Три Ивана

В некотором царстве жил-был царь, православный государь. И была у того царя дочь – красавица Марья. Слава о её красоте все земли облетела. Светлым  ликом затмевала царевна солнце ясное. Статью была полна, нравом – стыдлива; щёки - как маков цвет; брови – тонкие, соболиные; руса косынька -   до пояса, цветами да лентами перевита. Пойдёт царевна с девками хороводы водить -  словно лебедь белая среди уточек по озеру  плывёт. Пойдёт с подружками по саду Божьим светом любоваться – будто яркая  луна сияет меж звёздочек на небосклоне.
 Жили царь с красавицей-царевной – не тужили, пока беда лютая в тех краях не приключилась: повадился Змей летать на Русь  и разорять земли православные. Много сёл да городов испепелил окаянный; несметное количество людей в полон увёл, а под конец подступил поганый к самой столице и велел царю-батюшке выдать ему на съедение Марью-царевну.
 Опечалился государь. Приказал глашатаям скакать во все концы и читать царский указ. А в указе том велено богатырям встать на защиту земли родной и веры православной. Кто поганого Змея одолеет и беду от стольного града отведёт, тому пожалует государь половину царства и в жёны отдаст прекрасную царевну.
 Не успела утренняя зоренька позолотить маковки церквей, разбудил столицу топот конских копыт. Пожаловал к царскому  двору славный богатырь – Иван княжеский сын. Очень хотелось ему стать  зятем государевым да половину царства в приданое с царевной получить.
 Обрадовался государь храброму витязю. Велел не жалеть казны – хорошенько снарядить героя да с почестями проводить  на смертный бой.
 Распахнули слуги царские кладовые – а в них богатства несметные. Выбрал Иван княжеский сын доспехи золочёные; водрузил на голову золотой шелом; меч приторочил к поясу не простой -  самоцветными каменьями изукрашенный.  Седельце на коня накинул шелковое, сбрую нацепил драгоценную. Так и поехал в чисто поле.
 Много ли, мало ли  времени прошло – не видать супротивника. Притомился богатырь. Слез он с коня, лёг под ракитовый куст, подложил щит под буйную голову и заснул.
 Только смежил веки Иван княжеский сын - налетел Змей окаянный, как грозная туча. Увидал спящего богатыря  и проглотил его. 
 Только отзвонил поминальный колокол, вновь послышался топот конских копыт. Пожаловал ко двору другой богатырь – Иван купеческий сын. Очень хотелось ему заполучить царскую казну да обвенчаться с красавицей царевной.
 Обрадовался государь храброму витязю, велел не жалеть казны – хорошенько снарядить героя да с почестями проводить  на смертный бой.
 Распахнули слуги царские кладовые – а в них богатства несметные. Облачился Иван купеческий сын в кольчугу серебряную и голову укрыл шеломом из литого серебра. На рукояти меча, что Ивана прельстил, -  затейливые узоры; седельце  конское мелким жемчугом расшито; уздечка, как тонкий колокольчик, серебряным звоном звенит. 
 Выехал Иван купеческий сын в чисто поле. Ждал-ждал Змея поганого, а того и нет. Притомился богатырь. Спрыгнул с коня, лёг под калиновый куст, подложил щит под бедовую головушку и заснул.
 Почернело вдруг небо – налетел Змей окаянный. Увидал спящего богатыря, разинул огненную пасть и проглотил его.
 Отзвонил в столице поминальный колокол. Пригорюнился царь – неужто не найдётся больше смельчака в его государстве?
 Только он так подумал – послышался стук конских копыт. Прибыл из далёкой веси  ко двору царскому Иван крестьянский сын. Жаждал он одолеть Змея в честном бою, чтобы избавить христианский народ от супостата.
Обрадовался государь. Велел не жалеть казны да с почестями снарядить богатыря на смертный бой.
  Отворили слуги богатые кладовые,  да не прельстился Иван  доспехами драгоценными. Надел он на себя  кольчугу простую, железную. Тяжёлый шлем на голову водрузил, а меч взял булатный, обоюдоострый, три пуда весом.  Сбрую Иван на коня накинул  ладную, щит взял из крепкого дуба. Помолившись на святые церкви да поклонившись царю и народу, выехал богатырь в чисто поле.
 Много ли, мало ли времени прошло – не видать супротивника. Начал   одолевать Ивана сон. Крепится богатырь, гонит дрёму прочь…
 Наконец заволокла горизонт чёрная тучища. Завыл ветер, как лютый зверь, померкло солнце красное  - летит Змей  полонить царевну да спалить дотла столицу белокаменную со всеми церквями.
 Увидал Змей Ивана – расхохотался;   от его ужасного  хохота  затряслась земля-матушка, облетела листва с молодой дубравы, лютики-цветочки осыпались.
- Никак сам Иван крестьянский сын пожаловал?  Трепещи, деревенщина! Проглотил я Ивана княжеского сына, проглотил Ивана купеческого сына, и тебя проглочу не жалеючи!
- Не хвались раньше времени, чудище поганое! Не велик подвиг – проглотить княжонка и купчишку. Ты попробуй-ка одолей крестьянина, сына земли родной!
 Взмахнул  мечом Иван – засвистел в воздухе булат, на змеиную шею опустился. Хлынула из раны кровь, будто широкая река. Разозлился Змей, полыхнул огнём, да ловок богатырь оказался – отскочил в сторонку, а после нанёс окаянному страшный удар в самое сердце. Завыл, застонал Змей. Подошёл к нему Иван и отрубил голову.
Обагрилась земля нечистой кровью.
 Тут рассеялись  грозные тучи, вновь заблистало солнце ясное. Высыпали в чисто поле встречать да славить богатыря девицы и юноши, старики и дети малые, а с ними – царевна Марья. Поклонилась она крестьянскому сыну, отвела его в палаты белокаменные к самому государю.
 Возрадовался православный царь великой победе, велел звонить во все колокола.
 В тот же день обвенчался Иван крестьянский сын с Марьей царевной, и стали они жить-поживать, горя не знать.


Рецензии