По поводу Дня защитника Отечества
Как человек, избравший смыслом жизни профессию учителя русского языка и литературы и посвятивший этому благородному делу почти три десятка лет, я не могу понять творческих людей на Прозе, которые пропитаны желчью (а то и неприкрытой ненавистью)ко всем, которые не являются, с их точки зрения, "достойными" жить на одной с ними территории. Чтоб не быть голословной, приведу пример. Буквально вчера прочитала очень хорошую повесть о судьбе фронтовика. Захотела написать отклик. Но в рецензиях увидела ответ автора этой повести - он выразил желание, что было бы хорошо, если бы все разошлись по своим "хатам"... В том числе, говорит он, "в свои горы". А поскольку я чеченка, то я тоже должна, наверное, уйти "в свои горы"... Вот такое у некоторых авторов вИдение роли печатного слова в жизни общества... Вера Кетлинская говорила, что "литература строит душу человека". А какую душу строят подобные авторы?
Не хотелось бы свои эти мысли вслух свести к возможной полемике с нежелательным оппонентом, так как беседа на "разных языках непонимания" никогда не приведет к взаимопониманию.(да простит искушенный читатель эту тавтологию!) Сегодня 23 февраля. День защитника Отечества. Хочется спросить - КАКОГО защитника? Кто имеет право причислить себя к этому великому сословью? Продолжавшаяся 1418 дней и ночей Великая Отечественная война закончилась Великой Победой представителей всех народов, населявших тогдашний СССР. Родной мой дядя по материнской линии (брат матери)Цукаев Дауд Абдулхалимович покоится в братской могиле в селе Онуфриевка близ Кировограда в Украине. Имеется фотография. Среди пяти фамилий на мемориальной плите высечено и его имя - представителя чеченского народа, который 23 февраля 1944 года был насильственно депортирован в бескрайние снежные просторы Казахстана и Средней Азии. (С августа 1941г. по 1944г были проведены массовые депортации не только чеченцев и ингушей, но и калмыков, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, турок-месхетинцев, крымских татар, немцев Поволжья, понтийских греков, курдов, крымских цыган, болгар). Есть исторические документы, свидетельствующие о депортации в годы Великой Отечественной войны 61 национальности! И только в 1991 году был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов политикой клеветы и геноцида. Поэтому ни героев той войны, ни жертв политических репрессий нельзя делить по национальному признаку! А СЛОВО печатное должно консолидировать общество!
В связи с Днем защитника Отечества не могу не вспомнить еще об одной истории периода Великой Отечественной войны. Все мы знаем о подвиге защитников легендарной Брестской крепости. В 14-15летнем возрасте я прочитала "Брестскую крепость" Сергея Смирнова, которая явилась итогом его десятилетней поисковой работы по выявлению защитников крепости. В своем "Открытом письме героям Брестской крепости" автор в 1965 году писал, что "...Брестская крепость - одна из дорогих сердцу советских людей страниц истории Великой отечественной войны. Руины старой крепости над Бугом почитаются как реликвия, а вы сами стали любимыми героями своего народа и повсюду окружены уважением и заботой. Многие из вас уже награждены высокими правительственными наградами, но и те, кто еще не имеет их, не обижены, ибо одно звание "Защитник Брестской крепости" равнозначно слову "Герой" и стоит ордена или медали." И далее пишет С.Смирнов:"В истории Отечественной войны до сих пор много неизученных "белых" пятен, нераскрытых подвигов, неведомых героев, которые ждут своих разведчиков, и здесь может кое-что сделать даже один писатель, журналист, историк".
Один из таких "предполагаемых разведчиков" Смирновым был и у чеченцев. Это был Халид Ошаев. Историк, этнограф, педагог и просветитель, публицист, языковед, прозаик и переводчик - человек энциклопедических знаний. Он собрал документальные данные о более чем двухстах сорока чеченцев и ингушей и других представителей ЧИАССР, воевавших в крепости, погибших или чудом оставшихся в живых. Среди защитников крепости оказались и земляки-односельчане Халида Ошаева, уроженца села Старые Атаги Чечено-Ингушской АССР. Он установил фамилии 19 односельчан- защитников Брестской крепости.
Сергей Смирнов получил от коллеги по цеху все данные, чтобы тот включил их в свое произведение. Но, видимо, всесильный КГБ не дал "добро" на публикацию имен чеченцев...
А через 10 лет после выхода в свет книги С.Смирнова на базе Староатагинской средней школы №3 начал функционировать историко-краеведческий музей под руководством Пахаева Мовлди Аднановича, молодого учителя, односельчанина Халида Ошаева.
М.Пахаев вместе с активистами музея и при помощи добровольных помощников продолжил краеведческую работу. Итогом этой работы явилась книга под его авторством "Старые Атаги. Личности. События. Факты", выпущенная в конце 2012 года, спустя всего несколько месяцев после внезапной смерти Мовлди... За выход в свет этой книги мы обязаны Тасуевой Медине Закраиловне, которая на протяжении многих лет была его соратником и помощником.(Будучи директором школы, она сумела в 2000-ых годах в троекратно перегруженной из-за военных разрушений школе выкроить помещение для музея). Более того, работа по систематизации материалов музея на протяжении многих лет она вела вместе с Мовлди. Это и дало ей возможность в минимальные сроки завершить работу по выпуску книги в свет.
Так вот, возвращаясь к теме защитников Брестской крепости. Были известны имена 19 защитников-староатагинцев. Теперь установлены имена еще 6 защитников. В этом заслуга не равнодушного к правдивой истории М.Пахаева и его единомышленников. Из 25 староатагинцев, участие в битве за крепость которых ДОКУМЕНТАЛЬНО УСТАНОВЛЕНО, 20 погибли в героической битве так же, как и герои С.Смирнова. Только пятеро вырвались из окружения и, присоединившись к различным частям Красной Армии, продолжали воевать. Об этом тоже свидетельствуют документы и награды!
Так чей же сегодня праздник? День КАКОГО защитника Отечества мы отмечаем?
Память должна быть общей! Интернациональной! Факты - упрямая вещь. Они говорят сами за себя.
(В работе над этой публикацией использована книга М.Пахаева "Старые Атаги.Личности.События.Факты")
Свидетельство о публикации №215022301462
Зачем нужно было менять название праздника?
А по поводу национальности... Я светловолосый и светлокожий. Северо-западный славянин, так сказать. Брови только черные... А тут недавно мама сказала, что прадед мой был смуглый и чернобородый! А племянница его ( нашлась фотография) вообще то ли цыганка, то ли кавказских кровей. А в войну ее немцы чуть не расстреляли - посчитали что еврейка! Едва отстояли всей деревней! А замуж после войны она вышла за белоруса. Жили в русской деревне. Вот ведь как. А сын у них русским числится.
И как тут по национальностям делить? А то, что обычаи , нравы и вера у разных народов разная - так ведь это хорошо! Нужно только с правильной стороны на это смотреть. Ну,и конечно среди всех народов есть разные люди. И такие.. И другие. А иначе не бывает!
Спасибо, с уважением,Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 11.09.2019 14:35 Заявить о нарушении