Женщины постсоветской Росссии

 
Рассматривая  женские  бразы в  современных   женских проманах,  автор не  стремится к  большому количественному  охвату:  все охватить невозможно. Женские  романы в Росииобладают качеством, совершенно уникальным по документальностии  по одновременно по художественности.  Понятно,  что  литеарура отражает реальность с некоторым опозднием. Зато эта  рельность получает осмысление. Преломляя  российскиие  реалии  через призмму  личного восприятия,писательницы   окрашиаают эту реальность в яркие  краски. То есть получется  картина глазами очевидца. И в то  же  время это не только документ, но искусство. «Женщина  постсоветской России» - литературный  обзор портретов  женщин  из современных  романов . Романы  эти выбаны не случайно. Во-первых,  все  авторы  женщины.Это  намеренно. Во-вторых, все и авторы, и героини  русские.Это лучайно.  В-третьих  время написания романов – после  2000  года, за исключением может  быть,  только «Джвари» (1999), это тоже задумывалась.


Женщина и  вера
Валерия Алфеева. Джвари, по  сборнику  «Странники». Москва, Терра, 1999 г.

Толчком к рассмотреннию  романа  «Джвари»  послужило  несколько обстоятельств.  Это  обсуждение в интернете  фильма  «Три дня  из  жизни монастыря»  о женском монастыре, где  есть источник избавляющий от наркомании, фильм Спас-каменный воруг него, и  общение в с вологодской  поэтессой Натальей  Сидоровой ,чья  поэзия   безусловно  пример настоящей духовной  литературы.
Наталия Сидорова о духовном направлении литературы: «Моя  первая  книга  «Слышу  ветер» («Молодпя  гвардия») печаталась в  Киеве, много отзывов  было оттуда,  со многими подружилась, переписывалась и даже  встречалась. В Киево-Печерской   Лавре  побывала  трижды, вдела  старинные  великолепные храмы,  была в пещерах, где  лежат  мощи святых, получила невероятную  радость  от прикосновения к святыням, это  изменило меня во многом. Да, отразилось и на творчестве. Духовная  поэзия  особенная. Она одновременно  должна  быть простой и  в то  же время нести сложные  истины. Это не так  просто передать в стихах. Но накопились  мысли и  чувства  и я  пишу об этом в той  мере, какой  мне дал Бог. Стараясь не  потреблять церковную терминологию, даже  избегая  ее. В  любых  своих переживаниях я  могу  обратиться к святым, к  Матери Божией и не  быть в одиночестве:
(«В  доме  стало теперь  холоднее
И в печи  остывала  зола.
Если на небе стало темнее
значит в мире прибавилось  зла»).

Н. Сидорова: Церковно-духовная  жизнь для  меня - это прежде  всего  молитва. Молитва - это форма  внутренней  жизни. Она   заполняет  сознание и  душу. Это очень  много дает. Обращясь, я  получаю ответ, он в моем состоянии покоя, веры, я  больше не  боюсь жизни, даже  если  будет  страшнее... («Тернии и звезды  Натальи Сидоровой») Наталья  Сидорова – поэтесса, автор  многих духовных  стихов.
После  2000 года заново открылась  духовная  тема в литературе.. Об  этом  говорили всерьез и книги Алфеевой были заполнили некую нишу.. Сегодня  стоит напомнить о них читателю, потому  что образ женщины и  веры у  Алфеевой  один  из самых  сильных. О  подобных произведениях на эту  тему не  знаю.

Героиня  этого повествования Вероника приезжает в старый монастырь, причем  мужской! Небывалое  дело, чтоб это  разрешили, но ей разрешили. Да еще с  сыном, который  становится послушником. Ни одна мать не  хочет своему  ребенку монашества. А Вероника  хочет.
 Однако по ее  словам, она пустой  сосуд из которого вылили воду, но еще не налили вино. Она жадно смотрит вокруг, но для  читателя  загадка. И для  себя загадка, он только повторяет - не знаю, как жить  дальше.
 Общее  мнение - в монастырь идут  спасаться от горя, замаливать грехи... Но  эта женщина ведет  себя странно. Уходит от внешней вполне благополучной  жизни в лишения:  спит в  палатке в  ливень, одета в как  чучело, в башмаках с отвалившимися  подошвами. И не  сопротивляется: игумен ее вразумляет, что в монастыре все красивое не нужно, а настоящая монастырская  еда  без цвета  вкуса и запаха...

