Записки творца

Я всегда думала, что для того, чтобы писать, нужен конкретный план. Нет, правда. До этого самого момента была убеждена в том, что свои мысли для начала нужно привести в порядок, точно узнать, о чем они да почему, а потом уже начинать оформлять их на бумаге. Ну или как сейчас принято - на компьютере, отбивая пальцами барабанный ритм, что не снился Ринго Старру. И тут вдруг осенило, озарило, снизошло! Совсем же наоборот получается: чтобы творить, твои мысли должны быть кашей. Кашей, в которой ты сам никогда не разберешься да и не надо. Густым, наполненным смыслом завтраком, который попробуют проглотить твои читатели. Разжевать на мелкие-мелкие кусочки, вынуть все косточки, полить вкуснейшим соусом из собственного мнения, а потом раз - и проглотить то, что получилось - самое главное, самое важное. И, может, читатель засунет внутрь себя совсем не то, с чего начиналась ваша мысль, но это будет именно то самое, чем она закончилась. Должна была закончиться и никак иначе. Пихать в читателей четкие ответы, заумные, но точные утверждения, свою выработанную с годами жизненную позицию нет никакого смысла. Ибо  в таком случае они почитают, почешут подбородок и подумают "Да, он вот такой". Однако не этого добивается творец. Писатель хочет не показать людям, как изменился когда-то он сам и каким стал, он хочется изменить самих людей. Заставить их не глотать готовое ресторанное блюдо, несомненно красиво оформленное и  с уже готовым идеальным соотношением приправ, он хочет дать в неумелые руки необходимые ингредиенты, чтобы читатель сам, коряво, пересаливая или добавляя слишком мало перца приготовил свое собственное блюдо, принадлежащее только ему. Прочитав мысли вашего авторства, человеку необходимо создать внутри себя мысль авторства собственного, не так ли? Эти ингредиенты, будь то слова, мазки красок, движения танца - мы и называем творчеством, и всегда будем называть.

Я всегда думала о том, что начну писать вот, например, это, когда "буду готова". "Буду готова" - это вообще моя любимая непроницаемая ширма, за которой я пряталась от собственной мечты долгое время. Теплый уголок, где никто не будет тебя трогать, не будет ничего требовать, ведь ты не готов, ты сам еще не веришь в свои силы. Я думала, что из миллионов идей в голове когда-нибудь сложится что-то четкое, точное. И наивно полагала, что это что-то когда-то само собой нарисуется на бумаге, а мне останется лишь собственное авторство приписать. Как же я ошибалась. Этот самый поток мыслей и эмоций и нужно выплескивать на бумагу. Творчество бьет из тебя струей с напором не снившемся водонапорным башням, оно буквально затапливает все вокруг своими разноцветными красками, но ты все еще думаешь, что оно оформится в рассказ само, без твоей помощи. Дурак! Создавать образы, проживать тысячи жизней в придачу к своей собственной, играть с людьми и их судьбами, словно ты Бог, смотрящий на мир с Олимпа, предрекать и изменять, дарить им счастье или обрекать на вечные страдания  - лучшее из всего, что может случиться с тобой. То, что происходит с тобой в данный момент, здесь и сейчас, пока ты сидишь на диване и все еще думаешь, что не готов.

Неважно, что именно помогло мне осознать вдруг, что можно быть на шаг впереди, можно не ждать, пока каша из мыслей доварится и станет съедобной, но уже невкусной, не такой свежей, а действовать сейчас - пробовать эту самую кашу, пока еще не поздно, пока она еще варится, пока еще можно все изменить. Не ждать, пока твои мысли выдадут аксиому, а писать о своих мыслях, наблюдая за ними издалека. Наблюдать за тем, как они эту аксиому генерируют. Неважно, что помогло мне это понять, важно, что это произошло. Думать над тем как мы думаем - дар, данный немногим.

Делая любое утверждение, заканчивайте словами "Или нет". Говоря об общеизвестных вещах, добавляйте "Хотя с другой стороны". Неважно - слушают вас или читают - заставляйте людей думать, проживать свою жизнь, собственную, а не вашу. Но и не забывайте о своей. Вдохновляйтесь дуновением весеннего ветра или женской помадой, лежащей на столе в открытом виде. Я начала писать эту зарисовку после того, как увидела влажные круглые следы на столе от своей кружки с чаем - я знаю, о чем говорю.

Оставайтесь детьми, но не впадайте в детство, старайтесь увидеть другую сторону вещей, повернуть время вспять, съесть бутерброд колбасой вверх или улететь в другой мир. Делайте то, что вам хочется здесь и сейчас, не откладывайте удовольствие, на него у нас слишком мало времени. Жизнь человеческая невероятно коротка... но и невероятно долговечна. Ее можно изменить за год, месяц, неделю и даже один день, просто взглянув на мир другими глазами. Но кому-то не хватит на это и целых (сколько там в среднем?) шестидесяти лет.

Я часто отключаюсь от действительности. Щелк. И вдруг мир, в котором я живу, приобретает совсем иные очертания. Да нет же! Он просто становится иным миром, который населяют совсем иные существа. Существа, которые думают и чувствуют по-другому. Часто в вагоне метро я засматриваюсь на человека, сидящего напротив, и начинаю придумывать, фантазировать - называйте как хотите. Но уже через несколько минут у меня готова полная история его жизни, все его мечты, счастливые моменты, страдания, любовь - абсолютно всё. "Это же неправда" - скажете вы. Но кто вам это наплел? Это моя правда, а остальное уже неважно. Никто не заставит вас поверить в его правду, пока вы сами того не захотите. Однако создавать правду свою, опираясь на заключения других, собирать свое мировоззрения по осколкам чужих - лучшее, что  вы можете сделать для себя. С миру по нитки - и новое, филигранное, необычное, свежее словно только что выпеченный хлеб видение мира готово. Ваше собственное. Частная собственность, которую никто и никогда не сможет отобрать.

Своя история есть у каждого человека, каким бы недалеким он не показался вам сначала. Никогда не знаешь, что станет причиной очередного дикого, безудержного приступа вдохновения. Навострите уши, когда люди, особенно незнакомые, начинают рассказывать вам о себе. Открыться незнакомцу в тысячи раз проще, чем близкому. Они будут искренние, а искренность - единственное оружие массового поражения в современном мире. Записывайте их слова на внутренний накопитель информации, когда-нибудь они обязательно помогут вам. Или нет.


Рецензии
все правильно. кроме одного. "Однако создавать правду свою, опираясь на заключения других, собирать свое мировоззрения по осколкам чужих - лучшее, что вы можете сделать для себя". это единственный спорный момент в данном несомненно ценном произведении в котором просматриваются нотки джаггера пелевина и как не странно чехова. или кастанеды

Слв Моррисон   25.02.2015 22:00     Заявить о нарушении
Спорно - это прекрасно. Я долго могу говорить о том, почему считаю именно так. Вызвать спорными моментами у человека свои мысли - и есть моя задача, о чем и эта внезапно родившаяся зарисовка.
Ну так. Во всяком случае пока, в моих работах прослеживаются авторы, на которых я сама себя воспитала. Пелевин и Чехов точно там. Но больше всего в моем стиле сейчас Макса Фрая, ее влияние пока прослеживается больше всего. Однако я как и себя так и свой стиль, возвращаясь к началу, собираю по кусочкам из множества мною прочитанных.
Спасибо за рецензию.

Алиса Синявская   25.02.2015 22:46   Заявить о нарушении