У меня был друг

               
               
                        
               
               
У  меня  был  друг, он……
Странно  устроен  человеческий  мозг,  он  запоминает,  где  то  в  подсознании,  все,  что  происходит  в  нашей  жизни. Помнит  любую  мелочь,  любой  вздох, помнит  даже  запахи,  которые  нас  сопровождали  в  жизни. Но  когда  мы  начинаем  вспоминать, наша  память выдает  нам  информацию  обрывками. Сначала  вспоминается  то,  что  нам  или  нашему   мозгу  кажется  наиболее  важным. Потом  вспоминаются  второстепенные  вещи, какие - то  штрихи.  А  некоторые  события  мы  можем  вспомнить  только  с  помощью  гипноза  или  иных  научных  технологий. Год  назад  я  потерял  друга. Он  ушел сам. Ни  я, ни  другие  его  друзья,  ни  родственники  не  смогли  его  убедить  в  том,  что  на  этом  свете  стоит  жить,  каким  бы  мерзким  иногда  этот  мир  не  казался.  Наверное,  кто  то  сильнее  нас  убедил  его  в  обратном!    Я смог  бы,  в  силу  своего  образования, и  некоторых  навыков, написать  рассказ  с  плавными  переходами,  гладкими уточнениями  и  прочей  ерундой,  которые  применяют  люди  пишущие.  Но  не  стану  этого  делать!  Не  это  важно!  Важно  то - чтобы  о  нем  помнили  люди.  Пока  мы  помним  его,  он  среди  нас. Лично  я  давно  бы   уже  озверел,  если  бы  рядом  со  мной  не  были  такие  люди   как  Василий.
Вечная  ему  память …..! Наша  жизнь как  детский  калейдоскоп  состоит  из  кусочков  встреч,  событий,  образов………..
……………………………………………………………………………………………………………………………..

В  поселке прошел  слух,  что  появился  хороший  тренер.  Сын  после   уроков  болтался  без  дела, и  я  решил  посмотреть,  что   это   за  секция  такая. Познакомились.  Спокойный,  сухощавый  жилистый  парень  вызывал  уважение. Решил  отдать  сына  в  секцию. Как  тяжело  было  сыну,  и  почему  он  после  каждой  тренировки  говорил:  -  Больше  не  пойду!   Я  понял   тогда,   когда  Василий  открыл  взрослую  группу,  и  я  сам  стал  у  него  заниматься.  Со  временем  я  думаю  и  мой  сын  и еще   сотни  детей,  мужчин,  женщин  которые  в  разное  время  занимались  у  Василия,  говорили  ему  спасибо. Многим,  умения,  которые    вбивал  на  тренировках  этот   прекрасный  тренер,  помогли  сохранить  здоровье, продвинутся  по  службе  или  буквально  спасали  жизнь……..!
………………………………………………………………………………………………………………………….
На  огромном  колесе  от  комбайна, лежащим  плашмя,  бегал  молодой  парень  спортивного  вида  и  кричал:  -  Муха,  сволочь, дай  пройти!  Муха , собачка  размерами  с  небольшую  кошку  была  доброго  нрава,  и  жила  в  доме  у  соседа. Хотя  она  и  была  комнатной  собачкой,  но  созданием  она  была  ответственным  и  считала  своим  долгом  блюсти  порядок  в  ближайших  дворах. Улица  наша  только    застраивалась,  в  округе было всего   четыре  дома. Сейчас  она  проверяла  порядок  в  моем  дворе, и  наткнулась  на  Василия.  С  Василием  у  них  были  давние  недоразумения. Когда  они  были  вдвоем,  Муха  лаяла,  на  него,  не  переставая.  Если  же  присутствовал  кто - то  третий,  то  собачка  виновато  ходила  вокруг  Василия,  а  глаза  ее  говорили:  -  Ну,  служба  такая   Вась, ну  что  я  сделаю! Как – то  я  спросил  у  друга,  за  что  так  Муха  его  «любит»,  если  не  секрет?   
 - Да  какой  секрет,  рассмеялся  он. В  детстве  меня   очень  сильно   укусила  собака. Вот с   тех  пор  их  боюсь. А  эта  мелькая,  зараза,  чувствует  это  и  изгаляется,  как  может.  Ничего  на  свете  не  боюсь, а  этот  страх  не  могу  преодолеть. Вскоре  они  подружились. Выяснилось,  что  оба  очень  любят  конфеты.  Иногда Муха  прибегала к  нам  вне  графика, как  бы  спрашивая:  -  Василий не   приходил …….?
………………………………………………………………………………………………………………………………

