Венецианские краски зимой и летом. Часть 3

                Из цикла "Европа своими глазами"

Предыдущая часть 2 - http://www.proza.ru/2015/02/20/1115


На авторском фото -  прогулка по каналам Венеции;   мост Риальто;  набережная с мостиком возле автовокзала;  Большой канал.  Венеция, Италия.



Едва прикоснувшись к краскам Венеции зимой, захотелось увидеть её в летнем убранстве. И своё большое путешествие в конце мая по Италии начать именно с Венеции.

Наш большой самолёт из Москвы до Венеции был забит до отказа! Вот что значит начало туристического сезона.  И мы приурочили своё путешествие по Италии именно к этому периоду, когда ещё не очень жарко,  всё ещё в весенних красках, не выцвело от знойного солнца.

Приземлились мы в международном аэропорту Тревизо, что в 20 км северо-западнее Венеции. Есть ещё международный аэропорт  Марко Поло. Он также расположен на материковой части.

Город Венеция на сегодняшний день представляет собой объединение островной Венеции с материковой частью Маргера и Местре.

В Местре сегодня главный транспортный узел, здесь расположен железнодорожный вокзал материковой части, главный железнодорожный узел Венеции. Оттуда идут поезда до вокзала на острове Санта Лючия в Венеции.

Маргера – это портово- промышленная зона, и по сей день порт Маргера играет огромную роль в торговых отношениях не только Венеции, но и всей Италии.

Здесь, в этой зоне, расположено множество предприятий нефтехимической, металлургической, судостроительной промышленности. Здесь же расположены электростанции, питающие промышленную зону и близлежащие населённые пункты.

Кстати, это соседство не лучшим образом сказывается на внешнем облике исторического центра Венеции, отнесённого ЮНЕСКО к объектам мирового наследия. Это привело к эрозии дворцов и скульптур. Но, видимо, это удел всех исторически значимых объектов, расположенных вблизи мест обитания человека.

В островной Венеции проживает всего около 58 тысяч человек, тогда как весь город вместе с материковой частью населяют 264 тысячи человек. Как видим, основная масса людей занята на промышленных предприятиях и проживает на материковой части города.

Некоторые считают, что в своей публицистике о путешествиях я часто ссылаюсь на официальные данные, но как без этого быть объективной? Как без этих подробностей можно представить тот или иной город? Ведь я не описываю город в пустыне на Марсе!

И без таких подробностей потеряется объективность восприятия, объёмность увиденного. А я ставлю своей целью знакомство с городами,  странами и народами, а не описание своих восторгов по этому поводу.

Жизнь в островной Венеции очень дорогая, я об этом уже писала. Один день пребывания в отеле 4 звезды стоит примерно как проживание в равнозначном отеле в центре Парижа, рядом с Лувром.

Хотя это Венеция, всё здесь миниатюрно, не помпезно, а просто и скромно. У нас был заказан всего один день проживания в Отеле «Saturnia», который расположен в самом историческом центре Венеции, недалеко от площади Сан Марко.

Наша провожатая Марина имеет такую же историю, как и Наталья, в первой поездке по Венеции. С сыном переехала к мужу-итальянцу, и проживает на острове Лидо, в небольшой квартирке. Далеко не все итальянцы богатые люди, её муж просто рабочий на одном из предприятий. Но предпочёл в жёны русскую женщину с ребёнком. Они работящие и добрые. В своём дальнейшем путешествии мы встретили и других, и я ещё расскажу о тех наших соотечественницах, кто ищет богатства.

В этот раз при выходе с самолёта нас охватило жаром с высокой  влажностью. Температура была около 28 градусов, но при стопроцентной влажности было трудно дышать. Марина сразу предложила нам укрыть голову и плечи, чтобы не заработать солнечный удар и не обгореть в первый же день.

 Пока ехали до автовокзала, на пути встречались загородные коттеджные посёлки. Такие же небольшие 2-х этажные дома с большими открытыми террасами, увитыми виноградной лозой и розами. Во всём  убранстве маленьких наделов в 2-4 сотки земли  чувствовалась хозяйская рука. Всё чисто и аккуратно,  и всё в цвету.

 На такси мы доехали до автовокзала Венеции, где пересели в катер-такси и отправились в свой отель по каналам Венеции. В этот раз воздух был наполнен цветочными ароматами  - только что расцвели  олеандры, и их резкий запах перебивал даже запах стоячей воды в каналах.