Самое поразительное происходит с книгами.
Вероника прочла  уже  до  монастыря  много  святых  книг, а игумен не только не хвалит, но и  осуждает ее. Дескать,  святые  книги  усиливают  разрыв  между тем, что в голове и тем,  что в  жизни. Между тем,  что человек делает и тем  что должен.
И Вероника не ропщет, она  это сама  выбрала. Парадоксальность ситуации, тем не  менее,  подготавливает читателя к тому, что бы воспринять  судьбу  Вероники как совершенно естественную. Ведь ей  здесь так  хорошо,  лучше не бывает И какое бы ей ни дали послушание, она  его выполняет безропотно. Никогда не  умея готовить,  идет  и  учится  борщ  варить... Всю  себя  вывернула наизнанку.

И дальше она  переносит  испытание за  испытанием. Она  согласна остаться в монастыре, но ей нельзя. Отправят в  женский  монастырь. А  сын  останется  здесь. И она  страшится этого  момента  и всю работу  делает.... Отец Михаил приобретает  большую  власть на  сыном. И ей  это  и радостно,  и горько. Ее  любовь к сыну Мите прост безгранична и она ее  любит, понимает. И  вдруг  чужой человек отбирает ее  ребенка....Его  душу...
Любая  женщина поймет  Веронику, но не любая поддержит. И  ведь своими руками отдала!
Читатель не знает ничего  об Веронике, вернее о той  жизни, которая  была до монастыря. Но видит, какая  у нее выдержка, какая стойкость  и  сила.

Но главное  испытание  настигает  уже после того, как сын Митя пишет  посвященному лицу, Патриарху. Вот так: игумен  благословил,  ребенок написал настоящий  церковный  гимн и преподнес даже. Какая  радость для  матери,  вложившей в  дитя все лучшее, саму  себя. Но пока  Митя  уезжает на торжество, в  монастыре разыгрывается  трагедия. Игумен не принимает  дружеского участия Вероники, ее  кротости и наносит  ей жестокий удар, вынуждая  к  бегству. Проплакав  много часов у  реки, она  внутренне  прощается с обителью Джвари, принесшей  ей  столько радости. А в  это время  все  ищут ее.

Но  поздно, она  не  может остаться. Образ Вероники, сумевшей после  обычного  мирского  бытия принять жизнь послушницы, самостоятельно  преодолевшей  многие соблазны, читающей  духовные  книги, потрясает  своей  чистотой. Она  уже  подошла  так  близко изменению моей  духовной  жизни... и оказывается, что даже  это ей не позволено. Она  увидела   и  узнала впервые  человека, которого полюбила... но  и  это ей не позволено. Она  нашла место где  может осуществиться не  только ее, но жизнь сына... И это тоже не позволено. Она  уже  осуществилась  как  писатель, но разочаровывается в  этом. А  есть ли у нее  моральное право говорить что-то другим, делиться, если  сама она  пустота?
Она  постигает острейшие этические  вопросы: что значит приблизиться  к Богу? Не внешней   атрибутикой,  внутренней?  Что значит  любить Бога прежде  своих  близких? Как найти в жизни смыл,  когда он  уже потерян? И только ли в  монастыре  возможно спасение?
Женщина оказывается в  водовороте  этих вопросов  так же, как ввергнут в них и  мужчина. И она уходит не смирившейся. Вернее  смирившейся, потому что любовь  к  Богу означает  прежде всего  к Нему любовь и принятие всего, что Им  послано. Потрясающая прозрачность литературного языка, высокая  эмоциональность  изложения, даже  там  где  сплошные цитаты из Библии .
Образ  Вероники –это приближение  в  образу  женщины-монахини, истинной молитвенницы,хоть и  живущей в миру.