Недели  две   назад  в  гости  пришел  Василий  посмотрел  на  меня   взглядом  врача  и  сказал: -  у  меня  с   завтрашнего  дня  семинар.  Длится,  будет  две  недели.  У  тебя  двадцать  пять -  тридцать  килограммов  лишнего  веса.  Его  надо  скинуть.  Я  не хочу  делать  из  тебя  бойца, но   жир  надо  согнать.  Он  был  прав.  Я  у  него  раньше  тренировался  и  знал,   что  во  время  тренировок  он  не  будет  смотреть  на  то,  что  я  старый, толстый,  и  ленивый  товарищ.  Жалости  в  зале  от  него  не  дождешься.  Но  как  бы  там  не  было,  сто  пятнадцать  килограммов  при  росте  сто  семьдесят  восемь  это  некрасиво.  Да  и  изображение  в  зеркале  говорило  мне,  когда  я  иногда  проходил  мимо  него, что  мужчина  моего  возраста  должен  выглядеть  как  то  иначе. Короче! Василий  меня  убедил. И вот  каждый  день  с восьми  утра  на  школьном  стадионе  я  бегаю, ползаю, карабкаюсь  по  снарядам.  Этот  чертов  тренер  хотел  даже  загнать  меня  на канат,  но  посмотрев  на  канат  толщиной  с  руку,  потом  на  меня,  видно  решил,   что  мой  вес  эта  веревка   может,  не  выдержать.  Это  еще  ничего! Весело  было  смотреть,  когда  меня  выпускали  на  спарринг.  В  нашей  группе  из  десяти  человек  я  был  самый  старый  и  самый  толстый. Смех  смехом, но  через  две  недели  я  скинул  девять  килограммов. Если  раньше  я  пробегал  мимо  зеркала,  то  теперь  «нечаянно»  задерживался, оглядывая  кой,   какие  изменения в  фигуре……..


