Вера

Когда началась война, Ветшевой Вере Федоровне было тринадцать лет. Их семья в то время жила в шестидесяти километрах от Ульяновска, в райцентре Карсун.
В пять лет Вера научилась читать и свою первую книгу «Конёк-горбунок» выучила наизусть. Воспоминания детства до сих пор необычайно ярки в её памяти.
Начало войны. Проводы призывников. На сборном пункте играла гармошка, а когда подали подводы и кортеж выехал на дорогу, то женский плач превратился в истошный, раздирающий душу вой. В её памяти эта дорога так навсегда и осталась дорогой плача.
Их, школьников, отправляли на уборку урожая. А вечерами учительница рассказывала уставшим детям о Москве. Эти яркие, завораживающие рассказы и зародили в девочке мечту о чем-то светлом, что обязательно будет связано с Москвой.
Всё свободное время Вера проводила в Доме пионеров: принимала участие во всех мероприятиях, но особенно ей нравились танцы и акробатика. Маленькая и гибкая, она легко выполняла даже самые трудные акробатические номера.
Семья Ветшевых жила очень бедно, и, зная об этом, работники Дома пионеров относились к Вере очень бережно. В то время ее недосягаемой мечтой были валенки,  и они вскладчину купили для девочки валенки, но гордость не  позволила ей  принять этот дорогой подарок.
Не раз Вера выступала в госпитале перед тяжелоранеными бойцами. Её истощенный вид при малом росте вызывал видимое сочувствие солдат, и один из них, старший по возрасту, вытащил огромную по тем временам ценность – сэкономленный кусочек сахара и отдал его девочке.
День Победы запечатлелся в памяти Веры не только радостью, но и горестным надрывным плачем людей, у которых на фронте погибли близкие.
Хрупкая маленькая девочка училась жить у своих учителей. Их стой-кость к трудностям и невзгодам, бережность и любовь, с которой они относились к своим ученикам, создали девочке «защитную оболочку из добра на всю жизнь».
Ночами ей приходилось стоять в очередях, чтобы отоварить хлебные карточки семье, а утром она шла в школу. Нередко, сев за парту, она полностью отключалась. Это были голодные обмороки. Однако самым трудным периодом в школе было время, когда ввели плату за обучение. Её родители были не в состоянии оплачивать учебу дочери, и это был самый страшный момент в ее жизни, но, несмотря на трудности, все годы Вера была отличницей. В то время ее хрустальной мечтой было устроиться уборщицей и заработать денег, чтобы заплатить за обучение.
Как только  девушке  исполнилось шестнадцать,  ее вызвали  в РОНО. Со страхом она ждала отчисления. Однако в РОНО Вере неожиданно предложили возродить и возглавить закрытый еще в 1942 году Дом пионеров. Оформили ее старшей пионервожатой, но фактически девушка была и за директора, и за завхоза и за уборщицу.
К весне 45-го из-за постоянного недоедания силы Веры были на исходе, но летом РОНО направило ее работать воспитателем в  оздоровительный лагерь для ослабленных и голодных детей из деревень. Она организовывала с детьми спектакли, концерты, викторины и соревнования, и ребятишки ходили за ней гурьбой.
Питаясь вместе с детьми, Вера немного поправила свое здоровье и заработала деньги на поездку в Москву в институт.
В столицу она ехала с приключениями. При посадке была такая тол-кучка, что девушка еле успела вскочить на ступеньку, как поезд тронулся. Дверь в вагон была закрыта. От пронизывающего холодного ветра она закоченела и задремав могла бы свалиться, но почувствовала толчок. Солдат, ехавший в сцепке между вагонами, позарился на ее чемодан, в котором были только книги и аттестат. Чемодан вылетел и девушка, не раздумывая, прыгнула за ним в темноту. Она долго лежала без сознания и очнулась от слов: «Где-то здесь». Двое мужчин с фонарем помогли ей встать. К удивлению, переломов не было. Возможно, сказалась ее акробатическая закалка. Один из мужчин был начальником станции Инза. Он привел девушку домой, накормил вместе со своими тремя детьми, а утром принес ей билет и посадил на поезд до Москвы. Но в текстильный институт она опоздала и отправилась в Тимирязевскую академию. Там тоже был закончен прием, но безвыходных положений не бывает. К ней и еще двум девушкам из Средней Азии подошел пожилой мужчина и сказал, что в Ленинградской лесотехнической академии срок приема документов продлен. Он сходил с девушками в управление учебными заведениями, где им выдали  направление в академию. На Казанском вокзале было такое столпотворение, что надежды на скорое отбытие не было.  Через пять дней пребывания на вокзале девушки познакомились с молодой, упитанной и красиво одетой женщиной. Дама оказалась аферисткой. Она забрала у Веры не только ее деньги, но и деньги приятельниц и, сказав, что паспорта понадобятся позднее, скрылась за дверью. Девушка была очень голодна и после падения с поезда заторможена. Просидев некоторое время в забытьи, она очнулась и толкнула дверь. За ней был выход из вокзала.
 Но она все-таки приехала в Ленинград и поступила в академию. Де-вушки заставили Веру выплачивать долг хлебными карточками. От недоедания и малокровия она стала все видеть в желтом свете. Ее мечтой в то время было хоть раз поесть вдоволь.
После защиты дипломного проекта комиссия рекомендовала Веру Ветшеву в аспирантуру, но директор, увидев ее фотографию на документах, сказал, что аспирантура – не детский сад, направил  девушку работать на судостроительный завод.
Общежитие ей не предоставили, а плата за угол в городе равнялась ее месячной заработной плате. Понимая безвыходность положения, Вера пришла в общежитие академии и пролежала там в прострации без денег и еды около недели. Вдруг к ней пришла преподаватель, с которой Вера работала по научным темам и которая относилась к девушке по-матерински. Она сообщила Вере, что на кафедру графики требуется преподаватель.
Год Вера проработала на этой кафедре, а потом поступила в аспирантуру по своей специальности, после окончания которой была направлена на работу в город Красноярск в Сибирский лесотехнический институт. Здесь Ветшева Вера Федоровна двадцать два года заведовала созданной ею кафедрой технологии деревообработки.
Сейчас Вера Федоровна Заслуженный работник Высшей школы, профессор, академик Российской академии естественных наук.  Ею опубликованы более ста восьмидесяти научных трудов, шесть монографий и книг, семь альбомов, получено два патента на изобретение. Академик Ветшева Вера Федоровна награждена Орденом дружбы народов и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», имеет нагрудный знак «Высшая школа. За отличные успехи в работе».
Несмотря на зрелые годы, профессор, академик Ветшева до сих пор преподает на созданной ею кафедре, полна сил и энергии.
Эта хрупкая, невысокая красивая женщина с добрыми, печальными глазами пользуется заслуженным уважением и любовью своих коллег и учеников.
Трудности, выпавшие на долю простой деревенской девочки, и добрые, отзывчивые люди, встречавшиеся на Верином пути, зародили в ней непреодолимую тягу к знаниям, любовь к людям и желание отдавать им свои знания, умение и душевное тепло. Ее вера в свои силы, вера в людей, стремление к достижению поставленных целей вызывают искреннее восхищение.
Считается, что имя, данное человеку при рождении, накладывает отпечаток на его дальнейшую судьбу. Подтверждением этому является жизнь Веры Федоровны Ветшевой.


г. Красноярск


Рецензии