Мегрэ во время оккупации

Жорж Сименон. "В подвалах отеля "Мажестик", "Сесиль умерла",
 "Подписано: Пикпюс", "А Фелиси-то здесь!"

В 7-м томе собрания сочинений о комиссаре Мегрэ издательства "Центрполиграф" собраны 4 романа, опубликованные в 1942 и 1944-м годах – в то время, когда Франция была оккупирована нацистской Германией. Мегрэ волей своего создателя в это нелегкое для французов время продолжал работать на своем посту (всего вышло 7 произведений из цикла о Мегрэ), не обращая никакого внимания на изменившиеся обстоятельства. Причина такого поведения комиссара проста: Сименон оставил своего главного героя жить в старой доброй Франции 30-х, где никто и помыслить не мог, что через несколько лет страна будет захвачена соседями, расширяющими границы Немецкого мира.

Все 4 романа из этого сборника вполне типичны для Сименона и строятся по одной и то же схеме: совершено убийство; кто убил – загадка; Мегрэ тщательно изучает жизнь жертвы и главных подозреваемых; и, в конце концов, на фундаменте их прошлого комиссару удается раскрыть убийство. Несмотря на сюжетную повторяемость, истории Сименона не приедаются: его способность населять свои произведения живыми людьми, которые идут по жизни к единому для всех печальному концу по разным дорогам, не позволяют сюжетно сходным романам сливаться в один.

Даже трудно выделить лучший роман в этом сборнике. Легче назвать тот, который несколько выбивается из общего ряда: пожалуй, на мой вкус "Подписано: Пикпюс" получился чрезмерно переперченным и пересоленным. Переизбыток действующих лиц, странные действия преступников, не очень адекватные поступки жертвы… Следить за расследованием тяжеловато, а в концовке романа нет обычной для Сименона логичности в разгадке преступления. Она не выглядит правдоподобной.

А вот последний роман "А Фелиси-то здесь!" выделяется из общего ряда тем, что Сименон сделал главной сюжетной линией отношения Мегрэ с молодой девицей Фелиси, которая является основной подозреваемой в смерти своего хозяина. Сименон в своих произведениях практически не уделяет времени личной жизни Мегрэ. Да, у комиссара есть его мадам Мегрэ, но она что-то вроде любимого кресла - составная часть домашнего комфорта, к которому Мегрэ не сильно-то и стремится. У мадам Мегрэ нет детей и понятно почему: комиссар не занимается с ней сексом. Что тоже можно понять: кто же удовлетворяет свою страсть с креслом?  Но что еще более странно: Мегрэ и на других женщин не больно-то заглядывается! Точнее – они ему интересны только как свидетели или подозреваемые. И вот в этом романе про Фелиси что-то в черствой душе комиссара вдруг просыпается и, хотя до адюльтера дело не дошло, но возникшие отношения между комиссаром и Фелиси я бы назвал весьма перспективными.

Что интереснее всего, в этом романе при рассказе о Мегрэ Сименон явно проговорился относительно своих отношений с женщинами. Автор обмолвился, что Мегрэ никогда не любил. По-моему, здесь Сименон говорил исключительно о себе. Именно писатель (а не его герой) славился своей сексуальной одержимостью и если и любил женщин, то не одну из них, а в целом – как класс. Одной женщины для него всегда было слишком мало. 

В этом же романе про Фелиси писатель очень точно охарактеризовал жизнь настоящего сыщика – такого как Мегрэ: "… ему кажется, что из-за своей проклятой профессии он обязан жить жизнью всех остальных, вместо того, чтобы спокойно жить своей собственной". Действительно, у следователей, адвокатов, и даже судей, которые не формально относятся к своей работе, а по-настоящему стараются разобраться, что же произошло в реальности (до, во время и после совершения преступления), такое ощущение неизбежно появляется. Такова уж специфика этих профессий.   


Рецензии