Постояльцы

- Дзынь! Дзынь! Дзынь! – эти звуки услышала Галина Петровна теплым мартовским днем в полдень. Ещё утром шумел ветер, поднимая крупицы отяжелевшего весеннего снега, но утомился и притих, а к обеду выглянуло солнышко, пригрело, да так горячо, что с крыш закапало, и звуки весенней капели наполнили мир своей музыкой.
 Старушка взяла снеговую лопату и стала чистить дорожку во дворе, отбрасывая снег в маленький садик возле дома. Она работала медленно, часто останавливалась и отдыхала. Так не молоденькая поди! Восьмой десяток разменяла недавно. И дети, и внуки наперебой к себе звали век доживать, а она все на земле оставалась. Уже и коровку сил не стало держать, и она подарила её внуку, уже и за козой стало трудновато ухаживать, и она продала её. Опустело подворье. Из его постояльцев остались только старый пес да кот, который больше времени проводил на печке, чем в подполье и кладовке, где могли быть мыши. Зачем они ему, когда хозяйка и так сытно кормит? Вот бы курочек завести, да кто продаст-то ей? В деревне у всех поспрашивала, никто не продает, а в город, на ярмарку поехать силенок не  хватает. Так и зимовала Галина Петровна в компании кота Проньки, который прозвище своё получил за кошачью расторопность и пронырливость еще в ту пору, когда был котенком. Пойман на месте разбойник никогда не был, но куда исчезали иногда лакомые кусочки со стола, Пронька знал наверняка. Дом охранял беззубый пес Черныш.  От старости собачьей он лаял очень редко и не к месту. Однажды мышка в прогулках по дому столкнулась с Пронькой нос к носу. Кот удивленно посмотрел на мышку, стыдливо отвернулся, и всем своим видом дал понять ей, что никакой мышки он не видит, и что она может спокойно идти дальше по своим делам. Если он и ловил когда-то мышей, то ему за свои поступки стыдно, и он давно раскаялся в своих, кошачьих грехах. А бедную серенькую мышку он в упор не видит. Пришлось Галине Петровне самой веником прогнать непрошеную гостью.
 В этом стареньком домике все доживали свой век.
 Очередная лопата снега показалась Галине Петровне тяжелее других. Присмотревшись, старушка заметила в снегу какой-то комочек серо-черного цвета, она даже не сразу поняла, что нашла в снегу замерзшего голубя.
- Бедный ты мой! – сказала старая женщина, - уже весна на дворе, а ты тепла не дождался -  замерз!
Птичка слабо шевельнулась.
- Так ты живой! Живой!
Взяв голубя осторожно в свои ладони, Галина Петровна поспешила в дом со своей находкой. В тепле голубь ожил совершенно, но стало ясно, что он ранен, у него повреждено крылышко, поэтому летать он не может.
- Да я тебя не брошу, нет, не брошу, дорогой! Гляди, какая изба у меня! Тебе место в ней найдется.
Место птичке нашлось в старой просторной корзинке на кухонном подоконнике.
- У меня жилец новый, постоялец, - говорила всем Галина Петровна с гордостью.
В корзинке голубю было тесновато, да и Пронька стал проявлять к птице повышенный интерес, поэтому нужно было постоянно следить за тем, чтобы кот на кухне не появлялся.
 Когда на улице стало теплее, старушка переселила голубя в маленькую светлую кладовку на веранде, днем давала ему волю, и голубь гулял по двору. Иногда он делал попытки взлететь, но из этого ничего не получалось! Каждый день заботливая хозяйка кормила и поила раненую птицу, а однажды решила навести порядок на веранде и в кладовой. Вытряхивая старый половичок, на котором спал голубь, она услышала странные звуки.
- Что такое? – удивилась старушка. Присмотревшись, она поняла, что случилось плохое дело. Она не заметила, что разрушила гнездышко, разбила по неосторожности кладку голубиных яиц. Голубь оказался голубкой.
- Ахти мне! – причитала старая женщина, - ахти! Как же я так? Бедная ты моя птичка!
 Голубка ходила вокруг и кричала так жалобно, что слушать её гортанные звуки было невозможно.
- Я придумаю, как тебе помочь!
 Галина Петровна пошла к соседке и выпросила у нее пять самых маленьких куриных яичек. Она устроила гнездышко, сложила в него яички, пустила голубку в кладовку и ушла, прикрыв за собой дверь.
 Утром она обнаружила, что птичка приняла подкинутые куриные яйца за свои, и сидит на гнездышке, собираясь высиживать цыплят.
- По такому случаю я тебя опять в дом переселю, а Пронька и на улице не замерзнет. Я его во дворе кормить буду!
 Голубка терпеливо высиживала своих подкидышей. В положенный срок все цыплята увидели свет, а когда они обсохли, голубка повела их по чистому полу горницы точно также, как наседка водит своих цыплят.
- Ах ты, умница моя! – радовалась Галина Петровна.
 Пронька, услышав сквозь дверь тонкий цыплячий писк, рвался в дом с дикими кошачьими воплями.
- Смотри ты, у него голос прорезался! Не дождешься поживы? Не получишь ничего! Мы с голубкой птичек убережем!
 Однако Пронька однажды в дом все-таки прорвался и успел схватить цыпленка, но Галина Петровна птичку спасла прямо из кошачьей пасти живехонькую и здоровехонькую. Как быть? Как уберечь цыплят? И надумала старушка перевоспитать Проньку давно известным в народе способом. Она сварила пшенной каши, дала ей остыть и принесла в дом кота.