Горе и характер
Анастасия Астафьева. Медведица. Киноповесть. Проза.ру   2008г.  Не издано

В  творчестве этой  писательницы  природа   занимает  главное место. Но назвать  медведицей  женщину? Уж это явно не комплимент. А  тем не менее, деревенский  мужик  Иван попав в переплет, обнаруживает  эту самую женщину, медведицу, в дремучем  лесу . И уйти из-за раненой ноги не может, и понять ничего не может. К ней нельзя приближаться, она схоронилась от людей в этой  глуши. И как бы он ни бросался к ней с трезвой или пьяной тоски –он получал яростный отлуп. Его друзья  кинулись  и тоже потерпели крах.
Лишь к  концу  повествования  читатель начинает понимать причину  трагедии. Ольга -  убийца. Не  осужденная  по с уду, но  сама  себя осудившая. Закопавшая  сама  себя в  этой  избушке.

Иван не может  этого понять, он  лезет и лезет к  женщине, которую пытается по  своему любить, догадываясь, что она  инакая, другая, но он перед ней  - никто. Она  добровольная  мученица, и никакие  житейские  доводы  ее не трогают.
Там есть  эпизод, когда  Иван  валяется больной и беспомощный, а  она  где-то за  печкой  моется, мелькает  молодое  тело. И поневоле  читатель верит , что да, Ольга наконец решилась на сближение. Вот,  живая же  она. Баба. Но никакой  бабы не  будет. Никому. Ни  Ивану, ни другому.
Жутко  жить одной в лесу. То зверь задерет, то люди  придут  хуже  зверей. Но пока она  сама  себя не простит, она скорее умрет, чем  шагнет навстречу.
Сила и  упорство  этой женщины, не просто потерявшей, но убившей  троих своих детей, не укладываются в голове. Такая  жизнь казалось бы, лишена  смысла. Кажется, лучше  умереть? Но она не  умрет.  Таков  ее  выбор, и  выбора автора, кстати...  который готов  защитить героиню.
Временами кажется  что Ольга   Каменева – фантом.  Или  призрак из прошлого. Ну  нет теперь таких женщина, нет.
Но она же  есть – Оля  Каменева, невольная убийца, вечная  вражда с людьми. Горе  сделало из нее  медведицу, одинокую шатунку. И поскольку  горе не  избыть , так и характер не поменять. И оставьте  все   ее  в  покое, пусть она,  памятник  самой  себе.
Образ  такой  яркости и и внушительности тянет на роман. А тут  киноповесть. А надо бы книгу, да еще бы многотысячным  тиражом…
Несомненно, что-то  в Ольге Каменевой  есть и от автора, фигуры неординарной, сильной и трагичной. И никакой не призрак она, умеющая все, но одинокая дикая  женщина. Такая и должна  быть, чтобы  выжить одной. Даже  если  жить незачем.
Этот  образ не исключение, он тянет за  собой  аналогии. Ольга – это  обьяснение, как и почему  выживает постсоветская  страна . Она  выживает вопреки здравому смыслу. В  большой  степени  история Ольги это  еще и протест против всеобщего сексизма в  жизни и литературе, когда  женщина  представляется предметом  потребления.
Ольга символ женщины-воительницы. Она выживает в тайге, в  морозы, она прекрасно  стреляет и охотой  добывает  себе еду. Умеет  постоять  за  себя. Этакая  амазонка  нашего времени.

Чем больше  физическое  страдание, чем богаче душа
Лара Галль. «Немного  зло и горько о любви». Астрель.  Спб.  2009г.

