Эстафетная палочка

               
                Эстафетная  палочка
      
   В майские солнечные праздничные дни 1958 года традиционно в ЧПИ – Челябинском политехническом институте  проводилась ежегодная  легкоатлетическая спартакиада на первенство института между факультетами.  Гвоздем спартакиады была  эстафета.  В отборочных соревнованиях инженерно – строительного факультета нашего курса  участвовали все группы.   Дистанция  состояла из  десяти  промежуточных этапов.  Мне достался  по жеребьевке  восьмой этап длиной четыреста  метров, затем следующие четыреста метров бежал Валерий Ширяев и  заканчивать дистанцию и финишировать должен был Алексей Погребцов.
       Алексей  уже успел окончить  строительный техникум, немного поработать на стройке, не в пример нам  вчерашним десятиклассникам.  Имел  первый спортивный разряд, был членом сборной команды института по легкой атлетике,  высокого роста  с длинными ногами и хорошей физической подготовкой. Он ежедневно утром, пока мы тянулись от лени, бегал в парк на утреннюю пробежку.  Являлся  по жизненному опыту, спокойному характеру, самостоятельности и ответственности для нас  хорошим примером старшего товарища,  также  как Виктор Воробьев и Задорнов Федор, которые уже до института успели отслужить в армии
       Перед соревнованиями он проинструктировал нас  об особенностях   преодоления дистанции, где главным было не сойти с этапа и передать эстафетную палочку бегуну следующего этапа.  Желательно все-таки  пробежать  успешно и хотя бы не  отстать от остальных. 
      Эстафета проходила вокруг корпусов института, вдоль парка имени Ю.Гагарина и городского стадиона Труд и заканчивалась на проспекте им. Ленина  на площади перед  главным корпусом института, напротив  основного  входа.  Болеть  за своих приходили все свободные или уже освободившиеся от эстафеты,  жильцы студенческих общежитий и вообще свободные и неравнодушные люди,  живущие в этом районе.
          Естественно основная часть болельщиков сосредотачивалась  на последних этапах и возле финиша. И бегунам, практически, приходилось бежать в человеческом коридоре, в орущей, улюлюкающей, свистящей и кричащей толпе людей. Болели очень активно, так как жили в одних общежитиях, занимались в одних спортивных секциях, вместе отдыхали, встречались на лекциях и вечерах  отдыха и все друг друга в основном знали.  Люди были нарядны, в многокрасочной одежде, а настроение и атмосфера  - праздничными   и  веселыми.
           Нас расставили по своим этапам и соревнования начались.  Я был сельским пареньком и естественно в детстве  много работал.  Поэтому  в целом был физически подготовленным, кроме того я зимой постоянно бегал на лыжах и занимался по два часа три раза в неделю в секции спортивной гимнастики.   Пробежать эти четыреста метром, даже в усиленном темпе, для меня, в принципе  не было проблемой.
     Сейчас уже не помню,  от кого я получил  эстафетную палочку.  Получив палочку, я рванул  вперед спринтерским темпом.  На дистанции   обошел четыре, а возможно пять человек и при таком темпе хорошо закончил этап, разумеется,  из последних сил  и на последнем дыхании.
Но прибежав на линию передачи эстафеты, я не встретил Валерку и пока  лихорадочно искал его среди передающих и принимающих палочки, задыхаясь от дистанции, меня один за другим стали обходить все, кого я только, что обогнал из других групп
     Мозг пронзила страшная по своей невероятности догадка, что Валерки просто нет на дистанции. Так оно в действительности и оказалось. И почему-то ответственный организатор от факультета до начала  эстафеты не проверил укомплектованность бегунами всех этапов и не произвел своевременно замену. Понимая безвыходность положения, принимаю незамедлительное решение  бежать  следующий этап. Что я и сделал. Но вспоминая В.Высоцкого:  «Подвела меня она – дыхалка…»,  я вдруг  кроме того почувствовал, что  мои ноги  с каждым шагом плохо слушаются меня. Они налились свинцом и  стали  какие - то ватные.
