Человек и клоун

Алексей повернулся к стене с нарисованными на ней картинками сказочных персонажей, увидел в сотый раз изображение доброго волшебника Гудвина, и  на мгновение закрыл глаза, чтобы немного отдохнуть. Нанесенная на его лицо маска застыла, утратив весь свой веселый шарм, и снова  стала на секунду  бессмысленным набором красок для грима.  Услышав за спиной детские крики: «Лучик! Лучик!», он широко растянул губы в улыбке, вплеснул в глаза озорное лукавство и снова обернулся. Алексей был клоуном. Непрофессиональным, но судя по реакции на его выступления публики – детей, лечившихся в онкоцентре,- мог бы стать неплохим артистом этого жанра.

-А сейчас, дети, к нам должен придти доктор Айболит. Мы позовем его? Давайте дружно скажем: « Доктор Айболит, мы тебя ждем!»
Сначала самые старшие, а потом и все дети с готовностью закричали:
-Айболит! Айболит! Приходи!
Алексей незаметно достал из мешка старую плюшевую игрушку доктора Айболита. Кукла была без оторванного от неё ещё бывшим хозяином какого - то предмета, который, видимо, должен был  находиться в руках героя сказки Чуковского. Вероятнее всего, это мог быть чемоданчик с красным крестом. Доктор, лишенный  самой нужной для помощи вещи,  вынырнул из-за импровизированной ширмы и голосом Алексея радостно прокричал:
-Ап! А вот и я! Ну здравствуйте, мои самые любимые маленькие пациенты! Я вернулся из Африки, где лечил  гиппопотама от гриппа и крокодила от переедания! Услышал вас и сразу же на своем вертолете прилетел сюда! Вам привет от слона Кеши и жирафа Гулливера!

Со своей аудиторией Лучик общался чаще всего посредством фраз детских любимцев – он понимал, что ничто не может так развеселить и порадовать ребенка, как добрые и старые волшебные сказки. Видимо,ещё и потому, что в них всё заканчивается хорошо - на то они ведь и сказки. По устремленным на него взглядам , по заливистому и звонкому смеху, Алексей видел, что детишкам нравятся его незамысловатые шутки. Но глядя в эти тихие глубокие глаза, сильно выделяющиеся на фоне лысых головок, он не мог отвязаться от мысли, что в них читается какое-то слишком взрослое принятие правил игры - ты предлагаешь нам этих кукол, а мы делаем вид, что они настоящие. На самом деле, конечно, дети искренне верили в своих единственных в жизни кумиров и неистово им аплодировали. Правда, не все, а только те, рядом с кем не стояла капельница, в которой, пока дети смеялись, проходило своё сказочное действо - капли лекарства, как бы сначала постучав, бесшумно бежали вниз и чудесным образом растворялись в детской крови, разыскивая поселившихся в ней чужаков.

Алексей знал, что детей обмануть невозможно - либо ты искренне, со всей душой и неподдельно веселясь, развлекаешь их, либо они понимают, что всё это представление-фальшь,а ты здесь только  затем, чтобы пожалеть их, как  родители и врачи, а не потому, что тебе интересны их непосредственность и жизнелюбие, как  прилетающим к их окнам птицам.
                ***
Вечеринка по поводу дня рождения Натальи была в самом разгаре. Алексей чувствовал себя здесь «белой вороной», потому что пил мало и практически не участвовал во всеобщем безудержном веселье. Наталья была его двоюродной сестрой, к тому же сейчас, как модно стало говорить в последнее время, состояла в отношениях с Андреем, бывшим коллегой Алексея по работе в транспортной компании. Андрей за год с тех пор, как Алексей уволился, стал уже первым заместителем директора и охотно бравировал этим при любой возможности. Все женщины, сидящие за столом, внимали каждому сказанному им слову, отчаянно завидовали Наталье, без утайки подолгу задерживая взгляд на ладной фигуре и дорогой одежде Андрея.

Ещё полтора года назад, придя впервые вместе с Алексеем, в этой же компании с Андреем сидела другая женщина - Ирина. Но узнав о суровом диагнозе супруги, дающем право ей жить не больше нескольких месяцев, тот ничтоже сумняшеся развелся с ней, объяснив такое решение мифической изменой и неспособностью супруги иметь детей. Алексей помнил её, маленькую, хрупкую девушку с большими печальными глазами газели, и после ухода Ирины из жизни часто вспоминал образ этой женщины, когда видел матерей больных детей. Что- то было общее между ними – вероятно, навсегда застывшая в глазах тоска, смешанная с надеждой и смирением.