В  романе Солженицына  «Раковый  корпус» проходит идея по которой  внутренний  мир  человека  зависит от его физического  здоровья, но  зависимость  обратная – чем  сильнее  физическая немощь,  тем яростнее  дух (впервые  об этом у Томаса  Манна прочитано, в  «Волшебной горе»). В онкологической  больнице, где  существование  людей придавлено  страхом  смерти, назло всем ужасам телесной  жизни возникает  любовь И  главный  герой  роман Костоглотов уезжая н поезде, понимает  что  самое  ценное осталось там, в больничке.
 В центре  романа  Лары Галь  «Немного зло и горько о любви»  девушка-инвалид. Лера не  может ходить  вследствие рассеянного склероза. Пространство жизни ограничено инвалидным  креслом. Отчаяние одиночества   толкает Леру на необдуманный щаг – дает  обьявление, что выслушает каждого. Желающие тут же  находятся –Маша и Влад в состоянии  вечной  войны, Маша  пытается  порвать путы ненужного брака, Влад ее  удерживает, хочет заставить  вернуться. Лена  выслушивает по очереди то одного,  то другую и оказывается  впутанной в неразрешимую  ситуацию. Каждый  цепляется  за  Леру  как за соломинку.
Лера – интеллигентное, тонко  чувствующее  существо. Она  много читает, образована,  психологически  глубока и в то  же время открыта перед. Она  хочет  помочь запутавшимся  людям, , которые требуют от нее  слишком  много, и она же н  безучастный  слушатель, она сопереживает и страдает вместе с ними. И ее  болезнь, которую она переносит достойно, не ожесточает ее, наоборот, дает ей острее ощутить  чужие страдания. У Леры у  самой все непросто, она  любит  женатого  человека, и она  любит ее, но  семью никогда не оставит… В  конце концов  Влад  похищает Леру, как беспомощное  тело и  предлагает замуж. Любовь в  этом грустном романе  действительно предстает  как орудие  пытки. Вообще  это роман  о чрезмерности  любви. Там  есть  вставная история Илларии о такой  силе любви, которую нельзя остановить волевым  усилием.
Лера записывает историю Илларии  и многие  другие, записывает, потому что он ее  потрясает. Влад  дал  ей  диктофон и хочет напечатать книгу  рассказов  Леры, чтоб  выслушанные ею исповеди больше не исчезли. И  главное, чтоб порадовать Леру. Но Лера  разбивается на  самолете. Так в конце концов получается, что все, кто  запутался, должны  распутываться  сами…
Роман этот не пестрит  событиями, он все время останавливается,  как лодка на реке  без течения, останавливается и дает подумать. Это  мудрый роман, лишенный  позы, агрессии, и шантажа. Он очень грустный , но утешающий.
Образ  Леры это образ  самого милосердия. Она  не читает  проповедей, но ведет  себя поистине по-христиански. Даже свое похищение она обьясняет отцу,  чтобы не пугать его,  как командировку, не  более. Она склонна всех прощать и выгораживать. Она заранее отказалась от эфемерного  женского счастья, ибо она  сестра милосердия. Лера  хоть и  современная  женщина, но очень близка к  традиционному пониманию роли женщины. Доброта, прощение и так  далее. Лера показана  без особых социальных привязок. Приметы  времени  есть в  окружающей среде, сама же она могла рдиться в любое время.

Без любви

Анастасия  Рогова  «Культ прекрасного». Роман  2014 года. Не  издан.

Здесь можно и нужно  говорить о таком  редком типе женщины, которая  разучилась любить. Роман Анастасии Роговой, спец. корреспондента  "Российской  газеты", несомненно, имеет прототипов, и списан с реальности. Там три главных героини, три подруги Маша, Даша, Анжела, все умны,  красивы, сами  зарабатывают,  много лет  дружат и во  многом похожи, так  что их  можно воспринимать вариантами одной и той же современной женщины. Героинь слишком много. Внимание растекается. Бешеная энергетика. Хорошо, что есть и мысли и внешность. Умеют за  себя  постоять, ром  пьют  лихо. Но рома чересчур! Начитавшись,  можно  заработать похмелье.
Есть  черты  феминизма:  утверждение равенства  мужчин и  женщин при исключительном  превосходстве женщина. Проявлен сильный  негатив  про отношению  к мужикам. Женщина использует мужика как таблетку, для поддержания  себя в  форме.  Читатель может  быть в  ужасе и в  восторге. Но надо, надо что-то сделать!. А то все пьют и все якобы себя ищут. Это несомненно  вещь века
Горечь  и разочарование читатель проживает и переживает вместе с ними. Это страшный портрет поколения, достоверный.
А чего им не хватает-то? Ну все же есть! Даже  мужики  настойчивые возникают, то охотник, то  художник, то  киноактер, все непростые. Но нет, всех прогоняют, а потом  говорят  что счастья нет. Выходит хорошими не могут быть только насильно, а внутри у них только водка? Я  искала в этом романе  искания, надеясь, что искания будут. Но не как у них, а нравственные. А выходит им не надо…
Вот  эти огромные претензии и при этом  неумение смотреть правде в глаза  и отличает  героинь этого романа. Думаю  автор рискует навлечь на  себя  гнев  многих  читательниц, но не исключено, что и любовь. Потому что это смело – так  написать. Вот девочка Даша  возмущается,  что  слишком  много  секса, дескать она  устала. Прямо  смех  берет. Кто ее  заставляет-то?
Женщина из романа  «Культ прекрасного» намеренно ужалена от  традиционных  ценностей, краски намеренно  сгущены. Чтобы показать, что  эти  секс-бомбы – бедные, бедные,  и  так  уже наказаны. Например, тебе показывают  бородатую женщину – вот !  всем нравится! а ты  говоришь - нет!  не нравится. Так может просто ты нетолерантна?  У  этих девчонок  сбиты  нравственные нормы, у них  все есть, ничего не надо, а если надо,  то сами и не  могут сформулировать - что.
Парадокс не хотите?  У наших дочерей  все  есть, а они кричат - ничего нет. Ужас – нет ни денег, ни  дома, ни любви. Ну и  живут при родителях всю  жизнь. А у наших  матерей ничего не было, адский  труд, война, голод, пашня с тракторами. А они  всегда говорили  - у нас  все  есть, мы счастливы,  что отдали  жизнь  стране. Без одежды, без платьев – счастливы. Видимо счастье  зависит от внутренней настройки, а ее по словам героини Лары Галь,  можно  создать какую  угодно.

