Гадалка. Жорж де Латур

      Продолжаем знакомиться с  творчеством Жоржа де Латура, лотарингского художника(1593-1652гг).Сегодня рассмотрим подробно ещё  одно интригующее полотно." Гадалка".
     Гадалка  и две молодые девушки слева от нее, судя по их смуглой коже, черным волосам и цветастому наряду, — цыганки.

     Этой картиной, на которой персонажи изображены так близко друг к другу и вместе с тем так изолированно, художник хотел предостеречь от жестокого мира в который бросают человека, от мира, полного стяжательства, эгоизма и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

    Не беззаботность, а полная сосредоточенность сквозит в лицах жертвы и воровок на картине. Гадание и воровство были опасными занятиями. Юношу ожидала, в случае поимки, в лучшем случае пара плетей от учителя, а в худшем — отлучение от церкви. Ворам, укравшим часы, отрезали уши, потом клеймили, а также могли повесить или четвертовать.Цыганкам грозило за самую малейшую провинность прилюдное бичевание и выдворение из города.

       Золотой блестит в изрезанной морщинами руке старухи, плата за ее искусство и одновременно неотъемлемый атрибут ритуала гадания. Перед тем как заглянуть в будущее, она чертит им крест на белой, мягкой руке, которою ей так доверчиво протянул юноша. Об этом обычае рассказывает Пресьоса — «Цыганочка» из одноимённой новеллыСервантеса, изданной в 1613 году.

     "Что до крестов, все кресты, конечно, хороши, но золотой или серебряный куда лучше; а если сделать крест на ладони медной монетой, то имейте в виду, что это портит удачу… мою по крайней мере"

      Естественно, гадалка получала использованный для этой цели золотой и даже могла оставить его себе, в то время как всю остальную добычу по неписаным законам цыганского табора должна была отдать в общий котел. Например, кошелёк юноши или его памятную монету, которая умело срезается с цепочки ловкими руками белокожей красавицы. Она при этом, скосив глаза, наблюдает за своей жертвой.

     В действии только руки и избегающие друг друга или перекрещивающиеся взгляды. Напряжение возникает из-за контраста между кажущимся спокойствием и скрытой активностью, наивностью и опытом, свежестью лиц девушек и сморщенным лицом старухи.Именно на этом напряжении построен сюжет полотна. От него не отвлекают ни яркие одежды, ни блестящая в руках гадалки монета.
Несколько слов о белокожей цыганке.

      Эта фигура — дань популярному в Западной Европе мифу о похищениях цыганами детей из благородных семей. Этот сюжет часто прослеживается в европейских романах и пьесах.
       Одна деталь на картине указывает на то, что художник был знаком с обычаями табора. Незамужние девушки ходили с непокрытой головой, замужние женщины носили волосы, убранные под чепец или платок, завязанный узлом на затылке.

     Платок, завязанный под подбородком, как у красавицы в центре картины, указывал на то, что девушка была уже не девственницей, но и не замужем. Возможно, имеется в виду, что она «продажная девка» у гадалки-сводницы.
Очень много споров вокруг этой картины.

           ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ:

      Может быть, Латур изобразил персонажей театральной постановки, что объясняло бы их необычно богатые для цыган наряды. Они одеты в костюмы, не соответствующие, по мнению всех специалистов, моде, существовавшей в Лотарингии в XVII столетии. Например, кожаный камзол, в который наряжен юноша, шнуровался в то время спереди.

             НЕТОЧНОСТИ:

          Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением ее с двумя версиями «Шулера». Обе картины всплыли в 20-х годах, они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами. Одна картина была куплена Лувром.
       При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. По его гипотезе все три картины были написаны в США французским реставратором по имени Делобре, первые две в начале XX века, третья в 40-х годах. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.

          ШУТКА ФАЛЬСИФИКАТОРА?

       Как пишет в своей работе Райт, очевидно, что эксперты и директора музеев уверены в подлинности картины, так как они участвовали в ее открытии, ее покупку они рекомендовали и за неё они выложили миллионы. Никто из них не хотел принимать всерьез то, на что указывал Райт: французское ругательство мерд — маленькая шутка фальсификатора? В 1982 году при чистке полотна эта надпись была удалена, как «добавленная в более позднее время». Музей Метрополитен и сегодня убежден в подлинности полотна.

     Пикантной остаётся близость гипотезы Райта и темы картины — представление о том, что в мире, полном лжи и обмана, на удочку обманщиков могут попадаться не только неопытные юноши, но также директора музеев.

Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/2136804


Рецензии
О подлинности картины нам судить сейчас не к месту -это дело специалистов и не такая уж это сложная задача при современных методах определить сколько же ей лет, но главное что здесь присутствует -это от работы идет дух того времени, когда еще не жестко соблюдалась как линейная так и воздушная перспективы, есть разнобой в подаче размеров фигур. Композиция слегка сдвинута влево для создания динамики происходящего, и тем не менее смотрится чуть скучновато. Надо думать что сам автор частенько подвергался такой обработке специалистов по воровству, что досконально изучил данную тему. Картина, что ни говори, смотрится больше как декоративная постановка с набором подставных персонажей.

Александр Пастернак   20.03.2015 18:09     Заявить о нарушении
Вы дали такую точную характеристику.А я всегда картину воспринимаю в общем. Мне понравился сам сюжет.Произведения этой эпохи они особенные. Отличаются и колоритом, и постановкой и художественным решением.

Алина Алексеева-Маркезин   20.03.2015 19:11   Заявить о нарушении
А Вам, Алина,не приходит в голову мысль: не себя ли изобразил здесь художник-этакого лопуха, которого так запросто обделывают мошенники? Если работа условная, но сделана с наличием большого опыта в таких операциях.

Александр Пастернак   22.03.2015 13:48   Заявить о нарушении
Всё может быть.Но я не встречала сведений,что он был картёжником.Вообще о нём мало что пишут.Но то,что он знал,что рисует это несомненно.

Алина Алексеева-Маркезин   22.03.2015 15:05   Заявить о нарушении