К. Маковский. Поцелуйный обряд

      В историческом романе  Алексея Константиновича Толстого  «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается  «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина.
            
       На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину «Поцелуйный обряд»:         
      В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.


            А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

      Впервые «поцелуйный обряд» у русских описан австрийским (т.е. Священной Римской империи) послом бароном Августином Майербергом в 1661 г.:
      «Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода. Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.

       Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своего достоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили...»

       В настоящее время среди ученых-исследователей бытовой культуры Московской Руси нет единого мнения по поводу происхождения этого обряда. Г.П. Успенский считал, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. И.Е. Забелин («Домашний быт русского народа») выводил его от некого«языческого поклонения».

 http://maxpark.com/community/6782/content/3029878


Рецензии
Чего только не было на Руси-матушке! Меня даже передернул этот обряд тем, что такую рожу как у меня целовала бы какая-нибудь красавица, просто ужас какой-то!!! А работа К. Маковского может и написано хорошо, как он и умел делать, но отдает некой пустотой, многословием, размазанной композицией.

Александр Пастернак   10.03.2015 15:44     Заявить о нарушении
Мне кажется творчество Маковского очень русское.Его полотна носят исторический характер.Он умел показать пышность и красоту парадных русских нарядов.А поцелуйный обряд потому и не прижился,что очень унижал женщину.

Алина Алексеева-Маркезин   10.03.2015 16:03   Заявить о нарушении
Между прочим его работы всегда смотрятся красиво, но не только красота требуется в деле, но и смысл вещи и от того как автор может подать его- тут и требуются способность его глянуть вглубь, умение отобрать и подать лишь необходимое. Обратите внимание как в этой работе многословен художник, изобилует ненужными подробностями, которые просто мешают вникать в существо вопроса, или скажем: замах большой, да вышел пшик

Александр Пастернак   10.03.2015 17:18   Заявить о нарушении
Не со всем могу согласиться.Просто каждый художник -индивидуалеан.У Маковского была своя тематика.Конечно,он немного идеализировал жизнь,показывал её красочно,
но многие его картины пользовались большой популярностью за границей.Считался самым высокооплачиваемым художником своего времени.На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара»

Алина Алексеева-Маркезин   10.03.2015 18:44   Заявить о нарушении
Мы знаем массу примеров когда художник не признавался при жизни, но были случаи совсем наоборот. Так вот К. Маковский и относится как раз к тем, кто старался красиво сделать, не утруждая себя заботами брать глубже. То, что принято на западе- об этом пусть голова болит у запада. Сейчас его работы, да и прижизненные, серьезные художники увы... не принимали как нечто особенное. Был пустым, так и снизошел на нет. Вы посмотрите на его портреты -одни красивые и мертвые куклы

Александр Пастернак   10.03.2015 19:24   Заявить о нарушении
Но в живописи,как и в жизни,не всем нравится одно и тоже.Конечно в те времена в России он не воспринимался,как гений. Возможно он не смог создать ничего более стоящего.Он и сам это понимал.Он говорил:
"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству..

Алина Алексеева-Маркезин   10.03.2015 19:35   Заявить о нарушении
Никто же не считает что он такой-сякой художник, да и сам он понимал, что решать серьезные задачи в живописи нужно обладать особым мышлением. Бог дал ему способность видеть красивое, да отобрал очевидно способность усматривать что за этим стоит, да и деньги любил без меры.

Александр Пастернак   10.03.2015 19:50   Заявить о нарушении
С этим я с вами согласна.С другой стороны он прожил счастливую жизнь,был женат на красивой женщине,жил в достатке.Мне нравятся многие его портреты.Одним словом был салонным художником.Думаю в основном работал на публику. Рисовал то,что лучше всего продавалось.

Алина Алексеева-Маркезин   10.03.2015 21:34   Заявить о нарушении
Выбрал, надо полагать, то, что лучше нравилось неискушенной в тонкостях живописания публике, что приносило деньги, популярность, да и красивая женщина дорого стоит. А все-таки о нем грустно думать: такое бог отвесил, а продал это за алтын!

Александр Пастернак   10.03.2015 22:49   Заявить о нарушении
Каждый сам себе выбирает путь.Это было его решение.Но во времена Союза о нём почти не вспоминали.Ведь он был художником знати.Жил среди придуманных им красивых образов.

Алина Алексеева-Маркезин   10.03.2015 23:03   Заявить о нарушении
У специалистов он практически никогда не котировался ни при жизни, ни в советские времена

Александр Пастернак   10.03.2015 23:52   Заявить о нарушении