Почему  все же  культ прекрасного? Какого  еще  прекрасного?  Прекрасного внешне. Они любили  красоту и ее  сделали  культом  жизни. Ориентир на картинку. А чтобы  были внутренние ориентиры, этого маловато.
Вот  есть в романе  эпизод, одна из подруг Анжела  знакомится с  художником и  у них закручивается  бешеный  виртуальный роман  по сети – ходят на  свидания, она ему что-то рассказывает, он  рисует и  вешает в сеть,– мультики, комиксы. А она, когда  комиксы  видит, впадает в  такую низкую  ненависть. Потому что  что  хотела  чего-то  неземного а он  ей показал, что есть. «Ах, наглость такая, не так нарисовал». Хочется урезонить ее: «Ты  Анжелочка,  еще мало каши сьела,  мало пережила, чтоб так  вскидываться…»  Но вообще  эти нимфы вполне живые. И никто им приговор не пописывал. Просто  есть тенденция, которую Рогова уловила и подчеркнула.

Брать или  отдавать
Галина Щекина ОР, роман. М.Окси-Пресс, 2008.

Ромн  «ОР» впервые вышел под одной  крышей с  ромном  «Графомванка».Это основательно  подпортило  судьбу произведения, пролистапнного и непонятого,которое ничуть не  слабее , а  в чнем -тосильнее Графоманки. Поэтому  многие персонажи и коллизии «Ора».  не были замечены читающей публтикой.Однако  там  есть  женский  образ и  нен один.Есть отсыдка в  Лолите  Набоова. И ка к там  внимание  устремлено на  Гумберта, а Лолита в тени, так и в  Оре удивляются  Титмоше Тескову, но  не его возлюбленной. Хочется опротестовть это и «повернуть глаза  зрачками в  душу».
Тома Халцедонова из  бедной  семьи и знает испытания. Отец пьющий,  мать умерла, покинув  Тому  еще  малышкой.Но ее  природные способности. и интуиция обязатеьно  вынесут ее к  поверхности жизни. Недаром же  ей достался такой  человек  как  Тимоша. И достаолось большое  чувство, которым  ещ надо  суметь рспрядиться. В  Томе  борется ее детская щедрость и осторожность будущей женщины. Тома  уже  знает, что она с своего не упустит…И главное ее свойство - – прелесть и острота  юности – она вполне  осознала. И эта  юность оказывается  хитрее зрелости ее  друга.

