Рецензия на спектакль Сиротливый запад

"Сиротливый запад". Перезагрузка. Первый состав (театр "СОбытие")

"В очередной раз в боженьке засомневался? На этой неделе уже в двенадцатый раз. Пора Иисуса в известность ставить."

В молодом московском драматическом театре "СОбытие" произошло знаменательное событие - первая премьера года - обновлённый и совершенно неожиданный "Сиротливый запад" Мартина МакДоны в постановке Петра Жихарева.
"Запад" уже давно идёт на сцене "СОбытия", но в этом году театр решил сделать зрителю подарок и выпустил под старым названием нечто абсолютно новое и по-настоящему завораживающее.
Пьеса, являющаяся частью "коннемарской" трилогии МакДоны, рассказывает историю двух братьев - Коулмена и Валена Конноров, живущих в атмосфере постоянных конфликтов и ссор. За их перевоспитание пытается взяться священник местного прихода, отец Уэлш, но ему никак не удаётся справиться и со своими-то демонами - постоянным "кризисом веры" и алкоголизмом. В добавок ко всему, братья "сохнут" по местной "горячей девчонке" Гёрлин, которая, в свою очередь, неровно дышит к святому отцу.
Что самое интересное в МакДоновских пьесах - несмотря на то, что их действие разворачивается в далёкой изумрудной Ирландии, на каких-то богом забытых островах, события их всегда остаются актуальными в любое время и любом месте, а накал страстей не уступает Чеховским, Шекспировским или Мольеровским.
Каким-то образом, МакДоне удаётся каждый раз пробраться в голову к зрителю и как следует там покопаться, заставив уйти с постановки хорошенько потрёпанным в психологическом плане и глубоко поражённым увиденным. Его чёрный юмор одновременно и бесконечно жесток, и пугающе прост, реалистичен. Герои шутят с серьёзными интонациями о вещах, которые каждый боится произнести вслух, вытаскивая наружу самые чёрные тайны наших душ. Поступки персонажей пьес шокируют, но, по-хорошему, остаются отлично понятными каждому. А атмосфера, царящая в его пьесах жизненная и близкая, думаю, так или иначе, каждому.
Меня сложно удивить постановками знаменитого ирландца - благо, я и читал все его пьесы, и не раз смотрел большинство из них в самых разных интерпретациях, но то, что сотворили в "СОбытии" - меня по-настоящему поразило и заставило многое пересмотреть в своих взглядах.
Прежде всего - подход. Он совершенно необычен, весьма аккуратен и скрупулёзен. Пётр Жихарев подошёл к постановке максимально серьёзно и очень внимательно отнёсся к переносу действия пьесы на сцену, а также к интерпретации характеров героев. Его "Запад" - это самый настоящий, неподдельный, искренний и ирландский МакДона - во всём своём великолепии и безысходной чернушности. Петру удалось уловить те самые неповторимые нотки драматурга, за которые того так ценят и почитают во всём мире. Очень тонкая и качественная работа! Браво! Меня поразил не только подход к тексту пьесы, но и то, как Пётр оценивал происходящие события. Некоторые взгляды были действительно неожиданными и по-хорошему шокирующими, а оригинальные режиссёрские решения по достоинству оценили все зрители, пришедшие на спектакль. Лично меня особо впечатлили изменения, внесённые в текст пьесы - они были настолько к месту, настолько естественно смотрелись, что я диву давался - как же органично они вписываются в сюжет и атмосферу действия!
Отдельных аплодисментов заслуживает подобранный свето- и звуко-режиссёром Полиной Богуш саундтрек - он идеально подходит к описываемым событиям и помогает нагнетать именно те чувства у зрителей, которые были бы наиболее адекватны в складывающихся ситуациях! Очень редко встречаются постановки, в которых звук настолько точно отражает картинку! Браво!
Также впечатлила и работа со светом - совершенно неожиданное решение, пробирающее до костей! По-моему, идеальный подход к созданию и поддержанию атмосферы. Особенно - вкупе со звуком.
То же касается и оригинальной находки с переходами сцен. они максимально органично вписываются в действие и отлично поддерживают дух событий у зрителя, пока одна сцена сменяет другую - всё максимально естественно и в настроении мига. Шикарная находка и очень качественное исполнение!
Ну и конечно же - поразили актёры! И если кого-то из них я уже видел в тех же ролях, то это не играло совершенно никакой роли. Новая постановка не имела со старой вообще ничего общего. Вплоть до трактовки режиссёром персонажей и сценографии.
Мне лично очень понравился Коулмен Алексея Русола - качественная интерпретация героя и очень живое его исполнение - со всем эмоциональным портретом персонажа и его пластикой. Алексею веришь - да-да, его Коулмен задевает за живое и поражает до глубины души. Настоящий ирландский деревенщина! Браво, Алексей!
То же касается и Валена Семёна Окорокова. Очень неожиданный подход, и новые грани старого знакомого - такого Валена я ещё не видел! Получилось шикарно и очень живо, естественно! Особенно Семёну здорово удалось передать пластику и речь героя - его ужимки, заикание при волнении - свежо, необычно, оригинально, завораживающе! Очень характерный и потрясающе владеющий языком тела актёр, открывающийся для меня всё с новых и новых сторон!
А вот на следующих персонажах мне хочется остановиться отдельно - потому что оба этих актёра уже играли данные роли в старой версии, и от того, как мне кажется, их труд в новой постановке особенно поражает - здесь их герои предстают перед зрителем качественно новыми и совершенно непохожими на свои прошлые версии.
В Жихаревском "Западе" отец Уэлш, роль которого блистательно исполнил великолепный Сергей Лаврентьев, предстаёт перед нами слабым, отчаявшимся и опустившимся алкоголиком, давно разочаровавшемся в своём приходе и из последних сил старающимся сохранить веру в бога да помочь хотя бы кому-то из горожан. Это сильная драматическая и очень глубокая роль, требующая от актёра полнейшей самоотдачи, и Сергей превосходно с ней справился! Я был по-настоящему сражён "новым" Уэлшем Сергея. Стопроцентное погружение в образ и необычайно сильный эмоциональный фон героя!
Но всё же, больше всех поразила Гёрлин Ольги Бек-Булатовой. Причём, как со стороны исполнения героини актрисой, так и со стороны раскрытия персонажа режиссёром. В новой постановке Гёрлин уделено куда больше внимания, и её роль намного насыщеннее и драматичнее, чем в старом "Западе". Очень сложный персонаж, со своими чувствами, своей трагедией, своим миром, и Ольге потрясающе живо удалось воплотить её на сцене! Причём, до слёз поразили драматические сцены её героини, её невероятно реалистичная истерика, её чувства. Эмоции так и обрушивались на зрителя огромными волнами цунами, проникая в самое сердце и сжимая его в маленький пульсирующий напряжённый комок. Браво, Ольга! Браво! Невероятная игра и шикарная героиня!!
Так что лично я однозначно советую спектакль к посещению, потому что - гарантирую - такого "Сиротливого запада" вы ещё не видели. Очень мощная по накалу чувств постановка с идеальным техническим воплощением и отличной актёрской игрой! Ничуть не удивлюсь, если на ближайшем фестивале Мартина МакДоны спектакль заберёт какой-нибудь специальный приз! Обязательно приду посмотреть на второй состав спектакля и ставлю ему заслуженные 10/10! Впечатления - потрясающие!!


Рецензии