Два неудобных вопроса детей - как на них отвечать

из серии: Любить ребёнка - помогать ему расти
Это нам вопросы кажутся неудобными. Для детей же не существует запретных тем. Им всё интересно.

1. ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?
Об оплодотворении и зачатии малышу лет до 3 говорить не стоит. Не потому, что секрет; он просто не в состоянии представить столь сложный процесс. Да и вовсе не это его интересует.

Он просто хочет унять своё беспокойство: надёжен ли мир, в котором живёт и присутствие его самого в этом мире.
Так что – не надо лишних подробностей.
 
«Откуда я взялся?» - «У мамы из животика».
Если такой информации малышу окажется мало, можно подробней:  «Ты родился, потому что мы папой очень хотели, чтобы ты у нас был; мы очень любим тебя». Люди верующие могут сказать и о том, что «тебя послал нам Бог».

Чем старше ребёнок, тем подробнее ответы.  «Мы с папой любим друг друга. От любви внутри мамы появилось зёрнышко (это был ты, такой маленький – маленький). И ты, наше «зёрнышко», начал расти… расти… Так вырос, что у мамы в животике не помещался и вышел наружу. Родился».
 
В случае, если примените правильный термин – не «зёрнышко», а «клетка», не забудьте малышу пояснить, что это такое, иначе он может подумать про настоящую клетку, как в зоопарке у льва, например).
 
Не углубляйтесь в детали, отвечайте именно на вопрос, который вам задан.
Где я был раньше, когда не был в животе у мамы? «Были два разные частички: одна у папы, другая у мамы. А когда мы очень – очень захотели такого славного малыша, они соединились. И возник за-ро-дыш. Ты зародился и стал расти».

Школьники реже расспрашивают родителей о тайнах рождения, т.к. но не сомневайтесь: их уже просветили приятели иль подружки. И фильмы из телевизора, и Интернет.

Так что желательно всё же поговорить на тему «откуда берутся и как рождаются дети». И делать акцент не на чистую физиологию, а на любовь – притяжение между людьми. Стоит подобрать подходящие книги с  рисунками, в которых в доступной форме даются ответы на «щекотливее» вопросы.


Заряна и Нина Некрасовы, авторы книг о воспитании детей "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти" и др.


7. ВОПРОСЫ О СМЕРТИ
«Мама, ты тоже умрёшь?». Подобный вопрос возникает из страха: «а с кем тогда я останусь? Как буду жить без вас?».

Отвечая ребёнку, сделайте акцент на том, что «одинок ты не будешь», что «всегда будут те, кто позаботится о тебе» … «сейчас ты с мамой и папой, а когда вырастешь – женишься (выйдешь замуж), будет своя семья, свои дети».
 
Поначалу ребёнок смерть воспринимают как нечто обезличенное. Как будто умирает кто-то на время, а потом сможет снова ожить. «Благодаря» компьютерным играм, где у героя множество жизней, эта идея порой остаётся даже у школьников.

Расскажите, как устроена жизнь: все сначала рождаются, бываю маленькими (и дедушка тоже маленьким мальчиком был), все становятся старше (когда-то и папе будет столько же лет, сколько дедушке). Всему своё время; а жизнь – она долгая – долгая, много интересного впереди.
 
Если ребёнок теряет кого-то из близких, надо ему объяснить, что «умер – это значит, перестал чувствовать и дышать, тело его неживое (в теле ничего уже не работает: сердце не бьётся, глаза не видят). Тело хоронят, а душа поднимается в небеса и оттуда наблюдает за всеми, с кем жила и любила.

Имейте в виду, что малыши всё воспринимают буквально. Потому не надо говорить вместо «умер», что « далеко-далеко уехал от нас», «навсегда уснул»  - ребёнок будет пребывать в напряжении, ожидая возвращения, пробуждения, а может начать бояться засыпать, опасаться поехать куда-то.

К школьному времени складывается понимание, что умереть – это уйти навсегда. И расставание это надо суметь пережить. А потом, годам к десяти, начинают осознавать неотвратимость смерти. Это очень пугает, и чтобы преодолеть свои страхи, дети могут начать рисковать собою, словно бросая ей вызов.

Но зато в подростковом возрасте именно из понимания неотвратимости «все умирают» начинают искать ответ на вопрос «зачем я живу?», стараясь понять смысл жизни и своё истинное предназначение.


Рецензии