Сравнивая  роман «Ор» и  роман «Медея и ее  дети» Улицкой, Р.Крсильников нашел аналогии, вот  цитата: «Близость этих романов сильнее, чем кажется. Образ Халцедоновой перекликается с образом маленькой цыганки, а еще больше сходства в эротических сценах, завораживающих, безмерно чувственных, наполненных поэзией и тактом, напоминающих стихотворения в прозе.
Тома Халцедонова – из мира Модерна. Она подобна халцедону – поделочному камню для ювелирных украшений, она, оправдывая свое имя, становится «смоковницей» с созревающими плодами. Тем не менее эти аллюзии связаны с античностью, с царством классического искусства и нарождающейся цивилизации, с выделением личности из патриархального общества. Тома – индивидуалистка, живущая под влиянием новых тенденций, ворвавшихся в Россию в начале 1990-х, она хочет все сразу – здесь и сейчас. Вырвавшись из семьи, девушка не понимает предназначения этого культурного института, равно как и чуждо ей общение с землей, природой, Богом, даже с искусством. Это все характеристики современного поколения – не положительные, не отрицательные – всего лишь констатируемые».

Тома- из тех, кто берет. Это  лилейный  цветок, но  хищный. Но есть  женщина в романе ОР –противоположной  направленности. Это Марьяна, гражданская  жена Тимоши. На первый  взгляд, в начале повествования она к кажется  грубой –прогоняет  художника, придирается к запаху масла, бранит за  исчезновения…. Но позже  читатель видит, что это  только страх и забота  о безумном  творце.И самое главное – в  момент  горя Марьяна  молча подставляет  свое  плечо огромной  сеье, даже не заболтясь о своем статусе, и даже на  шашни  с малолеткой  смотри  сквозь пальцы, и сироту, подобранную  мужем во дворе, принимает ка к родную… «Марьяна  была  тишиной». Не о такой ли подруге мечтают и пишут все поэты и писатели, и  художники тоже?Молчаливая  скво – вот  кто  эта подруга..
Вот  эта  отдающая всю  себя  другим Марьяна –фигура на другом полюсе,  чем Тома..
Потому что во  в се века это было: женщина  цветок это  одно… и женщина –утешительница  другое… Хотя это две стороны  одного явления. Из них невозможно  выбрать, герою романа  Тимоше они нужны  обе.Тома  - чтобы творить. Марьяна - чтобы  жить.


Против пустоты и пошлости 
Елена Колядина. «Под мостом из карамели». ЛитРес, 2014г.


Роман «Ор»  впервые  вышел под одной крышей с  романом  «Графомнка» и и
Лета Новикова – карамелье модного ресторана. Её отец – состоятельный архитектор, дизайнер, бабушка – известный журналист. А о матери Леты известно лишь одно: та змея и мерзавка. Какие тайны скрывают друг от друга дочь, отец и бабушка? Преступление? Странные близкие отношения? Свет и тьму, граница между которыми проходит ровно посередине сердца каждого из членов этой семьи? Мучительные тайности прошлого кажутся давно забытыми, когда жизнь Леты вдруг разрывает выстрел…

Современный роман читается с большим интересом. Изображен  именно наш мир - и узнаваемый, и страшный, и притягательный. Там все  на грани фола. Читатель быстро накаляется... Такую книгу надо читать  на опасном дежурстве, где ты  замер в ожидании,  тебе нельзя  спать. Бабушка героини - хранитель тайны. Папа героини очень стремится быть не только  культурным, но и культовым. Это не мужчина, а непрерывный  супер-пупер. но он про жену думает и говорит  "гадина", отсюда  ясен его уровень. Папа,  обобщенно говоря, дизайнер. И первый  портрет дочки  мы получаем их  его уст.
«Не мог же я в необарочный фриз поместить фигуру девушки после трехнедельной диеты и в солдатских штанах, ; суетливо объяснял папа и косился на ветровку с полчищем накладных погонов и шевронов и черные берцы дочери. На тонкой шее стальной крест в виде надломленного лезвия. Руки в карманах жутких брюк в стиле милитари. Где она их взяла, в магазине рабочей одежды? А ведь он привез ей чемодан платьев: шелковых, замшевых, кашемировых. Понятно, что это протест ребенка против предательства самого близкого человека. Но когда же это закончится?! За что ему это?..»

