Мы объездили весь Ленинград, но ничего не нашли. Дефицит во всем его великолепии.
И каким-то образом мы забрались на одну из окраин города ( не помню уж куда, но довольно далеко от общежития) и после посещения очередного спортивного магазина, сели удрученные на трамвай и поехали в сторону метро.
Был сентябрь, и вовсю продавались арбузы. И на первой площадке, куда мы с трудом втиснулись, стоял человек ну очень пожилого вида с двумя большими арбузами. Он обратился к нам с просьбой помочь донести арбузы до дома, т.к. ему нельзя было таскать тяжести.
Ну, нам ничего не оставалось, как оказать ему помощь.
Суть да дело, разговорились. Мы сказали, где мы учимся и кто у нас преподаватель. Когда он услышал, он сразу воскликнул: «Долголенко!!!». На весь, разумеется трамвай, сделав наши персоны обратившими на себя внимание. И поведал, что он учился вместе с ним и даже работал. Так же он рассказал некоторые подробности, насколько позволяло время. Так в частности, наш патрон говорил, что даже если чего не знаешь, не показывай виду. Ну и все в том же духе.
Наконец мы дошли до его дома. Он долго объяснял жене, что это не он тащил арбузы, а вот, молодые люди помогли. Причем как то так завернул, что получилось, что это мы уговорили его купить эти арбузы и предложили свою помощь.
Узнав с какой целью мы прибыли в эти края, он проникся нашим желанием и вызвался помочь. Мы удивились, но терять было нечего, и мы пошли в тот же магазин. Уж не знаю какое отношение этот далеко не молодой человек имел к спорту вообще и к магазину Спорттовары в частности, но после непродолжительного разговора с заведующим магазина (сакральной фигурой по тем временам) дело было как то улажено и в течение непродолжительного времени мы получили свои велики.
Анатолию Александровичу Долголенко было в то время уже немало лет, но он лихо водил машину ( «Волгу», если не ошибаюсь), и разносы на кафедре устраивал будь здоров. И все его побаивались, и я не был исключением.
Короче, на этом зачете я «поплыл». После недолгого допроса у профессора сложилось впечатление, что я отдал все силы подготовке этого вечера и поэтому так неуспешно провалил зачет.
После чего он повел меня в деканат и уже там устроил разнос. Как же так , вы устраиваете всякие там концерты, а это негативно отражается на успеваемости. Надо заметить, что в его речи сквозили обороты давно минувших дней ( например, он говорил «на верное», что означало окончательно свершившийся, достоверный факт). Но тут меня немного спас тот самый зам декана, над которым я так неосторожно пошутил.
Зачет я, конечно, сдал, но осадок остался. Хотя, признаться, по первости я не очень понимал этот предмет.
Так вот закончилась эта история…
…которую я бы никогда не написал, если бы не Рауф. Он в свое время напрягал меня на сценарий и прочее, и сегодня напряг на эти странные воспоминания. Так же он просил меня рассказать о творческих муках, но вот чего не могу вспомнить, так этого. Т.е. муки как таковые, конечно, были, но в памяти не отложились. Я не мог ему отказать, а уж как это сделал, не мне судить.
Попутно замечу, что вместе с этим безусловным позитивом в памяти всплыли вещи, которые я бы не хотел помнить, и за которые мне просто стыдно по сию пору, но они никуда не делись.
Это, впрочем, уже другая история.
NB. Может я кого-то ненароком обидел, может, ошибся в изложении фактов. Это было не со зла.
Свидетельство о публикации №215022301373