В Россию я не вернусь! Продолжение следует

   В 1927 году Фёдор Шаляпин выехал из России в Париж. Несколько лет спустя к нему пришёл Андрей Седых с неприятным известием: певца лишили звания народного артиста. Шаляпин недоумённо развёл руками, глаза его побелели от гнева:
  - Что же мне делать? Стало быть, Шаляпин не народный артист? А кому  же пел Шаляпин, как не народу? Лошадям, что ли? Паспорта меня лишили! Ну, а кровь-то подменить нельзя, кровь-то у меня русская!...Не хочет Шаляпин в Россию ехать, значит надо ему в лицо плюнуть!

   Далее певец произносит фразу, которую никогда не вспоминают его официальные советские биографы, старающиеся доказать, что великий Шаляпин стремился на родину, но его окружение противилось этому: - "В Россию я не вернусь!"
   Шаляпину было тяжело пережить такое отношение к себе:
  - Довольно! Мне в России морду горчицей вымазали. Вот здесь, в Европе, ни немцы, ни французы, ни англичане, никто не приходит ко мне и не требует, чтобы я  обязательно выступал против китайцев.
   Слышал я, что меня там называют эксплуататором. Так ведь я не рабочих эксплуатировал, а свой голос... Звали меня в Россию вернуться, звали... Надо было поклониться... Не люблю я кланяться. Ни царям, ни псарям!

   А знаешь ли ты, мой просвещённый читатель, КАК Шаляпина сделали эмигрантом? ЧТО на самом деле послужило причиной лишения Шаляпина российского гражданства, КТО ему об этом сообщил и КАК Фёдор Иванович  отреагировал  на услышанное?
   Дело в том, что этот исторический факт, как ни удивительно, умалчивался почему - то даже по прошествии времени, когда Шаляпин был канонизирован, когда прах его вернули на Родину, когда устраивали музеи певца.
   Об это я и хочу рассказать в следующий раз.


   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.