Все отели принимают посетителей со двора, то есть со стороны каналов. Такое маленькое крылечко-причал, куда привозят постояльцев. Вот и нас с приятной улыбкой встретил портье, и пока мы оформляли документы, отнёс наши вещи в номер.

Быстренько поднявшись в номер, чтобы распаковать вещи и переодеться с дороги, мы были приятно удивлены скромному убранству номера. Даже в Париже, в дорогих отелях, где номера нам казались крошечными, было просторнее. Здесь, в Венеции, всё на вес золота, и каждый сантиметр функционален. На третьего человека нам дали раскладушку, поскольку снимать отдельный номер на одну ночь для нас было бы большой роскошью.

Единственное, что поразило, это плотные ставни на окнах и очень тяжелая их драпировка.  Позже мы поняли, что иначе здесь не заснуть. Как и Париж, город живёт и ночной жизнью, с ярким освещением и всеми возможными звуками.

Спустившись вниз, мы вышли на улицу города. Парадный вход в отели открыт для входа постояльцев с улицы.  На улицах совсем нет городского транспорта. Как нет и мотоциклов, скутеров и велосипедов. Все улицы островной Венеции – пешеходные.

 Надо отметить, что входы в отели не кричащие, а скромные, просто раздвижная дверь с  табличкой над ней и указанием названия. Каждый квадратный метр фасадов домов используется в качестве витрины или рекламы магазинчика, лавки, кафе. Всё очень сжато и миниатюрно.

Мы же начали своё знакомство с весенней Венецией вновь с посещения площади Сан Марко. Здесь как раз закончились празднества – дни весеннего  музыкального фестиваля. И, как и в зимней поездке, весь город расчехлялся от транспарантов, разбирались подмостки.  Тогда, правда, они устанавливались. В эти дни везде звучит музыка, а каждая деталь города превращается в сцену.

 На самой площади возле уличного кафе, куда мы присели выпить по чашечке венецианского кофе, было много ещё не убранного мусора, галдели голуби, и люди на всех языках. И это понятно, начало туристического сезона! И запредельные цены на всё, включая чашечку необыкновенно вкусного кофе.

Город кипел жизнью! Марина рассказала нам, как издали отличают русских и китайцев в Венеции. Русские – с покрытой головой, в шляпах и панамах, а китайцы – с маленькими ажурными кружевными зонтиками над головой. Которые, кстати, здесь продаются на каждом углу. Ведь на острове Бурано, куда у нас запланирована поездка на завтра, с давних времён живут кружевницы, и этот промысел доведён ими до совершенства.

Уличная торговля в Венеции тоже регламентирована. То есть, с лотка. Но сразу бросились в глаза разложенные на мостовой тут и там товары, в основном африканского производства. Кожаные сумки, ну точь-в-точь копии тех, что выставлены в витринах магазинчиков от известных кутюр! Но раз в 10 дешевле. Изделия из красного дерева, пластмассовая  имитация бижутерии из Муранского стекла.

Конечно, кто разбирается в качестве товаров, при ближайшем рассмотрении увидит, что это подделка, и даже не очень хорошая. Но раз продают, значит, кто-то покупает. При нас пару раз такие торговцы «сворачивались» в пять  минут, и удалялись за ближайший угол. Марина объяснила, что этих нелегальных торговцев гоняет полиция. 

Ну, а мы закончили обзорную экскурсию по улицам города новым путешествием на гондоле по каналам. Не знаю, можно ли в пик туристического сезона просто так взять гондолу, как такси. Скорее всего, нет. Надо заказывать на определённое время и проплачивать заранее, месяца за два.

Путешествие было приятным уже потому, что плыли по каналам между домами, укрывавшими от лучей палящего солнца. Приятно охлаждала влага. А теперь, думаю, самое время рассказать о символе Венеции - гондолах и гондольерах.

Современная гондола – это плоскодонная лодка 11 метров в длину и 1,4 метра в ширину. Она лёгкая, удобная в поворотах, быстрая (около 4 км в час) и вместительная (до 1200 кг).

Специалисты утверждают, что соотношение между скоростью и затрачиваемой энергией делают её самым рентабельным судном в мире.  Такого совершенства она достигла благодаря своей востребованности и унификации на протяжении веков.

 Первоначально лодка управлялась чернокожими рабами, принадлежавшими венецианским семьям (исторические хроники 1493 года) и служила транспортным средством для перевозки людей и грузов. К концу 15 века уже была образована корпорация гондольеров (их было от 15 до 29 тысяч), или каждый четвёртый житель Венеции.