     При моей комплекции, рост  один метр шестьдесят пять сантиметров, тощей полусогнутой фигурой и опущенными вниз руками, при этом едва волочащим ноги  я, разумеется,  представлял из себя  очень убогое зрелище на фоне резво обгоняющих меня свежих бегунов из других групп, представителей, которых я перед этим только, что обогнал. Смотрел я только перед собой, чтобы нечаянно не споткнуться и не упасть  или, не дай  Бог, ненароком увидеть в толпе чье – нибудь знакомое лицо. Пот и стыд заливали мое лицо.
-  Мальчик, мальчик! Ну, давай же, держись! – неслись со всех сторон улюлюкивание, свист и крики.
-  Дистанция позора, иначе не назовешь – думал я  невесело и горько, с трудом переставляя окончательно отяжелевшие ноги.
      Мечтал, как о чем – то несбыточном, чтобы у меня появилось, если не седьмое, то хотя бы пятнадцатое дыхание. И тут я к своему ужасу, случайно подняв глаза, поймал на себе унизительно презрительный, даже как мне показалось,  с оттенком жалостливости, взгляд красивой  девушки  из параллельной группы, на которую я  уже тогда обращал внимание и она это чувствовала. Я понял, что и здесь надеяться мне на взаимность в дальнейшем, после такого позора не на что.   Последние сто метров от стыда и злости, я бежал с чувством, что теперь мне терять уже нечего, на остатках всех моих сил,  не позволяя себя никому обогнать.
      Алексей Погребцов  по – моему, находился в состоянии дикого бешенства, как тигр в клетке, так как пробежали уже почти все, а В.Ширяева, который должен передавать ему эстафетную палочку,  все нет. И вдруг он увидел едва живого меня на полусогнутых ногах, крепко держащего эстафетную палочку.
-  Ты откуда взялся! – выдохнул он, глядя на меня ошалевшими от ожидания и непонимания глазами, и  схватил  у меня драгоценную палочку, которую я честно донес по назначению в своих закостеневших пальцах. Мне показалось, что он вместе с палочкой оторвал мою руку.
Он не бежал.  Он летел, обгоняя всех подряд, независимо от  разряда, способностей и уровня подготовки
        А я, молча, отошел в сторонку и сел в на горячий от солнца, ближайший  гранитный  камень. Хотелось кричать, что меня просто подставили, что в самом деле я не такой хиляк и тюфяк, каким выглядел на беговой дорожке.  Меня душили слезы от обиды, предательства, предельной усталости, стыда и бессилия, которые я размазывал по лицу своими холодными и потными руками. Чувствовал я себя совсем одиноко.  Мне очень захотелось домой к  маме с бабушкой в свой таежный поселок Шангинск.  Возникло непреодолимое желание забраться на сеновал и поспать на душистом сене в обнимку с черным домашним  котом Хомкой. 
        В конечном счете, мы заняли  четвертое место, а могли  быть первым. Меня нашел, полузаснувшего на этом камне  Виктор Воробьев.  Подошли другие ребята и девчата из нашей группы. Все меня успокаивали. Говорили о моем мужестве и воле. Позднее пришел  Ширяев В, который оказывается элементарно проспал.  Он даже попросил у меня прощения.  Очень хотелось вмазать по его наглой гладкой роже, за пережитый мною позор, стыд и мучения. Вспомнилось, неизвестно где слышанное или прочитанное  выражение:  «Не было бы героев, если бы не было расп….ев». За дословность не ручаюсь. Но  девочка,  которая меня интересовала, после этого  случая от меня отвернулась окончательно. 

       Что ж,  еще не известно   кому повезло. Утешением можно считать  её слова на  дружеской встрече по случаю  тридцатилетия нашего выпуска.  После воспоминаний и рассказов о том, где кто живет, чего достиг и чем занимается, она сказала:  «Глупые мы были девчонки. Не туда и не на того смотрели». Ей  видимо виднее.
      Вот такой конец этой, в общем-то, короткой и непритязательной истории.  Подумаешь, Валерка Ширяев проспал  эстафету.  Крым  ни за что отдали  и то ничего (отрадно, что вернули). Только вот душа и сердце не смиряются  ни с тем, ни с другим.  А с ними нужно оказываться считаться.  Не забывать, кто их нам дал.
    И еще.  Главное, чтобы, в конечном счете,  эстафетная палочка пересекла  финишную прямую, что  бы не случилось на дистанции, как говорил наш однокурсник Леша Погребцов.

                г Москва
                2015г


Рецензии