- Прости меня, что иду на такие меры, но сейчас ты про цыплят и думать забудешь. Десятой дорогой будешь обходить!
 Галина Петровна вначале запеленала кота в поношенный платок, потом принесла старый валенок и положила в него завернутого Проньку. Голову кота она смазала кашицей и положила его к цыплятам. Кот начал вырываться из валенка, но у него ничего не получалось. А цыплята стали склевывать пшено с кошачьей мордочки. Пронька угрожающе замяукал, но птички не испугались и продолжали лакомиться вкусной кашкой. Звуки, которые издавал кот, изменились. Теперь Пронька никому не угрожал, а только жалобно просил цыплят о чем-то на своем кошачьем языке. И если бы был на свете волшебный переводчик, он бы расшифровал просьбы кота.   
- Глаза! Умоляю, только не трогайте мои глаза! Клянусь, я к вам близко больше не подойду! Я буду любить вас братской любовью до конца моих дней! Только не клюйте мои глаза! Бедный я кот! Несчастное создание! Что плохого я вам сделал? Отойдите от меня! Хозяйка! Хозяйка! Люди добрые! Выпустите меня отсюда! Вытащите меня из этого старого валенка! Развяжите мои лапки!
Галина Петровна сжалилась, наконец, над своим старым котом, но Проньку выпустила из валенка не сразу. Вначале она отнесла его к умывальнику, и смыла теплой водичкой остатки каши с его несчастной мордочки, а потом тщательно вытерла чистой салфеткой.
- Что, проказник, не будешь больше за цыплятами охотиться?
 Когда она дала Проньке полную свободу, он с такой скоростью помчался к двери и с такой силой стал её царапать, что Галина Петровна немедленно открыла её. Пронька долго сидел на крыше сарая, и то ли стонал там, то ли мяукал, а к дому подошел только к вечеру. Хозяйка налила ему молочка, кот начал жадно лакать, но тут из-за двери он услышал писк цыпленка. У Проньки округлились глаза, и его в одну секунду как ветром сдуло. Галина Петровна засмеялась.
- Что, помогло мое лечение! Перевоспитался! Теперь я за цыплят спокойна! Теперь ты их не тронешь!
 Наступило лето. Двор покрылся зеленым ковром свежей зелени, и Галина Петровна выпустила голубку с цыплятами на молодую травку, а сама ушла в дом, но через несколько минут во дворе начался переполох. Посмотреть на голубку с подросшими цыплятами слетелись голуби со всей окрестности. Одни из них беспорядочно носились над двором, другие поднимались в синее небо и с огромной высоты камнем бросались вниз, и вновь взмывали вверх почти у самой земли, а другие уселись плотными рядками на крыше сараев и гомонили там, осуждая свою подругу.
- Кыш! Разгулялись здесь! Придется тебя, голубка, вместе с цыплятками под сеточку спрятать! А то твои родственники видно сильно на тебя рассердились за то, что ты приемышей растишь.
 Галина Петровна хорошо почистила старый короб для рассады во дворе, насыпала туда на дно опилок, застелила все соломой, в уголочек поставила поилку, а рядом с ней маленькое корытце для корма. Часть короба она закрыла сверху парниковой пленкой, а остальную - старой капроновой тюлью, которую хранила зачем-то с давних времен. Пригодилась ведь, однако!
 Теперь голубку с цыплятами никто не мог побеспокоить.
 К осени цыплята переросли свою приемную мать, но по-прежнему спали с ней рядом. На зиму все семейство переехало в летнюю кухню, в которой была печка. Галина Петровна протапливала её через день, спасая своих питомцев от холода. Из цыплят выросли курочки, и они ранней весной стали нестись. Голубка жила с ними. Пронька обходил пристанище кур десятой дорогой, а Черныш был к новым постояльцем равнодушен.
 Галина Петровна всем охотно рассказывала удивительную историю о том, как у неё на подворье курочки завелись.
-  Бывают же чудеса на свете! Можно сказать, что они мне с неба упали! И ровно столько, сколько я хотела. Столько-то я прокормлю! Найду чем!    
Голубка так и не летала больше, она долго жила со своими приемышами и прекрасно с ними ладила.


Рецензии
Душевный рассказ, мне очень понравился. Вот только одно у меня сомнение.
Это насчёт голубки. Однажды мы вот так же спали одну голубку со сломанным крылом. Но прожила она совсем недолго. От невозможности летать у неё очень скоро развилось ожирение сердца, и она погибла.
Но в Вашем рассказе получается, что голубка жила долго и счастливо. Ума не
приложу, как это могло получиться.
С уважением. Александр.

Александр Онищенко   04.07.2016 03:36     Заявить о нарушении
А это мой собственный опыт. Я держала голубку с курочками, и она прожила почти два года. Она же летала понемногу. Подпрыгивала нелепо и летала. Кухня была высокой.

Историю услышала в больнице в девяностые от бабушки. А Пронька - наш. Я своего кота из детства в этот рассказ вставила. Как его отучили за цыплятами охотиться.

И с бабушкиных слов вот этот переполох голубей, когда голубка вышла во двор с цыплятами.

Спасибо за отзыв. А со сломанными крыльями голуби точно долго не живут.

Валентина Телухова   04.07.2016 06:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.