………………………………………………………………………………………………………………………………
Я  был  на  зимней  сессии,  вдруг  звонок  от  Василия: - Я  в  «Лужниках»  с  учениками,  до  автобуса  еще  три  часа,  приезжай, проводишь.  Приехал.  На  выходе  с  метро  « Лужники»  с  левой  стороны  есть  кафе, зашли  туда. Оказывается  Василий  с  учениками   приезжал  в  Подмосковье    на  соревнования  по.  Вьет  Во  Дао. Выступили  хорошо.  Но  кроме  соревнований  ему  приходилось  решать  еще  кучу  всяких  бытовых  проблем:   -  Представляешь,  ходят  в  шестой -  восьмой  класс,  а  постирать  свои  носки,  футболки  не  умеют! Вот  на  днях  учил  их  все  это  делать.  Таким  он  и  был.  Заботливым,  добрым  и  обязательным……
Со своими  учениками  Василий  побывал  на  соревнованиях. В  Анапе,  Краснодаре,  Москве, Волгограде,  Махачкале,  Пятигорске, Рязани. Дважды  вместе  с  учениками  его  приглашали  на  чемпионат  мира. Во  Вьетнаме  они  хорошо  выступили. В  Италию  они  не  смогли   вылететь  из – за  того,  что  у двоих  его  учеников,  не  были  в  порядке  какие  - то  документы. Их  не  пустили  в  самолет. Пришлось,  всей  команде  вернутся  домой. Василий  основал  федерацию   Вьет  Во Дао  в  Калмыкии  и  за  несколько  лет  сумел  вывести  его   на  вторые  - третье  места  В  России. Несколько  раз  в  Калмыкию   приезжали  признанные  мастера  Вьет  Во Дао  из  Вьетнама  и  Германии. Они  очень  высоко  отзывались  о  способностях  Василия. Все  это  сделано    его  усилиями.  Никакие  учреждения  ему  не  помогали,  даже  на  соревнования  они  ездили  за  счет  родителей  или  частных  пожертвований.  Мне  кажется,  хотя  бы  после  смерти  Республика  должна  сделать  что -то,  чтобы  сохранить  в  памяти  людей  образ  этого  человека
Ведь  при жизни   он  делал  все,  чтобы  окружающие  уважали  его  Родину!
………………………………………………………………………………………………………………………………
Года  три  собирались   съездить  в  Дагестан, к  моим  родителям, наконец,     то  собрались,  выехали!  По пути     в  Тарумовке  заехали  к  брату,  перекусили,  отдохнули  и поехали  дальше  в  горы  к  родителям. Приехали  еще  по  светлому. Василий  увидел  в саду яблоневые  деревья, и  у  них  с  моим  отцом  сразу  же  затеялась  научная  беседа,  о  сортах  яблок,  о  прививках. Пока  мы  с  мамой  вспоминали  общих  знакомых  в  Калмыкии,  Василий  с  моим  отцом  пошли  в  сад  подкреплять  теорию  практикой.  На  следующий   день  отец  решил    сделать  в  бане  перегородку.   Мы  с  Василием  отправились  в  Дербент  за   материалом. Привезли  его  и  начали  мастерить  перегородку,  пришел  отец  и  сказал,  что  мы  не  так  делаем, завязался    научный  спор  на  полчаса,  Василий  подержал  отца,  я  сказал  если  вы  такие  умные,  то  делайте  сами  и  ушел  с гордо  поднятой  головой.  Правда  вернулся  через  пять  минут  и  продолжил  работу.  Сейчас,  когда  я  пишу  эти  строки,  нет  в  живых  ни  моего  отца,  ни  Василия,  и  я  задумываюсь  над  тем,  почему  мы  недооцениваем  наших  близких,  когда  они  рядом……..  На  следующий  день  мы  с  Василием  пошли  в лес.  Километров  в  трех  от  нашего  дома  растет   огромный  лес,  солнце  там  не  пробивается  сквозь  кроны  деревьев   и  внизу  всегда  прохладно,  мимо  валунов  бежит  речка  с  чистейшей  родниковой  водой.  Проходили  здесь  целый  день.  Еще  два  дня  гуляли,  осматривали   другие  места. Потом  попрощались  с родителями, съездили  в   Дербентскую  крепость  и  оттуда  уехали  домой…..
……………………………………………………………………………………………………………………………….
 Во  времена,  о  которых  идет  речь,  труд  журналиста  или  писателя  не  позволял прокормить  семью,( как  впрочем  и  сейчас)  поэтому  я  ездил  по  селам  на  стареньком  «Жигули»  и  торговал  с  раскладушки  хоз.  товарами. По    субботам  у  нас  был  рынок  в  п.  Царын.  У Василия  в  этот  же  день  там  была  тренировка  по  Вьет  Во  Дао  с  двух  часов  дня. Рынок  начинался  с  восьми  часов,  и торговля  шла  ни шатко,  ни  валко.  Как  только  появлялся  Василий  и  начинал  мне  помогать  торговать,  у меня  начинал  толпиться  народ.  Говорят,  есть  люди   с доброй  аурой,  к  которым  тянутся  окружающие………..
……………………………………………………………………………………………………………………………..
Вчера  Василий  приехал из   Вьетнама. Худой,  как  из  концлагеря. Но  загорелый  и  веселый. Спрашиваю: - тебя,  что голодом  морили?
Он  смеется: - Не  поверишь, но  кормили  не  важно.  Меня  сразу  с  аэропорта  отвезли,  куда - то  в  джунгли  в   глухую  деревню. Познакомили  с  тренером   и  его  учениками.  Занимались  целый  день,  кормили  в  основном  фруктами. Я  весь,  месяц  мечтал  о  мясе и  борциках.  Но  это  все  чепуха. Главное  тренер  был  классным. И я  не  жалею  что  пробыл  там  месяц. И  еще  смотри  сюда!  Василий  достал  фотографию.  Оттуда  на  меня,  смотрели два  близнеца  в  кимоно.  Я  говорю:  -  Такое  не  может  быть,  это  фотомонтаж. Василий  смеется: - Я сам  был  в  шоке,  когда   столкнулся  с  ним  на  тренировке. Ты  представляешь,  что  творит  природа. Я  живу  в степях, а  этот  в  джунглях  за  десять  тысяч  километров  и  мы  похожи  как  две  капли  воды.  Так  что  у  меня  есть  брат  во  Вьетнаме………
…………………………………………………………………………………………………………………………..