 Сидя перед   включенным телевизором, Алексей, совсем не желая поддерживать общий смех и чтобы никто из гостей не смог у него что - нибудь спросить, поминутно оглядывался на него и невнимательно смотрел идущий по местному каналу фильм. Компания всё больше и больше разгорячалась от выпитого, некоторые требовали танцев, надеясь на пару невинных и вожделенных па с не своими половинками, другие беззастенчиво и заискивающе гоготали над пресными шутками Андрея. Наталья то и дело по-собачьи преданно поглядывала на него, гордясь собой как самой достойной спутницей такого мужчины, охоту за которым она выиграла за год до этого дня у десятка своих же подруг и ещё большего числа совершенно незнакомых ей конкуренток.

Алексей заметил мысли сестры и грустно подумал, что все торжества этой стабильной по составу компании стали напоминать ему хоровод из лиц, которые мелькают в разных сочетаниях, но остаются одними и теми же.  Кружева времени иногда настолько причудливо меняли эти лица друг с другом, что кажется, происходить так будет, пока не иссякнут все варианты сочетаний, какими бы нелогичными и мерзкими они не были. И для них совершенно не важным было, кто, когда и с кем изменил или изменяет сейчас. Это ведь "наш круг общения", привычно оправдывали они себя и друг друга. Алексею вдруг вспомнилось лицо Ирины, выпавшее из этой кадрили образов, и он ещё больше погрустнел.

-Алексей,- вывел его из мрачного оцепенения голос Андрея,-  хватит пялиться на титры. Или ты думаешь, что это караоке? Тогда почему не поешь? - Андрей захохотал и окинул взглядом гостей, приглашая их оценить такую искрометную шутку. Комната взорвалась от  ожидаемого смеха, в основном женского, но и любезно-подчеркнутого, вступающего строго вовремя, мужского. Оттого, что засмеялись все, каждому из них захотелось рассмеяться громче, чтобы его голос был заметен и не затерялся среди общего гула.
-Потому что медведь на ухо наступил, - попытался отделаться банальным ответом Алексей, чтобы не прерывать бенефис остроумия Андрея, и в то же время самому устраниться от участия в нем.
-Видимо, долго  и повсюду по тебе медведь топтался - ни жены, ни детей,- уже откровенно стал хамить  Андрей. Он давно недолюбливал бывшего сослуживца,и сейчас мог себе позволить выплеснуть эту накопившуюся желчь, выдавая свои слова за невинную шутку в пьяной компании.
-Тебя это не касается.
-Касается. Мы же скоро станем одной семьей,- язвительно сказал Андрей, подмигивая Наталье и, как будто в первый раз видит Алексея, добавил:
- Ну и родственники у тебя, дорогая.
-У всех людей один общий родственник. Ты - самое яркое тому подтверждение. Очень похож, - сделал последнюю попытку отшутиться Алексей.
Никто не засмеялся, потому что стало ясно – диалог вышел за рамки простых взаимных колкостей, а Андрей, ощутив, что теряет превосходство над  собеседником и восстановить статус-кво можно, лишь грубо того оскорбив, заплетающимся языком проговорил:
-Ты - жалкий клоун. А я - человек. Престижная тачка, дача, положение, красивая жена, –  живу по-королевски. И люди меня уважают.
-Они, сами того не подозревая, смеются над тобой, а не над твоими скабрезными шуточками. Ведь ты хочешь не рассмешить их и поднять кому - либо настроение. А  жаждешь понравиться самому себе. Они будут смеяться над твоими словами, пока ты жив, но никто не станет плакать о твоей душе, когда ты умрешь. И ты глуп, если не понимаешь этого.
-Лучше быть глупым королем, чем умным шутом, - ухмыльнулся Андрей.

Алексей медленно,словно нанося пощечины, сидя поаплодировал, потом спокойно встал из-за стола и, бросив Наталье: « Прости», направился к выходу. За спиной у него раздался смех гостей - это Андрей имитировал плач, вытирая салфеткой фальшивые слезы. Представление должно продолжаться…


Рецензии
"Show must go on"
Да, иногда наша действительность ставит нас в жёсткие рамки бытия.
Но испытания по выносливости!
С уважением,

Инна Живая   01.12.2017 13:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.