Разбалованное поколение

Пресная вода на любом судне – самая первая ценность. В первую очередь она необходима для питья и приготовления пищи – такая вода называется питьевой, принимается с берега, и хранится в отдельной цистерне. Вода нужна также для вспомогательного котла, для охлаждения главного и вспомогательного двигателей, для стабильной работы сепараторов и компрессоров – это техническая вода, которая называется ещё котельной.

Котельная вода представляет из себя дистиллят, который в идеале должен храниться отдельно от еще одного вида воды – мытьевой, предназначенной для мытья посуды, для расхода в каютах и душевых экипажа.  Ни одно судно в наше время не способно взять в танки необходимое для рейса количество воды. К тому же вода в портах, как и все остальное, дорожает с каждым днем.

С целью обеспечения комфортных условий плавания суда с постройки снабжены мощными опреснительными установками, которые механики чаще называют испарителями.

Экипаж на судах рыбного флота был очень большой, часто под 100 человек. Поэтому стабильно нормальная работа опреснителя  была жизненно необходима. Конструкция испарительной установки судов типа «Атлантик-1» никакой критики не выдерживала.  У нас на  судне опреснитель работал неудовлетворительно.

Каждый второй день приходилось его выводить из эксплуатации для поиска подсосов воздуха с дальнейшим ремонтом трубопроводов. Рассольный  и вакуумный насосы были с электроприводом – устаревшей конструкции и ремонтировались  по нескольку раз за рейс.

По уставу отвечал за наличие и расход воды старший помощник капитана. Но кроме замера остатков воды в танках  сделать он ничего не мог. Воды катастрофически не хватало, все знали, что виноваты механики и смотрели на нас с укоризной.

Четвертый механик чернел на глазах. Горловины всех танков находились на вертикальных переборках машинного отделения, что позволяло их снять и заглядывать непосредственно внутрь на быстро убывающий уровень воды во всех трех цистернах.

Запасных частей на насосы не было и было решено  эксплуатировать испаритель на сниженной нагрузке.  Вместо паспортных пятнадцати тонн в день опреснитель выдавал на выходе около  пяти. Ответственный четвертый механик регулировал заполнение танков.

Будучи не в состоянии повысить производительность установки, он направлял струю  то в танк с котельной водой, то в цистерну с мытьевой.  Расходовать питьевую воду на не питьевые нужды строжайше было запрещено, но однажды пришлось пойти и на это.

Конечно, все на судне знали о наших проблемах, но не догадывались, насколько плохи были дела. Второй механик Максим Причишин тоже решил внести свой вклад в виде вырезки из журнала «Юный техник», в которой говорилось, что отличного качества питьевую воду можно приготовить из  дистиллята и морской воды , смешав их в пропорции 1:43.

Молодой четвертый инженер очень уважал второго и поверил ему, как верят Мессии. И он решил слегка пополнить уровень воды в питьевых танках с помощью пожарного шланга. Для начала он добавил немного забортной воды в мытьевой  танк и подождал, заметит ли кто-нибудь. Народ уже был согласен на полностью соленую воду, лишь бы отменили ненавистный  режим подачи воды по каютам.

Но когда присоленная вода попала на камбуз, начался ропот. Офицеры во главе с капитаном упрекали  механиков в сознательной подаче соленой воды в питьевой танк, механическая служба держалась стойко и все отрицала.

Старший механик, Петр Иванович Засыпко, поддерживал своих подчиненных во всем. В кают-компании на все упреки заявлял, что вода питьевая у нас нормальная и никаких претензий он не принимает.

И тогда штурмана решили подшутить над Дедом, как зовут на флоте всех старших механиков, положив  перед завтраком в его кружку чайную ложку мелкой соли.

Когда стармех появился  в кают-компании, он сразу же налил в кружку чайной заварки, положил сахар и добавил кипяток. Затем только он принялся за яичницу, прислушиваясь к общему разговору. А разговор как раз шел о том, что механики совсем обнаглели  даже чистить зубы стало невозможно.

- Да что вы понимаете, молодежь, -пробурчал Дед, -разбаловала вас Советская власть. Я тоже чистил зубы. Вода, как вода.
 -Хорошо, тогда попробуйте чай. Его же пить нельзя.

Засыпко глотнул чаю.
 - Нормальный чай! Вам бы только погалдеть, салаги чертовы.
 -Да Вы пейте, пейте, Дедушка.

Дедушка выпил. Встал из-за стола и пошел куда то вниз, то ли в туалет, то ли в машину, кастрировать четвертого механика.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2015/10/12/1993.


Рецензии
Очень понравилось, Михаил. Увлекательно и познавательно! Я знал про опреснительные установки, но не знал , какие тогда применялись. Вот на круизных лайнерах сейчас другого типа- мембранного, не знаю, применяются ли испарительного. А про дружбу и взаимоотношения - очень хорошо. Было же: человек человеку друг в первую очередь, а не ты мне - я тебе... Ну а про деликатесы - слов нет, это ж не так как я с удочкой на берегу. Хотя и удочкой можно поймать сто-нибудь вкусненькое.
С уважением,

Владимир Кожин 3   24.04.2018 18:25     Заявить о нарушении
Об опреснении воды методом фильтрации под давлением я только читал. Поэтому не могу ничего сказать о достоинствах и недостатках этого метода. А вакуум гораздо легче достигается с помощью эжектора, они сейчас на каждом судне стоят. Спасибо за комментарий.

Михаил Бортников   24.04.2018 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.