Когда  все  это  началось,  я  не  знаю. То  ли  после  второй  поездки  во  Вьетнам, то  ли  позже.  Но  когда  мы  заметили,  что  с  Василием  происходит  что,  то  не  то,  он  уже  видно  не  один  день  боролся  с  болезнью сам.  У  Василия  пропал  интерес  к  жизни,  он  ничем  не  интересовался, не  ел,  мало  спал, и  было  такое  впечатление,  что  он  постоянно  к  чему - то  прислушивается.
Мы  с ним  много  говорили,  я пытался  вызвать  у него  интерес  к  тренировкам,  к  еде, он  соглашался,  кивал,  но  все  больше  и  больше  уходил  в   себя. Когда  мы  уговорили  его  поехать  к  врачу,  я  подумал ну  недели  три  -  четыре  и  он  будет  здоров.
Врач,  поговорив   при нас с  Василием,  обнадежил,  что  все  будет  хорошо. Выписал  лекарства, дал  рекомендации. Василий  жил  у  брата.  Иногда он  приходил  к  нам  в  гости,  иногда  мы с  друзьями    к  нему  ездили. Сначала казалось,  что  ему  становится  лучше. Он  даже  согласился  поехать  со  мной  в  Дагестан  на  юбилей  моего  брата. Он  знал  почти  всех  моих  родственников  и  хорошо  к  ним  относился. Я  думал  смена  обстановки  отвлечет  его. Мы  были  там  два   дня,  назад  ехали  вдвоем, моя  жена,  которая   была  с  нами,  решила  погостить  у  родственников. Всю дорогу я  пытался  разговорить  его, убеждал начать  тренировки, поехать  куда – ни будь, Предлагал  купить  билеты  во  Вьетнам. Он  кивал,  что - то  односложно  отвечал,  но  был  где  то  далеко.  Мне  все  время  казалось,  что  рядом  с ним, или  в  его  мозгу  был  кто  то  или  что  то,  к чему  он  прислушивался  больше  чем  к  нам. Когда  приехали  в  Калмыкию  я  предложил  ему  погостить  у  меня  с  недельку.  Он  согласился. Самой  большой  проблемой,  с  которой  я  столкнулся,  это  была  еда. Мне  приходилось  очень  долго  его  уговаривать,  чтобы  он  хоть  что -  то  поел. Раньше  он  любил  фрукты, конфеты,  теперь  отказывался,  есть  и  это.  Второй  проблемой  был  сон.  Он  очень  мало  спал. Когда  мы  повезли Василия  на  очередной  осмотр, врач  посоветовал  положить  его  в  больницу. В  больнице  он  потихонечку  начал  есть, стал больше  спать.  Василий  лежал  в  больнице  в  Волгограде, получалось  ездить  к  нему  раз  в  неделю. Через  несколько  недель, его  выписали. На  следующий  день  он  пришел  к нам  гости. Он  был  еще  очень  худой, но  уже лучше  спал, лучше  питался. Казалось, что  кризис  прошел  и  все  будет  нормально. Казалось …! Через  несколько  дней  утром  позвонил  брат  Василия и сказал,  что  он  повесился. Когда  я  подъехал  к дому,  прибежал  еще  один  наш  друг Геннадий, и  вот  мы  три  взрослых  человека  стоим  и  плачем. Зачем….!? Хотелось, кричать, зачем…, зачем  ты  это  сделал? Ответа  не  было  ни  тогда, нет  его  и  сейчас,  и  скорее  всего  не будет  уже  никогда. Болезнь! Болезнь,  которую  не  смогли  победить ни  врачи, ни  друзья,  ни  родственники,  ни он  сам!
Потом  приехала  скорая, милиция, Потом  были  похороны, поминки. Прошел  год. На  окраине  небольшого  поселка    «Зурган»,  на  кладбище,  под  плитой  на  котором  изображен  молодой  мужчина  в  кимоно, лежит  мой  друг  Василий  Бамбышев.  Мне     шестой  десяток  лет. Я  уже  не  однажды хоронил  родственников, друзей,  но эта  смерть…….!!
               


Рецензии
Читала и любовалась и Вашим другом, и теплом, с которым о нём вспоминаете. Всё это очень правильно и по-человечески
С искренним уважением,

Наталья Караева   18.04.2018 13:52     Заявить о нарушении
Спасибо! С уважением М Кадирбеков

Магомед Кадирбеков   18.04.2018 20:06   Заявить о нарушении