Главный секрет

   Утро возвестило о себе гомоном птиц и вялым звяканьем колоколов на звонницах. Быстро расправившись с завтраком и ополоснув лицо, я отправился в кабинет. Не знаю, что там было раньше, но мне обширная комната на самом верху башни приглянулась тем, что туда мог забраться не всякий придворный. Это до галереи скрипели подъёмники, дальше - будьте любезны - ножками. Сейчас тишину разрушали лишь мои шаги, гулкие в крытых переходах и едва слышные в открытых местах. Чисто по привычке я ускорил шаг над резиденцией леди Сильваны. Запахи притираний, благовоний и ароматных мазей причудливо мешались с противными миазмами выгребной ямы. Дело в том, что леди обожала опорожнить свой ночной горшок из окна, окропляя дворовую челядь и любого зазевавшегося прохожего. Ей, особе венценосной, подобное поведение прощалось. Собственно, венценосной она являлась номинально: вдова правителя соседнего государства. После упокоения её мужа произошёл ряд событий, в результате которых леди Сильвана едва успела с близкими приживалками и изрядным запасом благовоний сбежать. Я, по глупости (гарольды, напротив, называют это благородством) выказал готовность приютить даму. Чему теперь и каюсь, но втихаря..
   Леди так и мнит меня сиятельным рыцарем, даже делала попытки охмурить. Только стремительно развивающийся кашель и насморк всякий раз избавляли меня от попадания в сети чаровницы. Отменять свои экзерсисы с благовониями она не собиралась, а посему, даже призрачных возможностей нам слиться не было.

*

   Благородная госпожа особо не вникала в дела, творившиеся за пределами Башни Власти. Её интересовало лишь возвышение или падение фаворитов (редко такое случалось) или возможность завлечь кого-то из гвардейцев в свои пахучие покои.
   А события разворачивались интересные.. Собственная наша армия могла при случае дать лишь возможность правителю (мне, любимому) сбежать подальше, пока враг серьёзно не приступил к осаде. И долгое время это положение не менялось, ибо особенных преференций военный поход на нас не сулил. Пока не появились цыгане.
 
   Вы скажете: что с того?! Эти оборванцы на всех ярмарках и площадях, торгах и празднествах. Да, когда их обычное количество. Но, ежели цыгане четырёх царств-королевств вздумают некоторое время провести вместе - молите богов, чтоб оставили хоть живыми. С самого детства пугают смуглыми оборванцами, плетут невероятные россказни. Не без оснований, конечно. Только ведь и я не в пуховых перинах вырос. Чудо, что провидение убрало в тёмные приделы всех законных наследников и мне пришлось принять владение королевством. Детство, проведённое наравне с простолюдинами, обогатило мой опыт самыми причудливыми знаниями. Потому, когда цыгане стали попадаться на глаза чуть не чаще подданных, я решил встретиться с их мало-мальски влиятельными вожаками.

*
   Если нужно предствить собрание выдающихся цыган, велите накрошить большую кучу цветных лоскутов и запустите туда дюжину пьяных хорьков. Получившаеся в результате картина покажет явившееся моему взору. Трубки, бороды, серьги.. Мониста, браслеты, ожерелья и опять серьги.. Смазные сапоги и красные туфли на чудовищной высоты каблуках .. Кушаки, с заткнутыми за них кинжалами.. Выпадающие почти на волю полушария смуглых грудей..

   Я ждал, пока прекратится шум и гам, но старания пропали втуне. Пришлось шарахнуть в медный гонг скипетром, рискуя повредить символ власти. Это оказало своё действие, глаза блестящей ячеистой сетью заблестели в моём направлении.

- Ромалы! -обратился я  и тут же добавил.- И чавалы! Авез вам! Я хочу поговорить и, от души, открыть вам самый главный цыганский секрет!

   Произведённое впечатление меня удовлетворило: столько распахнутых в удивлении ртов не видел никогда. Многие ведь вырастали и старились, так и не проникнув в суть.
   Великий Цыганский секрет старики доводили до сведения не каждому, а уж тот пыжился и хранил его пуще жизни. Стать избранными, ЗНАЮЩИМИ, мечтали все.

- Сначала о моём предложении. Могу вас поголовно сделать своими подданными. (по толпе прошёл гул недовольства) Знаю, знаю! Люди вольные, кочевые. Но, подданические обязательства будут простыми - не красть у своих. Трудно, но надо. Так зато, в других краях это же деяние - во благо сюзерена. Наши законники, а то и воины, приложат усилия к освобождению граждан королевства. Согласитесь, существенная замена нетяжких обязательств?.

- Секрет давай! Хотим секрет! -донеслось из толпы. Передние ряды САМЫХ влиятельных пока сохраняли терпение, но вы ведь знаете цыган..

- Секрет будет только взамен вассальной клятвы! -постарался добавить я в голос убедительности.- А ещё некоторое количество возьму на службу. На высокие посты.

   Трубки пыхнули дымком, головы с мотающимися в ушах серьгами крутились чуть не на полный оборот. Гомон и гвалт стал напоминать несущийся с гор поток. Кое-кто из горячих инсценировал выдёргивание кинжалов, свирепые морды.. Короче, дружеская и плодотворная цыганская дискуссия набирала обороты. В итоге, выдвинулись заросшие до глаз дядьки со свирепыми мордами и предложили распить кубок договора. Боже, если бы я знал, как это долго и нудно!.

   Когда кубок примерно в сороковой раз завершил круг, а каждый отхлебнул и добавил свои соображения и условия (надо заметить, приходилось сидеть на корточках всё это время), мы примерно уяснили, чего ждать от предстоящего сосуществования. Толпа,наблюдавшая распитие лучшего вина из погребов, воспряла и начала слитно выкрикивать:

- Секрет! Секрет! Давай секрет, широ баро!

- Так вот, -начал я, взгромоздясь на подгибающихся ногах на подиум.- старые люди говорят: "Краденый конь ВСЕГДА дешевле купленного!".

   Толпа ахнула и затаила дыхание, переваривая услышанное. Затем вопль отразился от стен и ринулся по предместьям, сгоняя ворон с насиженных мест. Мои новые подданные оценили всю тонкость и очевидность Великого Секрета. С этого мига они возвысились над прочими, не посвящёнными в таинство.

*

   С недавних пор казначеем у меня служил смуглый носатый человечек из некой Иудеи, о которой и мудрецы не слышали. В помощь ему определили на период заключения договора разбитного малого с висячими усами и длинным клочком волос на бритой макушке. Этот вообще невесть откуда взялся, но зарекомендовал себя ухватистым и оборотливым. Цыгане ставили отпечаток на листах пергамента после беседы с моими поверенными и вливались в сонм подданных. Многие после посещения утирали скупые слёзы. Я участливо поинтересовался причиной, на что получил невнятное:

- Когда жид и хохол родились, цыган заплакал..
*

   Вот и сейчас, уже с раннего утра, предстояло мне принять посольство из сопредельного государства. Собственно, секрета в претензиях не было: мои цыгане украли всех лошадей войска и обыграли в напёрстки половину ленных владений. А цыганки нагадали ТАКОГО, что не то чтоб планируемую войну затеять, из замка выйти страшно..
   Коней мы вернём, конечно, за полцены. Не всех. И не сразу.

   У нас и так на очереди три королевства и пару герцогств. Там ещё цыганчата плантации фруктов обнесли и соседям продали, да грозились пройти по виноградникам..


Рецензии