Вначале гондольер управлял лодкой, стоя посередине. Чтобы вместить побольше людей, гондольер переместился на корму, и тогда потребовалось более тяжёлое весло, около 40 кг, и более длинное, до 4, 2 метра.  Делается из ствола бука, плотного и прочного.

Изменилось и строение уключины – в ней сделан ряд пазов, куда попеременно вставляется весло, меняя длину рычага и регулируя скорость. Управлять лодкой в движении – большое искусство! На фото очень хорошо видна такая уключина.

Вместе с тем, что гондольер переместился на корму, последовали и другие изменения конструкции. Для противовеса на носу лодки установлена тяжёлая пластина из ферросплавного материала с завитком сверху.  По внешнему виду она напоминает гребень церемониального головного убора венецианских дожей. Этот набалдашник  является ещё и ориентиром для управления и определения высоты мостов.

Лодка не симметрична, левый борт на 50 см дальше от продольной оси, от диаметральной плоскости. То есть, она однобока. Но изящна в движении, красива и удобна. А состоит она из 280 частей деревянных конструкций, используется примерно 15 видов разных пород дерева.

Стоимость изготовления современной гондолы варьирует от 25 до 40 тысяч евро. В городе много ремонтных мастерских, где можно починить гондолу, сделать «техосмотр» и вовремя что-то подправить. Это целая индустрия.

Сегодня гондола выполняет только декоративную роль, возит туристов. И поэтому число гондольеров не превышает 433 человека,  объединённые в гильдию, закрытый клуб. Все они должны быть венецианцами по происхождению. И получают право управлять гондолой по наследству.

А вот дальше надо обучаться 9 месяцев, и сдавать экзамен по теории и практике. Гондольер обязан хорошо знать историю города, быть хорошим оратором, находчивым и приветливым, и ещё уметь исполнять барочную песню гондольера – баркаролу. Обязательно и выполнение дресс-кода – полосатой майки с белой рубашкой поверх, и соломенной шляпы с синей или красной лентой. Это прописано в правилах.

Стоимость обучения тоже немалая, но и заработки хорошие. В среднем полчаса катания в сезон стоят 100 евро, песня гондольера  – за отдельную плату. После сдачи экзамена и подтверждения своего права вступления в клуб выдаётся лицензия.

Вот такое короткое отступление, без которого путешествие по каналам будет выглядеть простым катанием на лодке. А это всё-таки гондола, и с ней надо считаться!

А мы, тем временем, наслаждались путешествием по каналам, отдышались от суеты запруженных туристами улиц Венеции, на час ощутили себя в прошлом, среди старых не реставрированных стен домов, маленьких кованых балкончиков, выходящих к воде, уставленных цветами и увешанных бельём для сушки.

То там, то тут, слышался плеск весла, приветствия гондольеров друг другу или барочная песнь гондольера. На углах узких каналов стоят зеркала, отражающие виды перпендикулярных каналов-улиц. И поражало, как легко управляют своими лодками гондольеры! Но это только видимость.

Ширина каналов порой не превышает 2,5 – 3 метров, из перпендикулярно расположенных каналов постоянно выплывают другие лодки, а многочисленные миниатюрные мостики заставляют гондольеров пригибаться ко дну лодки.

Одним словом, мы видим только  лёгкость, с которой нас катают. Но какой это нелёгкий труд, постоянно быть во внимании, чтобы не столкнуться с выплывающей из-за угла гондолой, на ходу переставлять на уключине сорока килограммовое весло из паза в паз, да ещё и петь!

Когда же закончилось наше знакомство с прошлой жизнью Венеции, её историей, ведь, по сути прогулка на гондоле – это участие в театрализованном представлении под названием «История Венеции», захотелось вкусить и земных яств. И мы отправились в один из знаменитых ресторанчиков на набережной Рива дель Скьявони, близ известного моста Вздохов.

Продолжение часть 4 - http://www.proza.ru/2015/02/28/1229


Рецензии
Как интересно! особенно впервые читаю такую полную информацию о гондолах и гондольерах.

Очерк живой, ощущается плеск воды, слышится баркарола, песня гондольера...

Благодарю!!!

Раиса Патрикеевна   21.09.2022 11:08     Заявить о нарушении
Да, эта информация почему-то малоизвестна.
Спасибо, с уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   21.09.2022 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.