Шулер с бубновым тузом. Жорж де Латур. 1630

      Странная карточная партия! Рты безмолвны, жесты и взгляды застыли. Похоже, остановилось само время. Это один из шедевров постоянной экспозиции Лувра – «Шулер с бубновым тузом».1630г Подпись – Жорж де Латур, лотарингский мастер XVII века.

      Художник сделал и второй вариант картины – «Шулер с трефовым тузом» (сейчас находится в одном из музеев США). Мотив тот же, но иные освещение и цвета. В обоих случаях мы видим вокруг стола трех карточных игроков и служанку.

     С виду игра идет в добром согласии. Вероятно, это игра в прим – предшественник покера. В XVII веке в азартные игры, кости и карты сражались только в притонах, поскольку церковь их проклинала, а король запретил. Часто случалось, что в игре участвовали профессиональные шулера, которых привлекали суммы ставок.

     Ощутите напряжение, буквально сочащееся из картины! Видно, что есть нечто таинственное во взаимоотношениях персонажей. Игра здесь всего лишь предлог.                Мастер использует ее, чтобы вывести наружу три порочных искушения в соответствии с моралью XVII века: игра, женщины и вино. Это – аллегория.

      Посмотрите на человека в тени слева – это шулер. Он вытаскивает из-за спины бубнового туза, который был спрятан в его поясе. Для усиления образа порока лотарингский мастер поместил его спиной к зрителю, в тень – как хищника, подстерегающего добычу. Он одновременно как бы внутри и вне сцены. Свисающие наплечники (шнуры) свидетельствуют о полном физическом и моральном расслаблении.

      А его взгляд! Его лицо вполоборота к зрителю и усмешка свидетельствуют о дурных намерениях. Похоже, он хочет сказать: «Поглядите-ка, как я его обчищу!», приглашает нас в игру. И мы в мгновение ока превращаемся в сообщников зла в ущерб молодому человеку, становимся молчаливыми участниками, более того – нас развлекает недобрый спектакль, разворачивающийся на наших глазах. Истинно мастерский прием!

   Это-жертва.Но очень даже симпатичная.Он символизируют обманутую невинность. Он – полная противоположность негодяя. Богатые и блестящие одежды отличного покроя, наплечники тщательно завязаны бантом. Кукольное лицо, красная шляпка, перо, вонзенное в нее, и цветастые одежды придают ему облик интересный облик.

      Его поведение говорит о наивности. Взгляд не отрывается от карт, он не видит, что оказался в кругу заговорщиков. Карты прячет в руках. Золотые монеты, признак его богатства и доверчивости, рассыпаны перед ним.
     Это испанские пистоли, валюта той эпохи. Он сидит лицом к опасному трио и выглядит изолированным! От шулера и двух женщин, объединенных между собой, его отделяет лишь краешек стола. В этом и есть гений художника. Композиция подчинена строгой геометрии: три нечестных протагониста соединены в один треугольник. Сидящий в стороне дурачок потеряет всё.

      Женщина в тюрбане в центре – это организатор игры. Только она одна обращена лицом к нам. Остальные показаны в профиль. Именно она организует игру и принимает игроков. Именно она главный вдохновитель коррупции! Латур изобразил ее в виде куртизанки. Жемчуг вокруг шеи, в ушах и на запястьях был тогда символом продажной любви.

      С эпохи Возрождения эти драгоценности имели символику чувственности и эротичности. Посмотрите на ее щедрое декольте! Оно притягивает взгляд, на него падает весь свет. Символ плотского греха, женщина к тому же играет в карты и пьет вино.

     Монеты перед ней говорят об алчности. Косой взгляд пугает. Этими деталями Латур превратил ее в символ пороков. Игра, шикарная жизнь, вино, плотские удовольствия и деньги в центре его композиции. Дух либертианства пронизывает картину и подчеркивается разгулом оранжево-красных тонов и богатых предметов: венецианское стекло, жемчуг, перья, переливающиеся шелк и бархат...
А теперь насладитесь игрой взглядов!

      Куртизанка косится на шулера, служанка следит за молодым человеком, шулер смотрит на нас... Именно движение взглядов выдает в трио сообщников. Кроме того – в центре скрещение рук, которое еще больше усиливает ощущение, что перед нами сообщники.  И напротив – руки и глаза жертвы полностью исключены из этого действа.
   
    Именно это делает картину уникальной. Мы даже не говорим об игре света и тени! Боковое освещение придает всей сцене некий драматизм. Свет направляет взгляд зрителя на лица, декольте, бокал с вином, золото... Он еще больше подчеркивает все символы порока. А чтобы сильнее выделить их, Латур использует черный фон.

       Нет сомнений, что лотарингский мастер был под влиянием техники светотени Караваджо, художника итальянского Возрождения и специалиста по свету. Кстати, «Шулер с бубновым тузом» возобновляет тему, введенную впервые в 1594 году итальянским художником в «Игроках в карты».

       В XVII веке северные художники и коллекционеры обожали жанровые сцены, или «картины о нравах», которые выделяли интерьеры, нищих, притоны, карточные игры или музыкантов в полроста, всяческие проделки...
 
        Еще в начале XX столетия никто не знал имени этого живописца. Только в 1915 году удалось объединить разрозненные сведения о шедеврах неизвестного мастера, хранящихся в провинциальных музеях Франции, и выяснить имя автора - Жоржа де Латура.

Источники http://maxpark.com/community/6782/content/2123279


Рецензии
От всего сердца - Благодарю Вас за это повествование!

Афина Аклидис   19.06.2020 14:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.