Негритянка И. Репин

       Описание этой картины встретилось мне,когда я искала материал о творчестве Мариано Фортуни. Оказывается Репин очень высоко ценил его мастерство.
       С произведениями Фортуни Репин  познакомился в 1873 году в Риме, затем в 1875 году на его посмертной выставке в Париже и был сверх меры восхищен присущими ему "недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света"

         Эта картина Репина стала известна только в последние годы, после поступления ее в 1939 г. в Русский музей. Она сразу же вызвала некоторую настороженность и опасливость в оценках. В заметке О. А. Спицыной о поступлении картины в музей она была расценена не более, как удачный этюд, написанный Репиным “просто потому, что его захватил всецело самый процесс писания”...

         В другой заметке о приобретении “Негритянки” было даже сказано, что “картина не представляет самостоятельного художественного интереса”. [Ц. П. “Негритянка”. — “Советское искусство” 1938, № 66, от 22 мая. Приводим эти указания, как типичные для оценок “Негритянки” в 1938 — 1941 гг., независимо от их справедливости. На совершенно иную оценку картины самим Репиным указывает обширный фактический материал, который приводит И. С. Зильберштейн в своей статье “Репин в Париже".

         Достаточно первого знакомства с картиной, чтобы почувствовать покоряющую человечность образа, созданного Репиным. Яркое гуманистическое начало, лежащее в основе произведения, заставляет не поверить указаниям на преобладание “самого процесса писания”, на  увлечение Репина экзотикой и т. п.

        Высокий лоб девушки, ее красивые губы, ее одухотворенный, полный мысли и чуть печальный взор привлекают к себе и надолго остаются в памяти. Нельзя представить, что же именно “экзотичного” можно было увидеть в лице репинской негритянки: так богат и содержателен ее образ, так много в ней одухотворенности и человеческого достоинства. Негритянка, написанная Репиным, — человек, живущий эмоциональной и интеллектуальной жизнью.

        Особенности трактовки образа не позволяют отнести эту картину к числу случайных в художественном наследии великого мастера. Наоборот, она занимает свое место в ряду его типичных произведений. Он не изменил себе, начав писать “Негритянку”, и не погнался за внешней необычайностью ее облика (“экзотика”). Он чрезвычайно деликатно отметил непривычный характер черт ее лица и, прежде всего, показал ее человеческую красоту.К репинской картине вполне относятся слова В. И. Сурикова: “греческую красоту можно и в остяке найти”.

        Свою характеристику негритянки Репин провел последовательно и полно. Ее руки выдержаны в том же характере, как и лицо. Сухощавые узкие кисти рук имеют явно не европейский тип, и, тем не менее, Репин захотел и сумел подчеркнуть их своеобразную изысканность, их тонкость и нервность, свидетельствующие о той же одухотворенности человека.

         В человечности образа заключена идейная значительность всего произведения. То уважение к человеку, которое тремя годами раньше прозвучало в “Бурлаках”,легло в основу и этой картины. Среди искушений художественной жизни Парижа Репин создал наглядное свидетельство своей верности демократическим принципам национального искусства, как бы, казалось, не был далек от России выбранный сюжет.

http://maxpark.com/community/6782/content/3007573


Рецензии
Вижу эту работу впервые, но поражен жизнью что смотрит прямо в упор с холста. Если иметь время, когда написана вещь, а это вскоре после окончания академии и он должен бы быть еще в студенческих штанах, да поди ж ты! положил на алтарь! Какой рисунок, какими цветами и как плотно решена задача. Жаль что искусствоведы имеют хилый состав в своих рядах, которых даже на пушечный выстрел нельзя подпускать к оценкам работ. Абсолютно разделяю мнение И.С. Зильберштейна в оценке этого полотна

Александр Пастернак   09.03.2015 17:43     Заявить о нарушении
Как-то случайно узнала об этой картине.Это работа совсем молодого Репина.Весной 1876 года Репин демонстрировал картину на выставке парижского Салона, о чем сообщил В.В.Стасову: "...я отправил сюда на выставку этюд негритянки, в рост фигура, с поджатыми ножками, по-восточному". Проданная затем неизвестному частному лицу, работа почти полвека оставалась в полном забвении, лишь в 1938 году это полотно было обнаружено, приобретено Русским музеем и вскоре включено в экспозицию.

Алина Алексеева-Маркезин   09.03.2015 18:35   Заявить о нарушении
Сколько еще таких работ болтается где-то, а может лежат в запасниках музеев, где в лучшем случае показывают портреты каких-нибудь политических обалдуев или горшочки с цветочками, чем стоящие вещи, при исполнении которых требуется особый талант.

Александр Пастернак   09.03.2015 19:25   Заявить о нарушении