Капитал

Капитал приобрести, и невинность соблюсти.   М.Е. Салтыков -  Щедрин.
               
Вредно на ночь смотреть  наши   телевизионные передачи.  Она не могла  успокоиться  от возмущения.  На  «Домашнем»   запустили новый проект,  ничего оригинального: женщины меняются местами. Многодетная  мать  из бедной семьи   идет на  неделю к «мужу» – миллионеру, вторая  многодетная  мать, «принцесса на горошине»,  -  к «мужу» -  таксисту.
Основной лейтмотив программы: мы все «одинаково равны», у нас нет места дискриминации.
Какие  же  акценты  расставляются еще?
Нам на  развлечение почти русская народная  сказка  «Журавль и цапля».
Папа – таксист – это  ничтожество, которое не  может заработать денег, обеспечить  семью, жену, детей. В квартире грязь. Он и его семья, неухоженная жена, невоспитанные дети,  нам не нравятся – минус баллы привилегий. Умрите…
Папа – миллионер –  пример для подражания. У него одни «баллы привилегий»: «непосильным  трудом» обеспечил достаток в семье, ухоженная жена - единомышленница, имеющая свой маленький, для души, бизнес. Дети развитые, воспитанные  под присмотром  высококвалифицированных нянь, умеют  считать и зарабатывать деньги  почти с пеленок,. В доме идеальная чистота.
Все вдруг чувствуют, он, его семья, жена, дети,   имеют полное право никогда, ни при каких условиях, не быть оскорбленными завистью «быдла».
И курсивом, невзначай: чувства важнее фактов! Не вспугнуть бы это «невзначай»
Стало вдруг понятно, почему с давних  пор  у цапли  с журавлем дружба врозь.

Новое  время, новые идеи, но суть  сохраняется, стара как мир – капитал создает свой имидж, в «эпоху первоначального накопления капитала».
Лучше А.П. Чехова, на мой взгляд,  прокомментировать эту ситуацию невозможно: «Буржуазия  очень любит так называемые  «положительные» типы и романы  с благополучными концами, так как  они успокаивают ее на мысли, что  можно и капитал наживать  и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым».
Большие деньги – легкими и «чистыми» не бывают?!
Да  деньги – средство к существованию, но не цель существования. Ее  однажды спросили:  «Любишь деньги». Нет, она просто пыталась  их всю жизнь заработать, чтобы  жить самой  и обеспечить  нормальное существование детей. Жизнь – работа не  на одну  ставку и  деревенский  «джентльменский набор» огороды и  всякая  «живность». Спала по три  часа.  Бег. Бег всю жизнь. Но денег, которые «зарабатывала непосильным трудом», никогда не было. Для нее дефолты, кризисы  -  ничто. Как жила, так и живет, теперь уже на пенсии,  – без денег, «за душою ни гроша». А что же есть?  Душа…
- Господи, вот тебе моя душа…
Никогда не  подличала, не  искала  «любых способов» заработать.  Нет?  Никогда?  Никогда!
Уровень жизненных притязаний у каждого из нас  разный.  В принципе он зависит от  веры человека в свои способности и проявляется в стремлении  завоевать определенную репутацию, получить признание  в глазах значимой для тебя группы людей.
 Понятно, что для  десяти  – пятнадцати   процентов  хозяев жизни – она обыкновенное «быдло», не способное заработать и жить   «достойно», как  тот  таксист, только у  него среднее образование,  у нее высшее. Но относятся они  к одной группе  -   «Они нам не нравятся» им нет места среди достойных людей.
Но для нее была  важна оценка людей «ее  круга». Если человек адекватен  и у него «нормальная», не завышенная  самооценка, то он руководствуется своими   принципами, независимо от  мнения  окружающих на свой счет,  и он  воспринимает   критику, нет бурной защитной реакции, которая  зачастую и разрушает нас.  В этом случае нет  стремления «переложить»  на других  людей, обстоятельства  ответственность  за свои жизненные неудачи, разочарования.
Верная самооценка, а не количество  денег, поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное  удовлетворение.
Поймите ее правильно. Она  не против денег,  только за. Она только  против  того, чтобы  деньги превратились  в   «мерило»  нравственности и жизненной состоятельности   человека.
 Грешница, она   не испытывала  восторга от детей, которые  «с пеленок»    мечтают о том, «сколько у них  будет денег и как они  их потратят», она  против  того, чтобы женщины оценивали  достоинства мужчин по количеству денег.

Если  в мире  главной ценностью станут деньги, то  «и будет нам за человека страшно, за человека страшно в нем»?!.


Рецензии
Тут, Ирина, вот какое дело. У капитализма в основе лежит протестантская религиозная идея об избранничестве, согласно которой Бог благоволит только части людей, у которых и в обычной жизни все складывается благополучно. Неудачник, "лузер" - это отвергнутый Богом человек, с которым приличному, "избранному" даже общаться не с руки. Он даже не то чтобы "сам виноват", он просто другого сорта изначально, на нем нет божьей благодати.

Ну, и, соответственное отношение.

Константин Дегтярев   12.07.2015 13:54     Заявить о нарушении
Позвольте с Вами не согласиться. Капитализм, зародившийся в Европе, В ТОМ ЧИСЛЕ, не объединял только католиков, евреев было много и именно они финансировали строительство мануфактур среди них были люди разных национальностей и вероисповеданий. Капитализм - это общественно - экономическая формация. Поэтому насчет избранных - промолчим, первоначальное накопление капитала - кровь, убийства, обман. Так с кем не с руки общаться, когда попираются все нормы нравственности? Может не Бог благоволит? Пересортица - несостыковочка. Да и теперешний капитализм - это другое. На мой взгляд это люди деятельные, предприимчивые, нравственные, уважающие человеческое достоинство любого человека, потому что сами, как правило - вышли из низов, благодаря своему труду. Вот имидж богатого человека, а вот про лузера, это , простите, можно написать, когда не получается. Я вот тоже, как мышь церковная бедная. но не завидуем. Дав, не завидуем! Хлеб, так хлеб, вода, так вода - живая, да?

Ирина Маркова 4   12.07.2015 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.