Героиня романа Лета   Новикова -  девица без комплексов, она резкая и прямая, судя по ее  разговорам с отцом («ты весь город перетрахал»). Но Лета  противоречива. Когда  то же самое с ней  хочет  сделать ее шеф, она вдруг рыдает. Поведение  девушки такое, что о ней  не  скажешь, что она способна плакать вообще. Лета  умеет классно делать карамель, она – карамелье. На  первый  взгляд типичная неформалка, Она  дерзит родним, не учится в  школе, делает  что  хочет… но дальше  она из шпаны превращается  в  тургеневскую  девушку.

Книга распадается на  две непохожие части. До смерти бабушки и после. Героиня узнает  тайну их  семьи, переживает один  шок за другим. А реакция на горе  у нее  вполне  неожиданная: хочет работать "не за деньги". И  ей  это  удается. А  читателю едва  удается перевести дыхание. Круто. Перед нами нет  динамики перерождения. Перед нами одна  Лета  до  драмы, и другая  -  после драмы. Переломный  момент на  кухне Пугачевой. В  книге не  указано  имя, но  указана  Примадонна, сверх=богатая  женщина, купивная  на  вечеринку  роту  поваров, Которые  сплетничают  пьют и жрут за  спиной  хозяйки. Новиковой  противно. Новикова  придумывает всякие  штуки типа  карамельных  яиц, которые светятся, на  жизнь  это ей  тратить не хочется. И она  идет в  больницу для  умирающих при  храме. И начинает там  работать не за  деньги. В  эту историю  не верится никак, если бы я не знала что такой  факт  реально был в  биографии  писательницы. Даже некто вроде  Христа  фигурирует в романе,  чтоб морально поддержать Лету Новикову в ее порыве. и его случайно  убивает  полицейский…

Лета бунтарка  по натуре. Но бунтует она не против  школы  или ресторана, а против пустоты  и пошлости жизни, работа с  умирающими больными ее  полностью меняет. Идея  бескорыстной  отдачи  себя  людям не новая, но она  снова  спасает  человека от бессмыслия..Что  касается  Христа в измятом  белом плаще, то  это скорее  всего аллегория, она нужна, видимо  для того, чтобы подчеркнуть  -  не  телесной  любви  ищет героиня, она  ищет любви  духовной, требующей  всех  сил, и может  всей  жизни. Не получилось  любить родных, лаже  мать волею  судьбы ее  бросила. Но есть источник  любви более  светлый и  и вечный.
Если рассматривать этот образ в свете  традиционных культурных ценностей, но Лета Новикова, несмотря на  свою экставагантность,  берцы, и довольно странную компанию подружек из ГЛБТ, вполне традиционна. Ищет  смысл жизни. Ее главную составляющую.

___________


Героини не  разные по возрасту, уровню развития, социальному положению , по мировоззрению.Но  что их  связывает? А  связывает такая  простая  вещь:  в них выражается образ целой  эпохи. Можно  даже сказать – идеал эпохи. Время  влияло на  них так,  и плело  вокруг такие  причины и предпосылки, которые им не позволили стать иным, чем они есть. Семь  героинь – это далеко не весь предполагаемый список, но за недостатком времени решено остановится на  семи.
По отношению к традционным ценностям тут можно наблюдать  большой разброс соотвествий. Есть такие которые далеко отстоят и традиционных понятий  культуры – напрмер, триада подруг из «Культа  прекрасного» или  Халцедонова  из «Ора». И это  сигнал для  читателей. Смотрите:  это уже наша  данность. А  есть такие,  которые приближены к исконным  ценностям– например, Марьяна из «Ора», это Вероника» из Джвари»,   Лера  из «Немного  зло…» Они любят  детей, ценят институт  брака. Но  есть итакие  которых это вообще  не волнует -  «Культ прекрасного», «Медведица». Вера – постиижение  духовного олицетворяет Вероника,  другие едут  мимо. Сфера искусства,  вообще  все прекрасное – в  той или  иной  мере  близко но не всем.Они – предмет искусства, но далеки от ощущения , что не могут без этого  жить.Вот как  Тома из "ОЛра"– ей нравится позировать, но выставки не переносит. Критерии прекрасного зыбки, а разнообразие героинь такое, что иногда даже о критериях забываешь.


Доклад на  научно -практической  конференции в  Вологде    20-22  февраля 2015


Рецензии